Норвежский свитер Lusekofte

Jan 16, 2020 22:30



Современный вариант традиционного cетесдальского свитера

Норвежские традиционные свитера из всех скандинавских свитеров самые известные и самые аутентичные, поскольку в свое время информацию о них собирали во время этнографических экспедиций.


Организацией исследований и экспедиций занимался Норвежский народный музей (Norsk Folkemuseum).
И особую благодарность за собранную информацию норвежцы могут выразить Анникен Сибберн, выпустившей в 1928 году книгу с собранными ей по заданию музея вязанными паттернами и орнаментами, и Огот Носс, которая была первым руководителем отдела костюма и текстиля в Норвежском народном музее, и именно она в 1956 году возглавила работу по сбору информации о традициях костюма в Норвегии.

Именно эти женщины ездили в экспедиции по отдаленных деревушкам в горах, долинах и фьордах, документируя традиционную одежду по всей Норвегии.

Слева: Книга Анникен Сибберн (Annichen Sibbern Bøhn), собиравшей информацию о вязаных традициях Норвегии  по заданию Норвежского народного музея (Norsk Folkemuseum) Книга называется "Норвежские вязаные орнаменты" и была выпущена в 1928 году.Справа: Огот Носс (Aagot Noss)

В частности, именно они собрали массу информации о cетесдальском свитере люсекофте (Setesdal Lusekofte), о знаменитых рукавицах cельбю (Selbu) и кардигане фана (Fanakofte).

Вот эти три составляющие орнаментов норвежских  Lusekofte мы здесь и рассмотрим.

Прежде чем начать рассказывать о "кофте" как традиционном свитере, надо разобраться, что это такое.

По-норвежски kofte - это общий термин для различных типов теплой, как открытой так и закрытой одежды, покрывающих верхнюю часть тела. Это могут быть кофры, свитера, пуловеры, кардиганы, куртки, полупальто, что-то, что надевается через голову или каким-то образом застегивается. Русское слово кофта было скандинавским (шведским) заимствованием через польский язык, а в Скандинавии слово было переделано из заимствованного "кафтан".

Lusekofte или "вшивая кофта" (где luse -вши, а kofte - кофта или свитер) - это вязаная шерстяная одежда на верхнюю часть тела с рисунком "вшей" (точки -это "вши").

Вот так это выглядит снаружи и внутри.



Именно этот точечный рисунок в первую очередь ассоциируется с норвежским традиционным свитером lusekofte. Вязали свитера с такими точками много где, но самое широкое распространение  получил  сетесдальский узор, и очень часто люсекофту называют сетесдальским свитером.

Setesdal Lusekofte

Название cетесдальский этот свитер получил из-за Сетесдальской долины, где традиционно вязали свитера Lusekofte. Их там вязали как минимум уже в 1840-х годах.



Первоначально такие свитера вязались в натуральных цветах шерсти - черно-белыми, красить их стали позже. У этих свитеров были белые узоры на черном фоне - внизу, на плечах и на манжетах.

Горловина и рукава окантовывались черной вышитой тканью. Вырез на груди скреплялся застежками из олова или серебра.



Слева: Lusekofte из экспедиции Aagot Noss в 1969 году. Нижняя часть свитера не имеет орнамента, потому что мужчины не носили свитера навыпуск, как сейчас принято, а для тепла заправляли их в брюки с высокой талией, поэтому эта часть одежды была просто не видна, и вывязывать там какой-то узор не имело смысла.
Справа: Lusekofte, приобретенный в Сетесдале в 1911 году для коллекции Норвежского народного музея. То же самое - свитер заправлялся в брюки, поэтому нижняя часть без узора.

Обратите внимание, что в 1911 году свитер оригинально аутентичный, а в 1969 году он украшен еще и розочками, о них будет написано ниже.

Пришивать пуговицы и вязать кофты в том виде, как мы к кофтам привыкли, а также вязать свитера без разреза на горловине и крючков, начали в 20 веке.


