Славяне и мегалиты. Археология.

Nov 20, 2012 23:21



Признаюсь, меня очень интересует отношение древних славян к дольменам и мегалитам. Тому, кто бывал в северо-восточной Германии, наверняка бросалось в глаза, что местность эта просто таки кишит памятниками древности двух типов - руинами славянских городищ и древнейшими мегалитическими гробницами. Зачастую расположены они по соседству друг с другом, так, что любопытный турист запросто может совместить посещение обоих достопримечательностей. Сейчас мегалиты производят довольно сильное впечатление на людей, впервые их видящих. Они загадочны и мистичны, нередко также внушают суеверный страх - всё-таки это по сути «кладбища». В любом случае они крайне любопыты и мало кого оставляют равнодушным даже в наше «нигилистическое» время. Тем более интересно, как их воспринимали жившие тут древние славяне, крайне внимательно и с большим почтением относившиеся ко всем, даже самым обычным и малозначительным объектам окружающей среды. Густо населяя всю сегодняшнюю северо-восточную Германию, они должны были очень хорошо знать местные окрестности. В большинстве же случаев мегалиты были буквально «под носом» - чуть ли не прямо за славянскими городищами, на что они просто не могли не обращат внимания!

Известно, что немецкие мекленбургские крестьяне, в которых растворилась немалое колличество тех самых древних славян, в 18-19вв, не редко также относились к мегалитам с суеверным страхом, отождествляя их с «дьявольскими» местами, но едва ли они унаследовали это от славян язычников, мироощущение которых в корне отличалось от христианской морали.

Довольно долгие и бесплодные поиски немецкой литературы на эту тему заставили меня начать потихоньку собирать и систематизировать информацию как-либо относящуюся к этой проблеме самому, первые результаты чего и хотелось бы представить читателям.

Итак, так как в средневековых хрониках никаких сведений относительно отношения славян к мегалитам не известно, представляется наиболее перспективным поиск в археологии и народных преданиях 18-19 вв.


Мегалиты как могилы предков.

О том, что славяне могли воспринимать мегалиты, как могилы своих предков, возможно говорит такое, хорошо известное археологам явление, как повторные захоронения.

Больших комплексов славянских захоронений на территории Германии известно совсем немного. В ходе изучения самого крупного из них, находящегося близь Ральсвика на Рюгене, археологами была вывлена славянская традиция так называемых «повторных захоронений» (Nachbestattungen). Сам похоронный обряд был крайне разнообразным: известно множетсво примеров как кремации, так и ингумаци. В большинстве случаев над телом покойника или его прахом, собранным в урну, либо в другой сосуд, насыпался округлый курган. И вот уже поверх этой курганной насыпи ( то есть - могилы ) довольно часто также ставились сосуды с прахом умерших. Такой обычай повторных захоронений немецкие исследователи связывают с тем, что умерших могли связывать родственные узы.[1] Другими словами, похоже, что поверх могил родителей или предков, могли хоронить  их родственников, умерших позже. Традиция, в наше время более известная по семейным склепам.

Паралели с этим обычаем довольно хорошо прослеживаются у другой интереснейшей славянской традиции - славянских захоронениях поверх или даже внутри мегалитов. Подобные примеры известные по всему Мекленбургу, а также в Вагрии. Но наиболее часты славянские захоронения на мегалитах на Рюгене.

Вот что пишет об этом немецкий археолог прошлого века, Эвальд Шульдт, специализировавшийся на изучении славянских поселений и мегалитов в Мекленбурге:

