А зачем вам это определять? Ведь речь идет не о том, чтобы ее непременно проявлять, а о том, чтобы работать с тем, что реально есть, а не с масками этого чувства. как говорят англичане - "называть лопату лопатой".
А уж про "можно позволить себе испытывать или нет" - это отдельная история. Эмоции нас не спрашивают, можем мы позволить себе их испытывать или нет. они просто возникают.
Общество не может быть заинтересовано в том, что принадлежит мне лично (ergo, во мне оно не заинтересовано -- только в том, что оно может из меня извлечь как мои функции). Терапия, поскольку она работает только с "маской" (персоной), с "социальным Я" пациента, тем, что видимо для окружающих (в т.ч. для терапевта), может работать только с проявлениями. Т.е. с масками же. К личному терапевт не допускается. Другое дело, что мне самой невыгодно испытывать эмоции -- это сильно мешает действовать. Но опять-таки, терапевт может лишь помочь мне лишь с приёмами "глушения" эмоций до требуемого рабочего фона ровной апатии. Субъективно мне может быть важно, к кому именно я испытываю агрессию и справедливо ли это чувство. Если не справедливо -- оно должно быть уничтожено или перенаправлено на заслуживающий его объект.
Ох, тут, к сожалению, может сложиться целый список. От реальных родителей-учителей-начальников до сторонних оценщиков и собственной внутренней цензуры.
что-то меня изумляет уже самый первый заход с "мы нужны целому". да ладно? никакая особь не нужна ни виду, ни биогеоценозу, на биосфере в целом. природе вообще ничего не нужно, ибо она не субъект и не может испытывать необходимость в чем бы то ни было. так что дальнейшие построения про отъятие безусловной ценности и осмысленности тоже выглядят неубедительно. сам тезис про то, что стыд заменяет/вытесняет гнев в общем схож с идеей (довольно старой) что социальные ритуалы у сапиенсов служат механизмом ограничения внутривидовой агрессии. фиговенько служат, сравнивая с теми же хищниками, но и правда сказать - человек на протяжении большей части истории своего вида был довольно слабосилен (в рамках вида), и этих мер хватало. стыд/вина это, несомненно, социальные и культурно обусловленные эмоции, так что логика годная. но уверениями, что мы, как и каждая былинка, нужны Абсолюту, это не чинится.
"меня изумляет уже самый первый заход с "мы нужны целому". да ладно? " Да, вот это был момент. который меня озадачил. Почему и написала, что статья - неоднозначная.
"стыд/вина это, несомненно, социальные и культурно обусловленные эмоции, так что логика годная." А это другой момент, ради которого и принесла.
я по этому поводу все время жалею, что мы не бонобо. ну что бы нам не взять модель "любовь вместо войны", а! ходили бы к психотерапевту прорабатывать токсичную сексуальность))) извините, если юмор неуместен.
Comments 52
Как определить:
а) против кого направлена эта агрессия;
б) справедлива ли она, обоснована ли она, т.е. можно ли позволить себе её испытывать и проявлять?
Reply
А уж про "можно позволить себе испытывать или нет" - это отдельная история. Эмоции нас не спрашивают, можем мы позволить себе их испытывать или нет. они просто возникают.
Reply
Другое дело, что мне самой невыгодно испытывать эмоции -- это сильно мешает действовать. Но опять-таки, терапевт может лишь помочь мне лишь с приёмами "глушения" эмоций до требуемого рабочего фона ровной апатии.
Субъективно мне может быть важно, к кому именно я испытываю агрессию и справедливо ли это чувство. Если не справедливо -- оно должно быть уничтожено или перенаправлено на заслуживающий его объект.
Reply
А глушение эмоций - оно как бы чревато. Взрывами.
Reply
«Именно поэтому мы так болезненно реагируем, когда нас пытаются подавлять и обесценивать. Внушают нам, что мы не ОК.»
Кто пытается подавлять и кто внушает?
Reply
Reply
так что дальнейшие построения про отъятие безусловной ценности и осмысленности тоже выглядят неубедительно.
сам тезис про то, что стыд заменяет/вытесняет гнев в общем схож с идеей (довольно старой) что социальные ритуалы у сапиенсов служат механизмом ограничения внутривидовой агрессии. фиговенько служат, сравнивая с теми же хищниками, но и правда сказать - человек на протяжении большей части истории своего вида был довольно слабосилен (в рамках вида), и этих мер хватало. стыд/вина это, несомненно, социальные и культурно обусловленные эмоции, так что логика годная.
но уверениями, что мы, как и каждая былинка, нужны Абсолюту, это не чинится.
Reply
Да, вот это был момент. который меня озадачил. Почему и написала, что статья - неоднозначная.
"стыд/вина это, несомненно, социальные и культурно обусловленные эмоции, так что логика годная."
А это другой момент, ради которого и принесла.
Reply
ходили бы к психотерапевту прорабатывать токсичную сексуальность)))
извините, если юмор неуместен.
Reply
Так именно потому, что мы не бонобо :)
Reply
Leave a comment