Мнение иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина)
о проповеди Патриарха,
произнесённой 29 апреля в Храме Христа Спасителя.
В воскресенье прислали ссылку на видео с проповедью Патриарха, произнесённой в Храме Христа Спасителя.
В скиту очень плохая связь, но проповедь прослушать удалось.
Что-то могло смутить слушателей, потому решил выразить своё отношение к сказанному.
Чтобы ненароком не исказить слов Первосвятителя, отыскал проповедь на официальном сайте Московского Патриархата. Зная, что каждый может найти и проповедь, и житие, не стал приводить их полностью, выбрав только то, что могло взволновать православных.
Чтобы обойтись без кавычек, придающих тексту иронический оттенок, отрывки из проповеди решил выделить красным шрифтом, текст из жития зелёным, авторский оставить чёрным.
Итак, помолясь, приступим.
29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
… Мы также совершаем память святой Марии Египетской… Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.
В Иерусалиме было много святынь, главная из которых - Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь - конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню - где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке.
Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню - давайте только подумаем! - чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было. Зосима не мог понять, кого же он встретил, - человека или ангела. Как же эта женщина - без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу - как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде?
Это был единственный за всю историю Церкви случай. Когда преподобную не пустил в Храм Сам Господь, туда без всяких препятствий вошёл остальной народ, хотя явно не был безгрешным. Как величайшее утешение Святая Церковь-Мать оставила нам её житие, чтобы сделать явным для всех величие Божие, чтобы грешники не впадали в отчаяние, вспоминая свои многие грехопадения и не видя конца борениям. После семнадцати лет борьбы преподобной с плотскими страстями Господь, видя её страдания и мужество, даровал ей в поводыри Духа Святого, Который вложил в сердце кающейся Священное Писание и заменил ей молитвы в Храме, помощь духовников, братьев и сестёр.
Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, - которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, - а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха - через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения - можно взойти на ангельскую высоту.
Из жития преподобной Марии Египетской:
Более семнадцати лет невозбранно предавалась я греху и совершала все безвозмездно. Я не брала денег не потому, что была богата. Я жила в нищете и зарабатывала пряжей. Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.
Проводя такую жизнь, я однажды увидела множество народа, из Ливии и Египта шедшего к морю, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Захотелось и мне плыть с ними. Но не ради Иерусалима и не ради праздника, а - прости, отче, - чтобы было больше с кем предаваться разврату. Так села я на корабль… Так прибыла я в Иерусалим и во все дни до праздника, как и на корабле, занималась скверными делами.
Когда наступил святой праздник Воздвижения Честнаго Креста Господня, я по-прежнему ходила, уловляя души юных в грех. Увидев, что все очень рано пошли в церковь, в которой находилось Животворящее Древо, я пошла вместе со всеми и вошла в церковный притвор. Когда настал час Святого Воздвижения, я хотела войти со всем народом в церковь. С большим трудом пробравшись к дверям, я, окаянная, пыталась втиснуться внутрь. Но едва я ступила на порог, как меня остановила некая Божия сила, не давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем как все люди шли беспрепятственно… Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала. Так было три или четыре раза. Силы мои иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти.
Тут я почувствовала, что это грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой: «О Дево, Владычице, родившая плотию Бога Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону… Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь… Повели, Владычице, да отверзутся и мне двери святого поклонения Крестного… Обещаю Тебе с этого времени уже не осквернять себя более никакою плотскою скверной, но как только увижу Древо Креста Сына Твоего, отрекусь от мiра и тотчас уйду туда, куда Ты как Поручительница наставишь меня».
И когда я так помолилась, почувствовала вдруг, что молитва моя услышана. В умилении веры, надеясь на Милосердную Богородицу, я опять присоединилась к входящим в храм, и никто не оттеснил меня и не возбранил мне войти. Я шла в страхе и трепете, пока не дошла до двери и сподобилась видеть Животворящий Крест Господень.
Так познала я тайны Божии и что Бог готов принять кающихся. Пала я на землю, помолилась, облобызала святыни и вышла из храма, спеша вновь предстать пред моей Поручительницей, где дано было мной обещание. Преклонив колени пред иконой, так молилась я пред ней:
«О Благолюбивая Владычице наша Богородице! Ты не возгнушалась молитвы моей недостойной. Слава Богу, приемлющему Тобой покаяние грешных. Настало мне время исполнить обещание, в котором Ты была Поручительницей. Ныне, Владычице, направь меня на путь покаяния».
И вот, не кончив еще своей молитвы, слышу голос, как бы говорящий издалека: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой».
В этом отрывке мы видим и сугубое покаяние великой грешницы, и Заступничество Пречистой, и безмерное Человеколюбие Божие, и понимаем, что только по особому Промыслу Божьему преподобная отделила себя от мiра, понесла подвиг уединения, взошла на ангельскую высоту, следуя не человеческому решению, а повинуясь воле Пресвятой Богородицы!
Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление.
Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии.
Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», - а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.
Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись.
Двусмысленные слова. За них могут ухватиться раскольники всех мастей и те, кто не посещал Храмы, говоря, что у них «Бог в душе». Наверняка, чтобы не было разнослышания и разночтения, можно было сказать проще: «Прошу всех во время карантина побыть дома, потерпеть это, как великую нужду, зная, что без Церкви нет спасения».
Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.
… Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, - это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская - не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.
Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте - слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.
Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни - для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве.
И какое же полное одиночество предлагается не одиноким городским жителям, многие из которых имеют семьи?