Наиболее бросающиеся в глаза разрушения в мегалитических гробницах возникли в позднеславянский период. Так, к примеру, одна из камер древнего дольмена в длинном кургане, находившемся в лесу возле Альт Штассова в округе Тетерова, была почти устранена, когда рядом с ней была выкопана яма для позднеславянского захоронения (ингумации).  Скелеты, обнаруженные на глубине всего около 30 см, хорошо сохранились, так как были покрыты сверху слоем небольших обломков известняка. Около одного из покойников был обнаружен железный нож. Осколки керамики, найденные в дольмене в районе славянских могил, принадлежали к типу «тетеров» ( E. Schuld, 1956, S. 36-40 ). Всего в нескольких метрах от этого мегалита, близко друг к другу лежали большие, частично расколотые, каменные блоки, в которых можно предположить остатки мегалитической гробницы. При зондировании под слоем лесного гумуса были обнаружены остатки настила из брусчатки и части каменной кладки, заполнявшей промежутки между валунами дольмена,  очевидно, принадлежавшие мегалитической гробнице ещё большего размера. Большая часть настила из брусчатки была выдрана и на её месте были выкопаны углубления, содержавшие три славянские захоронения-ингумации. Сохранности костей здесь также содействовала плотная насыпь из известняка. Осколки керамики тетеровского типа позволили датировать эти захоронения 12-м веком. Небольшое славянское кладбище урновых захоронений было обнаружено поверх и возле дольмена в местечке Думмертевиц, округ Рюген. Одна из камер дольмена трапецевидной формы была покрыта округлой насыпью, в песчанном основании которой было обнаружено 9 урновых захоронений, защищенных камнями. Сосуды с прахом находились в промежутках между верхними каменными плитами, а одна урна в северной части камеры была даже установлена на поверхности конечного камня, на глубине примерно 1,2 м от поверхности кургана. Этот курган был перерыт уже задолго до археологических раскопок, так, что другие урновые захоронения, находившиеся в нём, были разрушены, на что указывают многочисленные осколки керамики и остатки праха. Прах в сосудах содержал большое колличество грязи, вложенных вещей обнаружено не было.  Урны и чашеобразные сосуды, изпользовавшиеся в этом захоронении, принадлежали к позднеславянским типам.[2]



Славянские урновые захоронения на мегалите в Думмертевице (отмечены буквами a-i ).[3]



Славянская керамика, найденная поверх мегалита в Думмертевице.

Подобные примеры известны по всему Мекленбургу, а также в Вагрии. Но наиболее распространены славянские захоронения на мегалитах и курганах бронзового века на Рюгене. Упоминания о них довольно часты в археологической литературе, но схемы и подробные описания найти, как правило,  не легко. Попыток собрать во едино и проаннализировать весь многочисленный и разрозненный материал, насколько мне известно, ещё не предпринималось. Не претендует на такое исследование и эта статья, но для составления хотя приблизительного представляния об этой проблеме следует разобрать хотя бы несколько примеров.

Кроме повторных захоронений на мегалитах, не редки также и славянские захоронения на курганах бронзового века. К примеру, три славянские могилы из Любкова на Рюгене:






римскими цифрами ( I, II ) обозначены захоронения эпохи бронзы                           
арабскими цифрами ( 1, 2, 3 ) обозначены славянские захоронения на кургане бронзового века.

Курган эпохи бронзы содержал два урновых захоронения - в центре и сбоку. Рядом с курганом находилось ещё одно захоронение эпохи бронзы, в сосуде, помимо праха, было обнаружено бронзовое кольцо.



Урны с прахом из кургана бронзового века.

Славянские могилы были найдены в центре кургана в небольших углублениях.



Все славянские захоронения были ингумациями. Двое из них были парными: судя по вложенным вещам (нож, бусы, височные кольца, керамика) это были  мужчина и женщина. Третье, судя по вложенным вещам ( височные кольца, керамика, пряслица) было женским.






 

Славянские вещи из кургана в Любкове, Рюген

Исследователь, раскопавший курган в Любкове, так же отмечает широкое распространение такого обычая:

В северной части Рюгена славянские повторные захоронения на или внутри более древних курганах неолита и бронзового века встречаются наиболее часто. В результате своих собственных исследований, такие захоронения были многократно выявлены в лесу Проры, около Борхтица, в лесу Егерхоф около Нимперова, на дольмене возле Мукрана и упомянутые в публикации Х. Гросника лишь в каталоге . В Нимперове они были выявлены при участии в раскопках Г. Реннебаха.[4]

В Поморье на некрополе в Менцлине также было обнаружено славянское захоронение на кургане бронзового века.



