Альт Гаарц.

Dec 28, 2013 10:26



На современной карте Мекленбурга не трудно будет найти небольшой городок на морском берегу с названием Рерик. Название это, правда, вовсе не восходит к седой древности и датскому походу 808 года. Оно было дано городу, точнее тогда ещё деревне, до этого называвшейся Альт-Гаарц, только в 1938 году. Причины смены названия также имели очень мало общего как с прошлым этого место, так и с историей вообще и были чисто идeологическими. Старое название деревни, Альт-Гаарц, происходило от  «Гаарц» - немецкого искажения славянского «гард»-«город, крепость» и уже собственно немецкого «альт» - «старый». Основанием для отождествления этого места с Рериком послужили руины славянского крепостного вала, часть которых сохранилась в на побережье Рерика-Альт-Гаарца и до сих пор ( т.н. "гора Шмидеберг", фото в начале поста)

Для наглядности приведём перевод статьи о переименовании деревни Альт-Гаарц в Рерик в ростокской газете 1938 года.



Рерик, крепость викингов.

Южнобалтийский курорт Аль-Гаарц, до последнего времени бывший тихой идилической рыбацкой деревушкой в заливе Зальцхафф, сменил своё имя. Около семи столетий его название было на устах моряков, для которых мощная башня его нижнесаксонской церкви служила ориентиром. Первые немецкие поселенцы, появившиеся здесь после победоносных войн Генриха Льва, переняли это название от вендов, ведь Гаарц - это славянское слово для обозначения крепостного вала. Альт-Гаарц было, таким образом, не собственным именем этого поселения, а его описанием, и потому, нет ничего удивительного в том, что в Германии известно 14 поселений с названием Гарц или Гаарц. Исконное же северогерманское название возведённой на этом месте крепости было Рерик, так что совершенно справедливо и очень практично, что применявшееся до сих пор название уступает место более древнему, исконному.

Наверняка у некоторых возникнет вопрос, почему же сейчас внимание вдруг заостряется на давно забытом названии Рерик? В том заслуга двух людей: наместника третьего рейха Фридриха Хильдебрандта и «Нестора» исследований мекленбургской древней истории, профессора Роберта Бельтца (Шверин). В 1934 году профессор Бельтц опубликовал в «Мекленбургском ежемесячнике» своё предположение о том, что гора Шмидеберг в Альт-Гаарце, ранее называвшаяся «замковой горой», является остатком руин крепости Рерика, с первым упоминанием которой во времена Карла Великого, Мекленбург впервые появляется на страницах немецкой истории. В результате было принято решение срочно провести планомерное научное археологическое изучение, пока последний остаток вала не стал жертвой зимних штормов. В связи с этим он обратил внимание на то, что часть вала была уничтожена в результате большого штормового наводнения 12-13 ноября 1872 года, когда, по рассказам рыбаков, из земли вымыло многочисленные тёмные столбы и балки.

На этом основании наместником третьего рейха Фридрихом Хильдебрандтом профессору Бельтцу было поручено провести планомерные раскопки. Они были произведены в мае 1935 года, о чём в «Ростокском вестнике» был опубликован подробный отчёт. Результаты этих основательных археологических раскопок можно вкратце подитожить следующим образом:

1)Горда Шмидеберг в Алть-Гаарце действительно является остатками крепостного вала, возведённого на природной возвышенности.

2)Крепость была возведена техникой, до сих пор неизвестной в Мекленбурге и представляла из себя 4-х слойную конструкцию из деревянных балок и тонких сучьев, скреплённых поперечными досками.

3)Черепки найденной керамики отчётливо можно отнести к двух разным культурам. Простые, изготовленные в ручную и украшенные извилистыми линиями горшки соответствуют примитивной славянской культурной эпохе. Другие черепки напротив являются образцами изящной, изготовленной на гончарном круге продукции, украшенной при помощи ремня бороздками и изысканным профилированием, известными нам как нордическая куьлтура раннего средневековья. Также, считаем важным упомянуть и о бросающихся в глаза многочисленных находках конских костей.

В каждом из этих пунктов профессор Бельтц видел доказательство своему предположению о том, что ему действительно удалось найти в этом месте Рерик - нордическое торговое поселение Рерик, которое он ставит в один ряд с Хаитабу, Йомсбургом и Трусо у Эльбинга. В эпоху величия викингов, которую примерно можно отнести к 800-1050 годам, эти города контролировали торговлю на Балтике. Однако, Рерик был самым древним из этих укреплённых портов и одновременно предшественником часто упоминающегося в наши дни Хаитабу, выдающиеся валы крепости которого отчётливо выделяются на местности к югу от города Шлезвиг.

Но что мы вообще знаем о Рерике?

К сожалению, не много, ведь известно лишь два упоминания его во франкских анналах, приписываемых знаменитому биографу Карла Великого, Эйнхарду. В них под 808 годом сообщается о датском короле Гёттрике, напавшем на верного союзника франкского императора, ободритского князя Трасико. «Перед тем, как вернуться, Гёттрик разрушил торговое поселение на берегу моря, на датском языке называвшееся Рерик или Рерих, приносившее ему доход выплатой налогов, вывез оттуда купцов и морем вернулся в порт Слистроп». В том же источнике далее сообщается под годом 810 о том, как Трасико был убит в Рерике по приказанию Гёттрика.