Опять спросил авва Зосима: «Неужели без болезней пребыла ты столько лет? И никаких искушений не принимала от внезапных прилогов и соблазнов?» - «Верь мне, авва Зосима, - отвечала преподобная, - 17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями, борясь со своими помыслами… Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Египте. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слышались мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспоминала тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богородицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу помыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина.
Блудные же помыслы, прости, авва, как исповедаю тебе?
Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая
Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления.
Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, Помощница моя, во всем руководствует мною.
Не знаем, смогла бы преподобная выдержать все эти неимоверные искушения, находясь не в дикой пустыне, а в современной квартире, где нам предлагают подражать её житию?
Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов.
Семнадцать лет жесточайшего борения!
Сорок семь лет пустынножительства! Единственная в своём роде святая! Кто же из нас, ныне живущих, способен понести и малую частицу подвига той, чьё покаяние совершалось в меру молитвы и плача, той, с которой не сравнялись и великие подвижники древности?
Ведь из житий святых отшельников мы знаем, что и они порой приходили в монастыри для Причащения. И сама преподобная, понесшая величайшие подвиги, не смогла обойтись без Святого Причастия, которое перед смертью преподал ей старец Зосима. Даже она не смогла обойтись без Церкви! Что ожидает горожан в их квартирных «пустынях»? Только ли молитвенное правило и книги святых отцов? Не вытеснит ли у многих оставшееся благочестие растлевающий души зомбоящик - пошлыми сериалами, зубоскальными передачами и прочей скверной? Если против этих «ядовитых змей и диких зверей» устоят церковные люди, то вряд ли с ними справятся те, кто только делал первые шаги к Церкви.
Вместо послесловия.
Из письма слушательницы:
«Да, сравнение с преп. Марией Египетской - откровенная натяжка. Она не по своей воле не смогла войти в Храм. И последующие десятилетия провела в пустыне не потому, что хотела от чего-то уберечься, а совсем наоборот - потому что была готова на всё, даже на смерть (которая вполне возможна в пустыне), лишь бы очиститься от греха. Именно это было с её стороны доверием Богу, как с нашей стороны таким доверием могло бы быть хождение в Храм в условиях эпидемии».
Из отзыва жительницы Милана:
«…Все враньё про стадионы, и горы трупов, и про голод. Да, сидим дома и можем ходить только в магазин, и никто, никакая полиция, нас не гоняет. Могут проверить, и, если не по делу вышел, штраф, контролируют передвижение через телефон, но нет ничего страшного. Соблюдай правила и всё!! Просто Италия была не готова и не получила помощь вовремя от Европы. Нужно было сразу всё закрывать везде. Бергамо маленький город, и поэтому Крематорий очень маленький, везут людей в другие крематории, вот и всё. Более того, многие старики умирают от инфаркта, а пишут КОРОНАВИРУС.
За сутки в Италии умирает намного больше людей от рака (а в данном случае много людей сразу). Да, вирус есть, но всё не так страшно, как пишут. Просто нужно соблюдать правила, так как он быстро распространяется. Самое неприятное, если увозят родственника в больницу с вирусом, ты его можешь больше не увидеть, так как его сразу кремируют, и ты из-за карантина не можешь с ним попрощаться. Это очень тяжело, у моей подруги так папу увезли, но она и мама переболели и выздоровели.
От гриппа тоже много умирает людей каждый год. Люди сходят с ума от прессинга массовой информации… сидя в четырёх стенах. Страх убьёт больше людей… чем вирус. На это всё и рассчитано. Письмо якобы Русской женщины гуляет по интернету с ужасными подробностями, которые раздуты до невозможных размеров. Никто не умирает от голода у нас… Просто люди немного устали сидеть дома, особенно без такой духовной поддержки как Причастие и литургия… Всё Господь попустил, всё не просто так, и не нужно впадать в истерику и паниковать, иначе какие мы Православные??
ЯКО С НАМИ БОГ И НИКТОЖЕ НА НЫ!!!! Литургия и Причастие - единственное спасение, и, если есть возможность, ходите, так как в Италии все уже исстрадались».
И в заключение.
Пока закрываются Храмы и мечети, «иудейский синедрион обратился с ходатайством к властям Израиля на проведение первого за 2000 лет пасхального жертвоприношения на Храмовой горе». Если поветрие в самом деле опасно, то что же получается? Иудеи рискуют потерять здоровье и жизнь ради исполнения не спасительного ныне ветхозаветного обряда, а христиане так дорожат своим здоровьем и жизнью, что готовы отказаться от спасительной встречи со Христом во Святом Причащении? Ветхозаветная вера иудеев сильнее новозаветной христианской? Их чаяние встречи с мошиахом-антихристом желаннее нашей встречи со Христом? Пастыри и пасомые забыли, что Христос и есть Жизнь? Трудно в это поверить. Убеждён, что есть ещё малое стадо, для которого лучше умереть ради Христа и быть со Христом, нежели жить без Него. К верным до смерти и обращены слова Спасителя: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. 12:32).
Иеромонах Роман
Скит Ветрово
31 марта 2020
Источник:
http://vetrovo.ru/prose/ne-bojsya-maloe-stado/ ___________________
См. также:
Сбываются пророчества преподобного Серафима Вырицкого об угрозе свободного исповедования верыИнструкция настоятелям приходов и подворий, игуменам и игумениям монастырей Московской епархии в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции Крепость нашей веры: В Питере не будет коронавируса, если питерцы будут молиться Новый Никодим: Рассказ для тех, кто боится заразиться и подхватить вирус через Причастие Что опаснее - коронавирус или паника и агрессия: Наставления верующим http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=20440