Курган бронзового века с каменной камерой в основании, Менцлин



Славянские вещи и артефакты бронзового века из кургана в Менцлине.[5]

Немецкий археолог, Д. Варнке, долгое время занимавшийся раскопками на Рюгене,в статье о погребальных обрядах руян, также не обходит вниманием эту особенность на острове Рюген:

Многократно были зафиксиксированы славянские вторичные погребения в курганах бронзового века и мегалитических гробницах. В лесу Неслов, в общине Ярниц, до 1930 г. в верхней части кургана был обнаружен сосуд випперовского типа. В Ленцберге, около Засница, в верхних слоях кургана бронзового века также были найдены черепки позднеславянской керамики. Позднеславянская же керамика была обнаружена и в снесённом в 1828 году кургане из группы необычно высоких курганов бронзового века возле Воорке. Видимо следами вторичных славянских захоронений в курганах бронзового века являются и два позднеславянских сосуда из Нипмерова. Также и  черепки славянской керамики на большом кургане бронзового века «Добберворт» и схожие же черепки, найденные рядом с ним, могут указывать на вторичные славянские захоронения. Были ли это кремационные или ингумационные захоронения, в этих случаях с точностью установить не удалось. Найденные же в одном из холмов рядом с Присфицем части скелета и половина сосуда тетеровского типа указывают  на позднеславянское ингумационное захоронение. Датировка этого, снесённого в 1890 году, кургана теперь уже не представляется возможной. В конце мая 1979 года в углублениях на мегалитическом захоронении «Штекганг» в округе Борхиц была обнаружена позднеславянская урна с кремационным прахом, тут же в нескольких других местах были обнаружены скопления кремационного праха и без урн. Над верхней платой мегалитической гробницы в местечке Ланкен, возле Зассница, ещё ранее 1868 г. были обнаружены ингумационные захоронения с сопровождавшими их позднеславянскими вещами. Во время расскопок мегалита в местечке Думмертевиц в 1969 году археологом Э. Шульдом было обнаружено около 20-ти частично сильно повреждённых позднеславянских урн.[6]

Таким образом, можно предположить, что славяне воспринимали мегалиты, как и курганы бронзового века как кладбища. Активное же использование этих древних кладбищ, возможно, говорит о том, что славяне не считали более древнее население чужаками, или даже могли считать своими предками.

Мегалиты как святыни.

1.Священная роща Бога Прове (Проне) близь Старигарда.

Немецкий исследователь И.Габриель в своём труде о Старигарде сообщает интересные соображения по поводу местонахождения посвящённой Богу Прове священной роще.  В часности, он приводит немецкий перевод известного описания этого места у Гельмольда из Босау, совсем не много, и в тоже время в корне, отличающийся от русского перевода. Итак:

После переправы в далёкие славянские земли, дорога вела в лес, единственный в стране, простиравшейся (в остальном) совершенно плоско. Здесь, среди очень старых деревьев, мы увидали священные дубы, посвящённые богу Прове...

В русском переводе разница лишь в том, что там лес был располежен «на равнине, единственной во всей стране, простиравшейся совершенно плоско».

Признаюсь, перечитывая ранее этот момент в русском переводе, всегда испытывал некое недоумение. Действительно, у того, кто хоть раз был в Вагрии, или хотя бы детально ознакомился с физической картой этой местности, пассаж о «единственной в стране плоской равнине» может вызвать только ухмылку. Вагрия практически вся на равнине и расположена. Особенно местность возле Старигарда - тут просто ничего другого кроме равнин и нет. Плоская местность. Немецкий же перевод ставит всё на свои места. Не лес находился на «единственной в стране равнине», а это был единственный лес, на совершенно плоской в остальном земле - другими словами этот лес как-то очень заметно выделялся на равнине, был расположен на возвышенности! И это совершенно чётко согласуется с тем, что известно о славянских святынях - единственная или самая высокая в равнинной местности гора или возвышенность почти всегда была святыней. Таким образом, чтобы определить местоположение священной дубравы, нужно искать эту самую возвышенность возле Старигарда. И, кажется, И. Габриель её находит. Он сообщает, что в этих краях имеется всего 2 возвышенности. Одна - на самом востоке полуострова, вторую хорошо видно из Старигарда и она действительно выделяется на фоне плоских окрестностей.[7]



