Глава 3. "Якоже Горний Иерусалим". ( о символике храмов Древней Руси)

Aug 17, 2009 03:53

Первая публикация в интернете избранных глав книги Г.Я. Мокеева "Небесный Град Святой Руси".

НАЧАЛО ЗДЕСЬ



"Якоже Горний Иерусалим"

Изыдем любовию, подобно народам,
в сретение Ему, да и в наш Иерусалим
внидет ныне Христос... Уготовим, яко горницу,
души наши смирением, да через причастие
вниде в нас Сын Божий.

/ Св. Кирилл Туровский, XII в. /
 Изначально христианские храмы строились «кораблем», символически напоминая людям о Ноевом ковчеге во Всемирном потопе, о христианском спасении в бурном житейском море. Это были поначалу греческие и римские языческие базилики, приспособленные к христианскому богослужению. Пристроенный поперечный неф превращал их затем в лежащий на земле «латинский крест».

Но в Византии с VI века храмы стали все более строиться центрическими, крестово-купольными, в плане которых проявился греческий равноконечный крест, а также квадрат, куб, круг... Греки как бы начали искать образ идеального христианского храма, освобождаясь от остатков языческой базилики. На путь новотворчества их возможно подвигнули св. Кирилл Иерусалимский (II пол. IV в.) и св. Андрей Кесарийский (рубеж V-VI вв.). Святой Кирилл указывал: «Церковь Соборная имеет же образ и подобие Вышнего Иерусалима (Тв. св. Кирилла... М., 1855. С. 343). Святой Андрей привлек всеобщее внимание к Апокалипсису св. Иоанна Богослова, написав к нему обширное «Толкование». В конце I века св. Иоанн «видех град святый Иерусалим нов, сходящ от Бога с небесе,... и слышах глас велий с небесе глаголющ: «се скиния Божия с человеки...» (Откр. 20: 3, 4). «Истинная скиния есть сия, - указал св. Андрей, - образ ее или, точнее, преобразование образа, был показан Моисею, ныне же церковь служит ее образом» (Толк, на Апок. к XXI, 3,4)

Любой византийских храм служил тогда образом скинии Моисеевой, но не воплощал еще в архитектуре, форме, камне образа Небесного Иерусалима. Доказательством этому служит тот факт, что даже появившийся новый крестово-купольный храм не остановился в своем развитии, а значит, не был образцовым, идеальным.

Еще в XIX веке Г. Филимонов писал: «Замечательная до сих пор главная характеристика развития византийской архитектуры в следующем за юстиниановым периоде (за VI веком. - Авт.) ограничивается почти тем, что купол, высоко поднявшись над своим основанием, получил форму цилиндра, покрытого полусферой, и что на фасадах церквей, представлявших прежде горизонтальные карнизы, начали выказываться главные своды внутренней церкви. Эти две черты характеризуют памятники византийской архитектуры преимущественно X столетия». (Визант. архит. М., 1866 г. С. 23)

Полтысячелетия потребовалось грекам, чтобы усовершенствовать крестово-купольный храм, причем явно не в конструктивном, а в символическом отношении. Надо полагать, после этого он приблизился к необходимому «идеалу». Очевидно, только в X веке Господь Бог сказал творцам-зодчим, стоявшим перед последним образцом: «Остановись мгновенье - ты прекрасно!»

И как положено - мгновение остановилось на... целую тысячу лет, свидетельствуя этим, что «идеал» был действительно достигнут.

В самой Византии новый храм еще только появился, когда греческим зодчим пришлось «нести» его к нам на Русь. Именно у нас крестово-купольный храм с высоким верхом и закомарами остановился в своем развитии до XX века. Греки в X веке достигли «идеала», который русские приняли за «канон», не считая вправе его нарушать. Получившая от греков образцовый по типу храм, новокрещенная Русь «наполнилась» в XI-XIII веках крестово-купольными храмами с высоким верхом и закомарами, в то время как сама старушка Византия хранила в своей ризнице весь набор старых и новых одежд, - храмовых форм некогда великого «Второго Рима».



Но каким образом небольшой храм может походить на такой величественный Первообраз, каковым рисуется у св. Иоанна Небесный Град? Чтобы увидеть эту «похожесть» необходимо сопоставить их друг с другом, отмечая сходные формы. Град (по Иоанну) имеет в плане квадратную стену, а в ней 12 ворот, по трое на четыре стороны. Ворота поручены охранению 12 Апостолов. Указано также, что Град может выглядеть кубом (Откр. 21: 2,12,13,14,16,18).

