Посмотрите, как гармонично вписывается орнамент свитера Lopapeysa в исландский пейзаж.
Исландский свитер " Lopapeysa" (лопапейсa) относится к разряду тех необыкновенно редких вещей в нашем глобалистском мире, которые до сих пор умеют громко заявлять о принадлежности и культурном наследии людей.
Для исландцев надеть лопапейсу - это все-равно что носить с собой кусочек родной Исландии. Этот свитер необыкновенно гармонично вписывается в суровую природу острова, одновременно отсылает к истории страны, и при этом еще прекрасно и надежно защищает от погоды, которая в Исландии может быть крайне неприветливой, холодной, ветреной и вообще опасной для жизни.
При этом традиционный исландский свитер не такой уж и старый, а его дизайн не такой уж и исконно исландский.
Но иногда случаются такие знаковые дизайнерские находки в этномоде, когда придумывают одежду, которая до такой степени идеально ложится в культурный код народа, что сразу же становится неотъемлемой частью этого культурного кода.
Именно так случилось со свитером лопапейса.
Слово "lopapeysa" состоит из двух частей: "lopa" шерсть и "peysa" свитер, то есть в переводе означает “шерстяной свитер"
То же самое ощущение, что свитер - часть ландшафта, так он красиво вписывается
При этом lopi - это не просто шерсть, а особый вид шерстяной нити, сделанной из шерсти исландской овцы.
Исландские овцы были выведены из привезенных викингами с континента обычных европейских овец, которые более 11 веков находились в изоляции с полным отсутствием контакта с другими породами, и в результате превратились в уникальную породу, так как все эти 11 веков адаптировались под субарктический суровый климат острова.
Их шерсть обладает своеобразным сочетанием внутренних и внешних волокон. Внешние волокна длинные, глянцевые, прочные и водостойкие, а внутренние тонкие, мягкие и изолирующие, что обеспечивает высокую устойчивость к холоду. Именно из-за этих специфических свойств овечьей шерсти и lopi, и свитера lopapeysa по-настоящему уникальны
Исландские овцы
Lopi состоит из двух слоев и содержит в себе как ветровую шерсть, так и флисовый подшерсток. Наружное влагостойкое покрытие - это длинные грубые волокна (ветровая шерсть), а под ним изолирующий слой, который состоит из мягких коротких волокон. Они обрабатываются вместе, чтобы создать жгут из пряжи. Из-за этого lopi содержит больше воздуха, чем обычная пряжа, и, как следствие, обладает лучшими изоляционными свойствами. В Исландии изготавливают три вида шерстяной нити lopi различной толщины.
Один из видов шерстяной нити Lettlopi
До 19 века местная исландская шерсть использовалась на острове как для одежды, так и для изготовления предметов обихода, тех же одеял, скатертей или ковриков, но в 19 веке из Европы хлынул поток одежды и шерстяных изделий, сделанных фабричным способом, и исландским женщинам пришлось искать выход, что же делать с местной шерстью, которая для европейских ткацких станков была нестандартной и даже экспортироваться не могла.
Современные экземпляры исландской этнической одежды, которую в стране массово носили до конца 19 века.
С фабричными брюками, пиджаками, плащами местные мастерицы конкурировать не могли, а вот вязаные свитера, шапки, варежки по-прежнему были очень востребованы.
Свитера lopapeysa в Исландии начали вязать или в начале или уже ближе к середине 20 века
Не существует какого-то единого мнения, откуда именно взялся хомутный дизайн свитера (орнамент кольцом вокруг горловины) и кто именно его первым начал использовать.
Существуют предположения, что этот рисунок мог быть вдохновлен мотивами гренландского национального костюма, орнаментами американских индейцев, как северных, так и южных (ацтеки, навахо, инки), южноамериканских, турецких и шведских текстильных узоров.
Наиболее реалистичным выглядит мнение о гренландском национальном костюме. Он выглядит вот так, только здесь ничего вязаного нет, это бусы.
Национальный костюм Гренландии.
Кроме того, существует заявление известной исландской писательницы и мастерицы народных ремесел Аудур Лакснесс (Auður Laxness), жены лауреата Нобелевской премии по литературе Халлдора Лакснесса, которая в интервью 1998 года рассказала, что в 1947 году Халлдор привез из поездки в Америку книгу о культуре инков, и именно орнаменты из этой книги и вдохновили ее на создание узора свитера. Хотя Гренландию она посещала.
Аудур Лакснесс (судя по горшку на заднем плане она интересовалась керамикой)
Я не уверена, чем именно в культуре инков можно было вдохновиться на такой узор, но сильно подозреваю, что это могла быть керамика
Керамика инков.
В общем, что бы там все вместе не было, но сочетание шерсти исландских овец натуральных белых, серых, черных и коричневых цветов, хомутного узора и орнамента в виде каких-то то ли сосулек, то ли снежной изморози, то ли изломов скал, то ли еще чего, необыкновенно органично вписалось в быт исландцев. Свитер lopapeysa стал национальной исландской одеждой.
В ледяной пещере под Рейкьявиком
В 1977 году группа исландских предпринимателей, в основном женщины, основала Ассоциацию ручного вязания Исландии.
http://www.handknitted.is/ Свитера, которые продаются в магазинах Ассоциации в самой Исландии, связаны вручную 100% из шерсти исландских овец (по-моему, на машине эта шерсть так и не обрабатывается, но могу ошибаться), то есть это до сих пор очень качественные вещи, которые сейчас в продаже встречаются очень редко, из серии "носить - не сносить".
А за пределами Исландии эти свитера уже начали культурно апроприировать в Китае. Там для продажи в предрождественский сезон вместе с уродскими свитерами делают жуткие подделки лапопейсы, как по качеству, так и по цветовым решениям.
Ранее по теме
Традиционные скандинавские свитера