Вид из церкви Старигарда на окрестности. На горизонте поросшая лесом возвышенность Винберг (Wienberg), где, как предполагается, находилась священная роща бога Прове.

Само название Wienberg, возможно, востодит к искажённой диалектной форме "священная гора" (  старо-верхне-нем. wîhen - священный, освещать и berg - гора. В Германии известны идентичные топонимы: Weihenbergkloster - монастырь на освящённой горе ).



Окрестности Старигарда. Поросшая лесом возвышенность Винберг и балтийское море на горизонте.

А теперь внимание - возвышенность эта ни что иное, как самый длинный мегалит северо-западной Германии! Длинна его составляет около 115 метров, а высота холма  - около 65 м.[8] Поверх покрытого курганом мегалита находилось повторное славянское захоронение в виде курагана.[9]



Прорисовка мегалита из предполагаемой священной рощи.[10]

По-моему для простого совпадения уже как-то многовато! Могила славянского жреца поверх могилы древнего, могущественного правителя или жреца? (Судя по тому, что мегалит этот самый длинный в северной Германии, человек, захороненный здесь, вероятно, был крайне могуществен или почетаем) И всё то - священное место!

Старигардский пример в крайней степени показателен и любопытен. Но стоит отметить, что это далеко не единственный пример не только «особенных» славянских захоронений поверх мегалитов, но и использования мегалитов как культовых объектов.

2.Мегалиты-алтари и камни чашечники.

При словах о культовом использовании мегалитов неизбежно возникает образ Стоунхенджа, где седовласый жрец следит в полнолуние за положением небесных светил, и, невнятно бормоча, выцарапывает прутиком вереска на земле таинственные знаки. Однако, в случае мекленбургских мегалитов всё куда прозаичней, как впрочем и более легко доказуемо.

Дело в том, что многие из «крыш» и верхних частей «стен» мегалитов имеют небольшие рукотворные углубления, так называемые «чашечки».



Боковой камень мегалита в Поггендорфе, округ Гриммен с 50-ю чашечками.

Такие камни-чашечники (как и следовики) хорошо известны по всей Европе, где они почитались язычниками. Обычно счиается, что они могли быть своего рода алтарями, на которых язычники оставляли подношения Богам, что в прочем иногда и оспаривается. Но одно остаётся неоспоримо - эти камни-чащечники повсюду почитались язычниками и были важной частью языческих культов, какими бы последние не были.



Верхняя плита мегалита в Зерране, округ Гюстров, с 107-ю чашечками.



Верхняя плита мегалита из Кволица, округ Бютцов, со 122 чашечками.



Верхняя плита мегалита в Манкмоосе, округ Штернберг, со 167 чашечками.



Карта распространения чашечек на мегалитах Мекленбурга.[11]

Вопрос о том, когда эти чашечки появились на мегалитах до сих пор остаётся открытым. Большинством исследователей однако принимается, что их появились они намного позже построения мегалитов и не связаны с их создателями. Датировка их в большинстве случаев невозможна, но есть примеры камней-чашечников бронзового века. Таким образом рассматривается весь временной промежуток от бронзового века до принятия христианства. Конечно, нет стопроцентных доказательств тому, что чашечки использовались местными славянами-язычниками в культовых целях, но, учитывая параллели с другими культурами и племенами, стоит признать, что вероятность этого  велика.

