Летом на побережье Балтийского моря можно встретить тысячи туристов, неторопливо гуляющих по пляжу и всматривающихся в лежащие на берегу камни. Каждому хочется увезти домой из отпуска сувенир. Некоторым счастливчикам попадается янтарь, другим же приходится довольствоваться ракушками, причудливыми меловыми фигурками или вот такими камешками.
Источник фото
http://www.heilsteine.info/post41669.html Такие камни, со сквозной дыркой, немцы называют Hühnergott - куриный бог. По народным преданиям, подвешенные в курятнике, они охраняют домашнюю птицу от всяческого вреда и вообще приносят владельцу удачу. Только, что же это за бог то такой - куриный? В не имеющей славянского прошлого Германии он неизвестен. А вот у восточных славян встречаем точно такое же поверье. Камень со сквозным отверстием тут тоже называли куриным или собачьим богом, и, подвешенный или закопанный в курятнике или под конурой, он точно так же охранял этих животных от злых духов - кикимор. Впрочем, то, что современный немецкий « куриный бог» восходит к древнейшему славянскому мифологическому преставлению, признают, в настоящее время, и сами немцы. Ведь распространены эти камни в основном на морском побережье, в местах, где несколько столетий назад и говорили то ещё на поморских наречиях. Ну а идентичность восточнославянского «куриного бога» и повода для сомнений не оставляет.
Однако и германцам подобный обычай был известен. Только у них такие камушки именно с курицей не связывались, а подвешивались в сараях с коровами и лошадьми. Но назначение их было то же самое - охранить домашних животных от неких злых созданий, «лесных духов», называемых Schrate. Впрочем, «злыми» эти лесные духи могли в народных представлениях стать уже после принятия христианства, как это часто бывало.
Связь обоих поверий настолько ясна, что даже и доказывать её как-то неудобно. К сожалению, неизвестно, по каким причинам у славян запомнилась только более узкая специализация этого камня - куриная и собачья. Однако то, что речь тут идёт об общем мифологическом представлении ещё времён славяно-германской общности, об амулете, охраняющим изначально весь домашний скот - очевидно.
В связи с этим, в то, что «Волос, скотий бог» русских летописей - простое созвучие, вериться с трудом. Ведь именно Велес, считалось, был ответственен за благополочие скота. А если перечитать главу Рыбакова о Велесе, так и вообще складывается впечатление, что именно о германском суеверии он и писал.
«Поскольку скотоводство развилось из охоты, из отлова и выращивания дикого молодняка, то при переходе к скотоводству хозяин леса и повелитель лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья, стал "скотьим богом" в прямом смысле слова. В этом случае неизбежно должно было произойти расслоение образа: с одной стороны, медведь, "лесной царь", которому приносятся просьбы о сохранности всей скотины, а с другой - Велес как покровитель скота. Кажущийся на первый взгляд странным переход от представлений о покровителе удачной охоты к скотьему богу на самом деле не так контрастен: в обоих случаях конечный результат воспринимался как убийство и поедание животных; охотник преследовал и убивал свободного зверя; скотовод резал связанную скотину, но оба они кормили себя и своих соплеменников мясом.»
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000031/st007.shtml Тут тебе и лесные духи и всё тот же скотий бог. Вот только германцем Велес, как таковой, не известен. Впрочем, «богом», как славяне, они этот камень и не называли. Для них это «камень лесных духов» - Schratenstein.
Так что же, могло статься, что общее славяно-германское представление о некой силе отгоняющей от скота злых духов, атрибутом которой был камень со сквозным отверстием, могло перейти впоследствии в бога Велеса у славян и неких "лесных духов" у германцев? Полное отсутствие каких-либо упоминаний Велеса в средневековых немецких источниках делают такую теорию недоказуемой.
Так что заявлять на основании всего этого, что балтийские славяне почитали именно тоже божество, что и восточные, конечно, рано. А вот, принять во внимание "куриного бога", думаю, не повредит.
Интересно, что этот мифологический момент, возможно, сохранился так же и в сказках. Пролезание героя сказки через игольное ушко, или конское ухо, например, и последуещее его превращение. То есть такое узкое отверстие могло восприниматься как некий "портал" между мирами. Может, в случае "куриного бога", отверстие в камне связано с переходом злых духов "нежизни" насылающие мор и болезни на животных, в мир "жизни" - скота?