Гросс Штрёмкендорф. Поселение.

Dec 29, 2013 20:23




Главным претендентом на роль исторического Рерика на данный момент является раскопанное возле деревни Гросс Шрёмкендорф торгово-ремесленное поселение. Внимание археологов это, на первый взгляд малоинтересное место, привлекло лишь после того, как в 70-80-х годах прошлого века местными жителями и краеведами в районе деревни стало находиться подозрительно много древних артефактов. Не только славянская керамика, но и арабские монеты, бусины, осколки древних стеклянных сосудов. Что-то тут должно было быть...В конце 1980-х было принято решение провести пробные раскопки, которые, надо сказать, себя более чем оправдали. Затянувшееся на много лет археологическое исследование выявило в Гросс Штрёмкендорфе значительное торгово-ремесленное поселение, раскинувшееся более чем на 23 га. Даже если не принимать в расчёт территории, занимаемые принадлежащими к поселению кладбищами, поселение в Гросс Штрёмкендорфе в 2 раза превышало по площади датские города Хайтабу и Рибе того же периода.



Мало того, что многое из найденного здесь позволило существенно дополнить знания по ранней истории и культуре балтийских славян, самую большую неожиданность преподнесли дендродаты, составленные по брёвнам колодцев и жилых домов - поселение существовало в период с начала VIII века, последний раз перестраивалось в 811 году, но вскоре было оставлено жителями, что отлично подходит под описание Рерика. Многое в поселении было необычно и упорно не хотело вписываться в представления археологов о славянской культуре того периода. О находках, ремёслах и похоронном обряде живших в поселении подробнее будет в дальнейших постах, а пока - немного информации о странной архитектуре поселения, только об одной которой в 2011 году вышла большая, подробная монография Астрид Туммушайт, иллюстрации и схемы из которой использованы в посте. В конце монографии имеется краткое резюме на русском, которое и привожу ниже.



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




Раскопки землянки в Гр. Штрёмкендорфе.

Странную, не характерную для собственно славянской культуры архитектуру археологи трактуют как некий культурный симбиоз славян и германцев, проживавших совместно в поселении.

Несколько схем странных гросс-штрёмкендорфских землянок:









обложенный камнями очаг одной из землянок, накрытый сверху каменной "крышкой".

В то время, как некоторые детали архитектуры (прямоугольная форма части домов, а также столбовая конструкция) были более характерны для германцев, само устройство домов, в частности, расположение в них очага в северо-западной части, было характерно славянским. Точнее даже уже - характерным для ободритов и, странным образом, также и тюрингских славян.


Расположение очага в процентах по отношению к общему числу домов в Гросс Штрёмкендорфе и южно-ютладнских и шлезвигских поселениях того же времени: Козель, Шуби, Ноймюнстер, Хаитабу.



Положение очага в землянках 8-11 веков



Выборка поселений с землянками на юго-западе Балтики. Интересно, что автор исследования в нескольких местах отдельно подчёркивает редкость землянок в поселениях северо-западных славян. Однако, кажется, у этого есть вполне простое объяснение.



Находки поселений с землянками в северо-восточной Германии.

С одной стороны - действительно, бросается в глаза, что это был не самый популярный тип домостроительства, но, с другой, так же очевидно, что этот тип был характерен именно для приморских поселений -  деревня рядом со Старигардом в Вагрии, Любек, Висмар и окрестности, Росток и окрестности, Альт-Гаарц, Менцлин - да ведь это по сути карта южнобалтийского морского торгового пути! И тут, кажется, очень кстати придётся замечание, оставленное Гельмольдом, о том, что славяне, часто подрегающиеся нападениям датчан с моря, стоят какие-то особенные, очень примитивные дома:

пренебрегая выгодами земледелия, они свои всегда готовые к бою руки направляли на морские вылазки, единственную свою надежду, и все свои богатства полагая в кораблях. Но они не затрудняют себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев, побуждаемые к этому только необходимостью защитить себя от бурь и дождей. И когда бы ни раздался клич военной тревоги, они прячут в ямы все свое, уже раньше очищенное от мякины, зерно и золото, и серебро, и всякие драгоценности. Женщин же и детей укрывают в крепостях или по крайней мере в лесах, так что неприятелю ничего не остается на разграбление, - одни только шалаши, потерю которых они самым легким для себя полагают.

Понятно, что пренебрегать выгодами земледелия и полагаться на морское пиратство можно было только в прибрежных поселениях. И тут похоже как раз тот не самый частый случай, когда письменный источник отлично подходит к найденному археологами. Архитектура прибрежных поселений ободритов была более примитивной, земляночной. Не плохо это сообщение поясняет и большое число самых разных ям, рвов и колодец, найденных в Гросс Штрёмкендорфе.





Колодцы из Гросс Штрёмкендорфа.

Удивительно большое число колодцев также наводит на мысль, не могла ли часть из них быть попросту такими "ямами для хранения вещей".



Техника скрепления досок на одном из колодцев.

Менее всего обоснованным кажется предположение исследователей о некой культовой постройке, предполагаемой в одной из частей поселения. На самом деле, кроме странного расположения строений, там не было найдено совсем ничего, что бы указывало на культовое использование.



Положение предполагаемой культовой постройки.

Однако, самыми важными в вопросе о историческом Рерике являются сами датировки брёвен этих странных домов и колодцев. Большое и важное приморское торгово-ремесленное поселение в землях племени ободритов в узком смысле, одно из самых значительных на Балтике того периода, существовавшее с начала 8 века и до 811 года - более подходящее на роль Рерика место сложно себе представить.



Выборка дендродат брёвен колодцев в Гросс Штрёмкендорфе.

археология, архитектура, Рерик, Гросс Штрёмкендорф, ободриты

Previous post Next post
Up