Здесь целесообразно напомнить также образ Сидящего на Престоле, но представленный в видениях пророка Иезекииля (Иез. 1: 10,15,16, 22; также 10: Откр. 9,10,14). Престол поддерживают четыре многоочитых херувима, под которыми четыре колеса, а над ними - свод (своеобразная опора Престола, «подпрестолье»). Над сводом виднелось подобие самого Престола, а над ним - как бы Подобие Человека. На поздних средневековых рисунках в центре Небесного Града изображались Престол в виде куба с Крестом наверху, или Лобное место (Голгофа) с Крестом, или Агнец с Крестом, или Христос, даже Святой Дух в виде Голубя в сиянии Славы.



Небесный град в символических формах и образах канонических русских православных храмов.
Схема Г.Я. Мокеева

На схеме 1 представлен Небесный Град по позднейшим, уже изометрическим или даже перспективным изображениям. Внутри Града нередки изображения Рая в виде диковинных растений. Над серединой Града - Престол Господень, на данной схеме с колесами и херувимами под ним.



На схеме 2 Небесный град показан по более древним изображениям, без стен, с одними воротами. В середине Града Лобное место с Крестом и Рай растений вокруг. Ворота Града сдвинуты друг к другу и «повалены» на четыре стороны (средневековый способ изображения фасадов). В воротах 12 Апостолов Агнчих.

На схеме 3 Небесный Град изображен уже как храм в виде куба с Престолом, поднятым над храмом колесами арок и держащим Лобное место с Крестом. Престол (барабан), вероятно, символизировал ангельские дариносимые чины. Здесь особенно ясно видна трактовка закомар храма как врат Небесного Града. «Великой церковной стеной высокой и охраняющей живущих в Святом Граде называется Христос, двенадцатью воротами его - святые Апостолы, через которые мы имеем приведение и вход к Отцу». Св. Андрей особо напоминал, что «через Апостолов населяется сей Град» (Толков. к Апокал. XXI, 14-16).

На схеме 4 показан крестово-купольный храм уже в виде символа трехчастной «скинии»: с запада - притвор, в середине «Небесный Град», на востоке - Алтарь (горизонтальное движение к «небу» и что «превыше небес»). Притвор мог быть ниже храма, и тогда «Град» возвышался над ним. Но нередко притворы имели второй этаж для балкона (хора), и его своды оказывались наравне со сводами-закомарами «Града» (у 6,8-столпных храмов). В интерьере центральная часть храма оставалась двусветной и, «Град» из 12 стен-прясел, обычно крещатый (крест образован средними широкими нефами), был виден изнутри. Древнейшие храмы на Руси нередко обносились галереями для многочисленных еще тогда оглашенных.

Не было в христианстве для храмов более высокого символа, чем Небесный Град!

Только за период с конца X по середину XIII века на Руси было построено более 200 каменных крестово-купольных храмов с высоким верхом и закомарами. Храмы все же достаточно отличались друг от друга строительными материалами, деталями, размерами и пропорциями, внешней и внутренней отделкой, а в конечном итоге - обликом, образом. В основном по внешним архитектурным признакам исследователи древнерусского зодчества давно сгруппировали храмы в «архитектурные школы»: Киевскую, Новгородскую, Полоцко-Смоленскую, Галицко-Волынскую, Владимиро-Суздальскую, а позднее - Псковскую, Московскую, Ярославскую. В храмах каждой школы «Небесный Град» был проявлен в разной степени «похожести» на Первообраз. В лучших образцах Владимиро-Суздальской школы (например: Покрова на Hepли, Успенский, Дмитровский соборы Владимира Залесского и др.) храмы демонстрируют не только высочайший художественный вкус, предельную артистичность зодчих, аристократичность храмоздателей, но и глубокое, тонкое понимание этими строителями христианской храмовой символики. На владимиро-суздальском образце (Димитровский собор) можно видеть, «прочесть» священные темы русского православного храма как символа Мироздания, Небесного Рая, Вселенской Церкви.



ПРОДОЛЖЕНИЕ  ЗДЕСЬ

Геннадий Мокеев

Previous post Next post
Up