О посте

Apr 02, 2020 20:09



«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал. 5, 16-17).



«Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 14).
Пост - дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте.
Пост охраняет младенцев, делает целомудренным юного, почтенным старца, ибо седина, украшенная постом, достойнее уважения.
Дети, как цветущие растения, да орошаются водой поста.
Пост - самое лучшее убранство женщин, узда во цвете лет, охранение супружества.

Примите пост, здоровые, - это охрана вашей телесной крепости.
Примите пост, больные, - это матерь здоровья.
Пост отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.



Пост доблестные дела в бранях совершает, во время мира учит безмолвию.
Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями.

Охранители жизни нашей - Ангелы деятельнее пребывают с теми, кто очистил душу постом.
Пост полезен во всякое время, потому что на постящегося не смеют нападать демоны.
Время поста определяет не воля каждого, но богочестие.
Намереваясь поститься, не будь уныл поиудейски, но покажи себя веселым поевангельски.
Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни.
Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.
Наиболее опытные постом истребляют излишнее, чтобы под бременем отяжелевшей плоти не сокрушились силы.

Святитель Василий Великий.

Пост - мир в домах. Пост - попечитель и хранитель девства. Пост - путь к покаянию и причина слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире (1Ин. 2, 15).
Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселию.
Посту... радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностью подвизались в посте.
Посту радуется и Господь наш, если только постимся с любовью, надеждой и верой.

Преподобный Ефрем Сирин.

Пост заповедан Самим Богом, ибо в пророчестве святого Иоиля сказано: «Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.... назначьте пост» (Иоил. 2, 12, 15). Здесь именно повелевает Бог, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. Итак, мы должны поститься, исполняя Божию заповедь.

В книге Товитовой Ангел Рафаил говорит Товии: «Доброе дело молитва с постом и милостынею и справедливостью»...

«Лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов. 12, 8). Всякий да внемлет: если Ангел говорит это, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифь написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах.

В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней.

О том, как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: «одевался во вретище, изнурял постом душу мою» (Пс. 34, 13); и в другом псалме: «Колени мои изнемогли от поста» (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему.

Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).

Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: «Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 2-3). И святой апостол Павел в послании к Коринфянам, увещевая верных: да «во всем являем себя, как служители Божии» (2Кор. 6, 4), между иными богоугодными делами упоминает и пост: «в бдениях, в постах» (2Кор. 6, 5); и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2Кор. 11, 27).

Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом? Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров поста имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают об этом жития святых.

Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божий заповеди и церковные предания. Для непостящихся же установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге в 69-м правиле святых апостолов: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в сорок дней, то есть в Великий пост, не постится и во весь год в среды и пятницы - да извержен будет, только если не препятствует посту телесная болезнь, немощному же дозволяется по необходимости вкушать масла и вина. Если же мирской человек не постится - да отлучен будет».

Святитель Димитрий Ростовский.

Первая заповедь, данная Богом человечеству, - заповедь о посте. Она была необходимой для нас в раю, до падения нашего, тем нужнее она после падения.
Святые Отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвении наш ум, в должной тонкости и духовности наше сердце. Тот, кто колеблет основание добродетелей, колеблет все здание добродетелей.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Пост - средство к духовному перерождению

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с апостолами и, посредством поста достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного - праведным, из злого добрым, из нечестивого - благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни.
Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом.
Как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и Христос после крещения установил пост.
Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления.
Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе.
Пост порождает ангельскую жизнь и усовершенствует духовное тело.
Пост - защита души и непобедимое оружие тела.
Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева.
Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.
Пост возводит любящих его на небеса, поставляет их пред Христом и вводит в общение со святыми.

Прекрасен труд поста, потому что он облегчает душу от тяжестей грехов и легким делает бремя заповедей Христовых.

Постящиеся знают, как пост укрощает пожелания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, облегчает тело, устраняет невоздержание...

Чего только не исцеляет пост. Какого душевного недуга не уничтожает. Изгоняя пресыщение и надменность, он обновляет сердце, уничтожая роскошь, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, снимает бремя вожделений, уничтожает горячку страстей, изгоняет надменное тщеславие, отгоняет бессонные заботы, снимает пелену с глаз, очищает душевные и телесные чувства, так как этот художник получил силу лечения свыше...

Итак, кто любит здоровье, пусть усердно предается посту, который не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду...- целомудренные помыслы; не золото, но добрые нравы; не серебро, но чистоту членов; не драгоценные камни, но благочестивые мысли; не блестящие одежды, но безгрешные чувства. Дает в награду блудницам - целомудрие, пьяницам - трезвость, скупым - щедрость, сребролюбцам - любовь к бедным, братоненавистникам - братолюбие и гостеприимство, малодушным - великодушие. И что важнее всего, животворя, он приближает к Богу.

Благодаря посту утихают страсти и мятежи удовольствий. Ум плывет как бы по спокойному морю и, благополучно преодолевая треволнения и бури злых дел, приводит корабль в пристань добродетели.

Пост избавляет от рабства и дает свободу, возвращает из плена в отечество. Пост исцеляет душевные раны, обновляет растленную грехами душу, пробуждает ее, укрепляет ум, внушает страх Божий, уничтожает страсти, смиряет помыслы. В дни поста угасают похоти, процветают добродетели, является в большей чистоте красота целомудрия и тело преображается в душу, делаясь, вопреки природе, духовным.

Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда.
Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит.

Святитель Иоанн Златоуст.

Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость.

Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Если кто одержим злым духом - постись, и он, скованный страхом и удерживаемый как бы цепями, станет неподвижнее камней, особенно если с постом ты соединишь молитву.

Если оружие поста было нужно до начала войны с похотями, то гораздо более необходимо содействие поста по открытии брани со стороны похотей и демонов.

Господь как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, даровал нам врачевство в святом посте.

Воздержание от пищи нужно для того, чтобы ослабить силу плоти и сделать покорным этого коня.

Пост есть пища для души - как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкость, возвышает над удовольствиями и соблазнами настоящей жизни.

Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкой и парящей в высоте.

Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного.

Благодаря посту Адам опять в раю, снова радуется и украшается образом Божиим, возвышаясь к первоначальной красоте.

Святитель Иоанн Златоуст.

http://www.rusfront.ru/18072-o-poste.html

СЛОВО ПАСТЫРЯ, НАСТАВЛЕНИЯ, ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ, ПОУЧЕНИЯ, СВЯТЫЕ ОТЦЫ

Previous post Next post
Up