Скупые сообщения источников наполняются жизьню лишь при сопоставлении их с историческими событиями того времени. Карл Великий смог победить героически отважное племя саксов лишь потому, что нашёл славянских союзников ободритов в их тылу. Видукинд в свою очередь неоднократно укрывался у своего шурина, датского короля Зигурда. В 798 году норманны, которых франкский хронист называет «нордлюди», были разбиты объединёнными силами франков и ободритов под предводительством Трасико. «In loco, qui Suentano vocatur» - стоит в источнике. Место сражения одни учёные относят к реке Швентине в Гольштайне, а другие к Шванте в округе Шваан. В 804 году Трасико был утверждён верховным правителем ободритов и одарён землями к северу от Эльбы франкским императором на тинге в Холленштедте, южнее Харбурга.
Мстителем за саксонцев выступил в 808 году племянник Видукинда, датский король Гёттрик. Он был настоящим викингом и морским королём, опустошавшим вместе со своим флотом вражеские берега. Богатый торговый город Рерик стал его добычей потому, что его разрушением он мог нанести серьёзный урон своему ненавистному врагу. Какому племени принадлежали купцы, перевезённые им на свою родину, в Шлеи, франкские источники не упоминают. О вендских купцах в то время никто не слышал, также как и о вендских мореходах или вендских градостроителях. По тому, что жители Рерика платили ободритскому князю высокие налоги, можно заключить, что они принадлежали к другому племени. Если бы они были земляками франкского хрониста, то он подчеркнул бы это. Так что, очень вероятно, что они также были северными людьми или фризами.

И действительно, на северном побережье датского острова Зееланд существует местечко Рёрвиг, положение которого у узкого входа в большой залив очень напоминает Альт-Гаарц. Также и на норвежском острове Викен, тоже в узком проливе, находится поселение Рёрвик. Лингвистическая этимология слова Рёрвик - «порт в узком проливе» - очень близка. В наречии фризских моряков, нередко из Дорестада по Рейну плававших в Майнц, из северогерманского Рёрвика мог получиться Рерик.

Подводя итог приведённым выше фактам, стоит вслед за профессором Бельтцем признать, что в Алть-Гаарце была найдена древняя нордическая торговая крепость Рерик и в наше время, когда мы снова испытываем гордость за наследие нашей нордической крови, стоит воздать благодарность наместнику третьего рейха Фридриху Хильдебрандту за то, что названием Рерик он вернул к жизни героические времена викингов.

Доктор Вальтер Маттен, Рерик

Опубликовано 1 апреля 1938 года в газете «Rostocker Anzeiger», с текстом на немецком можно ознакомиться здесь и здесь.

Не смотря на показательную дату публикации, шуткой данная статья вовсе не являлась. Это вполне серьёзные «научные» исследования того времени. Как можно убедиться из статьи, Альт-Гаарц был перееименован в Рерик с одной целью - стереть славянские следы в истории этого места, заменив их мнимыми славными «викингскими», «нордическими». Показательны и сами критерии, по которым, профессор Бельтц отличал славян от викингов. Не допуская, что славяне в состоянии были возвести крепостной вал с деревянной конструкцией из скреплённых «колодцем» досок, заполненных землёй и сучьями, он, конечно, попросту не знал, что уже очень скоро, после войны, в результате раскопок многочисленных славянских крепостей в Мекленбурге, выясниться, что это техника как раз и была характерной для местных славян.



Реконструкция строения типичной крепости балтийских славя, по результатам раскопок в Берен-Любхине. Как подземную, так и надземную часть вала, как правило составляла конструкция из скреплённых "колодцами" мощных деревянных досок, заполненных землёй, камнями и сучьями.

Не менее люботытны, правда более для психологов, чем археологов, и критерии, по которым профессор различал славянскую и германскую керамику. Та, что покрасивее и выполнена на гончарном круге - ясно дело, могла быть только германской, а вот эта, лепная, попроще - ну, это, похоже, славянская. А теперь сравним, что же в действительности было найдено тогда в Альт-Гаарце.

Результаты археологических исследований в Альт-Гарце и дисскуссий по возможной интерпретации находок были опубликованы в 1979 году в «корпусе источников по археологии ГДР, Том 1»:





Альт-Гаарц.