Возможно, о культовом использовании говорит и пример из Блендова в Мекленбурге, где на верхнюю плиту мегалита, помимо «чашечек» были нанесены и знаки в виде креста внутри круга.



Мегалит в Бленгове, Мекленбург




Знаки и чашечки на мегалите в Бленгове.



Прорисовка чашечек и знаков на мегалите в Бленгове. Источник этого и трёх приведённых выше фото.

Параллели этим знакам можно увидеть на камнях возле д. Гатьки на Оршанщине и дер. Стайки Вилейского района в Беларуси, в последнем месте они соседствовали со знаками, схожими с балтийскими знаками собственности.





Взято отсюда. Правда, при таком, скажем так...весьма необычном источнике...неплохо было бы и проверить информацию о беларусских камнях.

На первый взгляд, данные о восприятии славянами мегалитов с одной стороны как могил предков, и с другой - как культовых камней или алтарей могут показаться противоречивыми, но на самом деле никакого противоречия здесь нет. Почитание предков - один из главных культов, основа большинства языческих религий. Почитая языческих Богов славяне в тоже время считали их своими предками ( Велесов внук, Дажьбожьи внуки ). К духам предков часто обращались за помощью, поминали, оставляли подношения в виде съестного и материальных предметов. Учитывая всё это, некоторые языческие ритуалы на могилах легендарных предков, там где обитают их духи и, возможно, связанные с их поминовением, выглядит не так уж странно.

Все рассмотренные до сих пор примеры относятся к северу Германии, где жили балтийские славяне. Потому, хотелось бы закончить рассмотрение "археологической" части статьи примером из восточно-славянских земель.

Известно, что в непосредственной близи с языческим святилищем на горе Богит,[12] где предположительно изначально был установлен легендарный збручский идол, также был расположен мегалит, остатки которого сохранились там до сих пор.


 

остатки славянского капища и мегалит на Богите. Фото взяты отсюда.

Так как мегалиты в этих краях - явление крайне редкое, то такое близкое соседство так же едва ли могло быть случайностью.

Ссылки:

1 - Joachim Herrmann, Dieter Warnke - Ralswiek auf Rügen, Teil 5, Das Hügelgräberfeld in den „schwarzen Bergen“ bei Ralswiek, 2008.
2 - E. Schuldt - Die mecklenburgische Megalithgräber, Berlin, 1971, s. 82.
3 - E. Schuldt - Slawische Urnengräber in einem steinzeitlichen Hünenbett von Dummervitz, Kreis Rügen, Bodendenkmalpflege in Mecklenburg, 1972.
4 - H. Großnick - Ein bronzezeitliches Hügelgrab mit slawischen Nachbestattungen von Lubkow, Lkr. Rügen, Archäologische Berichte aus
Mecklenburg-Vorpommern, Band 18, 2011
5 - H.-G. Hackbarth - Ein bronzezeitlicher Grabhügel mit wikingerzeitlichen Nachbestattungen bei Menzlin Kr. Greifswald. Mitteilungen aus dem
Vorgeschichtlichen Seminar der Universität Greifswald 11/12, 1940
6 - D. Warnke - Slawische Bestattungsritten auf der Insel Rügen, ZfA Z. Archäol., 1979, s. 251-263
7 - Ingo Gabriel - Starigard/Oldenburg: Ein slawischer Herrschersitz des frühen Mittelalters in Ostholstein, 1991, s. 73
8 - V. Vogel - Slawische Funde in Wagrien, 1972, s. 63.
9 - Ingo Gabriel - Starigard/Oldenburg: Ein slawischer Herrschersitz des frühen Mittelalters in Ostholstein, 1991, s. 73
10 - Е. Sprockhoff - Atlas der Megalitgräber Deutschlands.
11 - E. Schuldt - Die mecklenburgische Megalithgräber, Berlin, 1971
12 - И. Русанова, Б. Тимощук - Языческие святилища древних славян, Москва, 2007.

балтийские славяне, язычество, мегалиты, археология, погребальный обряд

Previous post Next post
Up