Фотографии, собранные этнографическими экспедициями, с виртуального музея Норвегии

Иностранные туристы открыли для себя Lusekofte из Сетердаля в 1920-х годах, они сразу же стали любимыми сувенирами, а потом и товаром на экспорт в ту же Америку,  и именно поэтому именно сетесдальский lusekofte  стал считаться исконно норвежским традиционным свитером, а не свитера с какими-то слегка другими орнаментами из других частей страны (хотя сейчас эти альтернативные орнаменты из других частей Норвегии фирмы-производители свитеров начали широко использовать)



Слева направо: жена Гэри Купера, Джек Хемингуэй, Ингрид Бергман, Гэри Купер и Кларк Гейбл. 1946 год. на курорте Sun Valley "Солнечная долина" в Айдахо., где снимался фильм "Серенада Cолнечной долины" (1941 г.) О курорте и фильме будет в посте о свитерах с оленями.

Вот здесь, например, Гэри Купер в легко узнаваемом норвежском сетесдальском свитере во время катания на лыжах (обратите внимание, что у него свитер заправлен в штаны).



Гэри Купер и Клодетт Колберт на знаменитом лыжном курорте Sun Valley


А вот тут справа у нас не кто иной как сам принц Уэльский Чарльз, наследник британской короны, модничает в более старомодном варианте сетесдальского lusekofte с застежками. Фото, по-моему, из 80-х, так что lusekofte носится на выпуск.

Слева не уверена кто это, фото было совсем без подписи. Но лицо до боли знакомое, не норвежский ли это король...


Мортен Харкет (Morten Harket) солист норвежской музыкальной группы A-ha и в свое время икона международной музыки, в характерной белой сетесдальской lusekofte.



Сетесдальский паттерн представляет из себя вот такой крестообразно-ромбовый рисунок (в разных вариациях) в районе плеч, манжет и талии / нижнего края.



Ну и, естественно, "вшиные" точечки (luse)

Selburose

Ну а теперь поговорим о розочках Selbu, которые большинство иностранцев упорно считаeт снежинками, изредка звездочками

Selburose - это вязаный узор из роз в форме правильной октаграммы. Названию своему он обязан месту под названием  Сельбю (Selbu), расположенному в норвежской губернии Трёнделаг.



Слева Трёнделаг на карте Норвегии, справа Сельбю на карте Трёнделага, а в центре герб Сельбю, присвоенный ему в 1991 году как раз из-за ставшего знаменитым на весь мир местного узора.

Придумала этот дизайн то ли в 1852, то ли в 1857 году (источники разнятся) местная девочка Марит Эмстад (Marit Emstad 1841-1929), связавшая три пары варежек из шерсти разного цвета (натуральной черной и белой) с рисунком из восьми лепестков розы и принесшая их в церковь.



Слева Марит Эмстад во взрослом возрасте, справа роза Сельбю в форме правильной октаграммы.

Варежки с розочками так понравились местным женщинам, что они стали вязать свои собственные варежки с такими же розочками, причем часто придумывая собственные вариации орнамента.

В 1897 году Марит впервые привезла варежки на продажу в город Тронхейм и с ними познакомились горожане и норвежская "интеллигенция".



Слева: памятник "Материнское наследие" в Сельбю, посвященный вязанию, скульптор Сиверт Донали (Sivert Donali), 2004 год
Справа: дисплей варежек Селбю с разнообразными вариациями орнамента розочки Сельбю.

В 1905 году Норвегия по разрешению великих держав отделилась от Швеции, став самостоятельным государством, после чего перед ними встала проблема поиска идентичности, отличной от датской и шведской. Исторически так сложилось, что идентичность нового государства часто начинают искать в одежде.

Роза Сельбю и стала одним из таких примеров национальной норвежской идентичности.