Место находки: Номер 1, северо-западная окраина города, гора «Шмидеберг»
Вид находки: Крепостной вал и поселение (илл. 5), сохранился фрагмент крепостного вала, изначально около 40 м в диаметре, к востоку от него обнаружено поселение.
Обстоятельства находки: 1935 год, раскопки Р. Бельтца.
Раскопки: на крепостном вале проложено две траншеи, в результате чего установлено две перестройки древнеславянского периода, в наиболее древнем вале мощный слой деревянных балок. Передовой наклон защищен ограждениями из плетённой конструкции.
Ограниченные раскопки на поверхности в районе поселения обнаружили несколько ям от жилых помещений.
Находки: древнеславянская керамика типа менкендорф (илл. 1-11), а также пузатые горшки или чаши с нанесённым печатью или гребнем орнаментом (илл.12-17). Краевой черепок керамики типа вольдек (илл.18). Позднеславянская керамика типов випперов (илл. 19-25) и вайсдин (илл. 26); украшенное пряслице из песчанника (илл.27); глинянное пряслице.
Находки из поселения и крепости оказались смешанны в ходе результате военных действий, другие были потеряны (железные нож, долото, секира и 2 шила)
Датировка: 8-9 вв.
Интерпретация: маленькая древнеславянская крепость на высоте с сопутствующим поселением, на этом же месте также и поселение позднеславянского периода. Без каких-либо аргументов ранее связывавшееся с эмпорием Рерик.

(J.Herrmann, P.Donat - Corpus archäologischer Quellen zur Frühgeschichte auf dem Gebiet der Deutschen Demokratischen Republik, 1. Lieferung, Textband, Akademie-Verlag Berlin, 1979, S. 22-23)

Находки из Альт-Гаарца:



Разгадка двух разных культур, так ясно и отчётливо увиденных профессором Бельтцем в аль-гаарцкой керамике, проста. Раннеславянская керамика была лепной и, разумеется, более примитивной, чем гончарная позднеславянская, найденная здесь же.  Однако, вся керамика, найденная в Альт-Гаарце была славяснкой - «Нестор» мекленбургской истории ошибся. Впрочем, похожей на «высокую героическую нордическую культуру» она ему показалась отнюдь не случайно. Как известно, скандинавская керамика была гораздо более низкого качества, чем керамика балтийских славян, в результате чего славянская керамика была со временем перенята скандинавами и вытеснила там местную примитивную. Пожалуй, профессору бы это не понравилось.

Понятно, что весь пафос статьи - дань «времени, когда все были снова так горды наследием своей нордической крови», однако на их примере видно, насколько могут менятся оценки истории под воздействием идеологии у одного народа. К примеру, земляк автора статьи, доктора Маттена, так любившего помечтать о своём викингском прошлом, другой немец, монах Гельмольд, давал совсем иные оценки «героической отважности» датчан и ободритов. Так, по уверениям Гельмольда, он жил в «вагрской земле, где имеются мужи храбрейшие и опытные в битвах как с данами, так и со славянами», которые «нападения данов ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой», как замечал он об ободритах в другом месте. Не упускал Гельмольд и случая высказать своё мнение о «настоящих викингах»: «короли данские, ленивые и распущенные, всегда нетрезвые среди постоянных пиршеств, едва ли когда-нибудь ощущают удары поражений, обрушивающихся на страну» замечал он в контексте  разграбления Дании ободритами в ответ на невыплату долга (части награбленного на Арконе) датским королём Генриху Льву. Тут конечно, можно возразить, что у Гельмольда были на то причины - нужно было показать своего правителя и его деяния в хорошем свете, а его противников в плохом. Однако, не менее однозначную характеристику датчанам он даёт и в другом месте. Как известно, датчане принимали участие в крестовом походе на славян и вместе с немцами осаждали ободритскую крепость Дубин. Тут бы монаху, цель и деятельность которого заключалась в христианизации ободритов, следовало бы всячески восхвалять крестоносцев, но от «пары ласковых» не удержался он и здесь:
«Пришло также и войско данов и присоединилось к тем, которые осаждали Дубин, и от этого осада усилилась. В один из этих дней находившиеся в осаде заметили, что войско данов действует вяло, ибо те, которые дома настроены воинственно, вне его обычно трусят...»

Конечно, нельзя судить его строго за такие слова. Всё же он жил не в третьем рейхе, а средневековой Вагрии.

Оставив в стороне отжившие своё исторические мифы и возвращаясь к Альт-Гаарцу, остаётся лишь заметить, что в настоящее время действительно не много оснований видеть в этой крепости Рерик. Крепость, похоже не была оставлена в 9 веке, а как это можно заключить по находкам позднеславянской керамики, использовалась и в дальнейшем, по крайней мере, это место не было забыто. К тому же, само наличие крепости говорит скорее против, чем за отождествлениe её с эмпорием. Археологические исследования торговых поселений на юге Балтики показали, что в большинстве своём такие эмпории в 9 веке представляли из себя открытые торгово-ремесленные поселения без крепостного вала (Гросс Штрёмкендорф, Ральсвик, Росток-Дирков). По всей видимости, они действительно контролировались из расположенных по близости княжеских крепостей, но сами укреплений не имели. Малое же количетво и незначительность находок, как и довольно широкие границы их возможной датировки, на самом деле не предоставляют достаточных оснований для отождествления Альт-Гаарца и Рерика. Гораздо более на эту роль подходит значительное торгово-ремесленное поселение возле деревни Гросс Штрёмкендорф в Висмарской Бухте, расположенное всего в нескольких километрах западнее Альт-Гаарца.

история, археология, Рерик, Альт-Гаарц, ободриты

Previous post Next post
Up