В 1910 году Норвежский клуб искусств и ремесел начал эти варежки рекламировать и распространять по всей стране. Норвежских девушек учили вязать этот узор, и пара варежек с розой Сельбю стала в результате традиционным подарком норвежской невесты жениху и его друзьям.

Огромное количество женщин начало заниматься этим вязальным промыслом на продажу, значительно улучшив свое финансовое положение, так как продажа варежек приносила намного больше денег, чем традиционные занятия



Скульптура "Тролль из Сельбю"

Варежки начали продавать и в другие страны, в частности, торговыми агентами выступали норвежские иммигранты. Хотя за границей никто не понял, что орнамент - это роза, все до сих пор думают, что это или снежинка, или звезда.

В самом Сельбю к 1960-м годам бОльшая часть экономики стала зависеть от торговли этими самыми варежками.

Ну и понятно, что если есть узор, то использовать его кроме варежек можно и при вязании других вещей - носков или свитеров, например. Так что свитера тоже стали вязать.



Я думаю, что понятно, почему свитера и кофты с использованием только розочек как-то не стали супер популярны. Когда розочек слишком много, в глазах рябит. Плюс выглядит слегка как "бабушкина кофта".

Но розочки стали с удовольствием объединять с узорами cетесдальских свитеров.  И получилось очень красиво.



Fanakofte

Ну и, наконец, последний важный элемент орнамента, который пришел в современный традиционный норвежский свитер из Бергена, вернее, района Бергена под названием Фана.



Слева норвежская губерния Хордаланн, где расположен Берген, а справа план Бергена, где розовым цветом отмечен район Фана.

Берген - бывшая столица средневековой Норвегии, один из портов Ганзейского союза, важнейший порт западной части страны. Ну а чем у нас характеризуется портовая жизнь? А полосатостью. И вот в теx местах народ традиционно вязал полосатые изделия под названием Fanakofte.



Слева модель в Fanakofte 1953 год. Справа Берген в 1953 году, виден мужчина и 2 мальчикa в полосатых свитерах.

Про историю Fanakofte я в интернете почти ничего ничего не нашла, так что не знаю, в каком конкретно году и веке и кто именно этот полосатый дизайн начал использовать. Видимо, надо какую-то книгу покупать, где история Fanakofte описана.

Поэтому очень кратко.





Fanakofte - это обычно вязаный свитер или жакет с рисунком, двухцветный (первоначально скорей всего черно-белый), полосатый, с точечками-вшами (luse) и шашечным рисунком по подолу и рукавам.

Кроме того, вдоль плеч и наверху рукавов его украшают розами Сельбю, что означает, что придумано это было уже, видимо, когда розa Сельбю стала знаменита.



Норвежские свитера обычно вяжутся из овечьей шерсти мерино, ну по крайней мере качественные норвежские lusekofte.

Поскольку Норвегия стала продавать свои свитера за границу еще в начале XX века, то норвежские бабушки, вяжущие свитера дома на продажу, в наше время уже достаточно дефицитны (хотя первоначально это был именно домашний промысел, вязали вручную на дому).

Производство этих традиционных свитеров сейчас поставлено на поток, осуществляется фабричным способом, в последнее время все больше в Китае и прочих странах дешевого труда, и продается под различными известными брендами, типа, например, Dale of Norway. При этом бренды не боятся экспериментировать, объединяя традиционные орнаменты, и не только те 3 самые знаменитые, что я описала, но и всякие другие, значительно менее известные. Пытаются вписать в дизайн исландские орнаменты (лопапейсу) и шотландские орнаменты (на островах Шотландии тоже есть очень узнаваемых традиционный орнамент).

Новодел тоже придумывают.  А уж сколько рождественского новодела специально придумывают!  Поскольку пост получился и так очень большой, про то, откуда вдруг в норвежских свитерах взялись олени, я напишу отдельнo.

Ранее по теме
Традиционные скандинавские свитера
Исландский свитер Lopapeysa
Финский свитер Jussipaita

Путешествия, В мире, Культура, Общество

Previous post Next post
Up