Война в Новороссии с точки зрения международного права.

Jun 20, 2014 23:37



Почему ополченцев нельзя считать террористами, статус конфликта на Украине до сих пор неясен, а Киеву все равно за военные преступления отвечать придется - на эти вопросы ответил Студнев Григорий в издании Ридус, исследовав вооруженный конфликт в Украине и действия разных его сторон и участников с точки зрения международного права. Издание также снабдило материал инфографикой нарушения прав человека на Юго-Востоке Украины, составленной ©Ольгой Маноловой на основании данных Кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России.
       С точки зрения международного права, вооруженный конфликт на Украине лежит в плоскости Женевских конвенций, которые устанавливают правила ведения войны в самых разных ее проявлениях: от применения оружия до обращения с беженцами и военнопленными.
       Проблема в том, что Киев отказывается признавать ополченцев Донецкой и Луганской народных республик "воюющей стороной", т.е. субъектом прав и обязанностей, составляющих законы и обычаи войны. Новая власть назвала несогласных с ее политикой людей террористами, а с террористами церемониться не надо.
       "С точки зрения Киева и Запада, на Юго-Востоке проходит антитеррористическая операция, а значит, разговоров быть не может - все средства хороши. Идет подмена понятий", - поясняет декан факультета международного права Дипломатической академии МИД России Алексей Моисеев.
       Террористом человека может признать только суд, а вот международно-правовые определения вооруженной стороны есть, и ополченцы под них подходят. Согласно ст.1 протокола II к Женевской конвенции 1949 года, воюющей стороной признаются вооруженные группы, которые "находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол". Очевидно, что этим требованием ополчения ДНР и ЛНР отвечает в полной мере, а значит, находятся под защитой международного права. И в случае нарушения ими норм, они, естественно, будут привлечены к ответственности.
       "Вооруженные силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной", - гласит ст.43 протокола I к Женевской конвенции 1949 года.
       Как видим, непризнание Киевом ДНР и ЛНР не является основанием для того, чтобы не признавать вооруженные силы мятежных республик стороной конфликта.
       "Украинским властям просто невыгодно признавать ополченцев воюющей стороной, поскольку тогда придется воевать по правилам международных договоров и национального законодательства. Если посмотреть на то, какими методами Киев ведет боевые действия, станет очевидно, что международное законодательство нарушается грубейшим образом", - говорит профессор кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России Иван Котляров
       А теперь взглянем, кто же находится по другую сторону конфликта: правительственные войска, неформальное объединение "Правый сектор", частные охранные предприятия и иностранные наемники.
       "Всякий раз, когда сторона, находящаяся в конфликте, включает в свои вооруженные силы полувоенную организацию или вооруженную организацию, обеспечивающую охрану порядка, она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте", - говорится в той же ст.43 протокола I к Женевской конвенции 1949 года.
       Участие частных охранных предприятий в конфликте Киев не признает, статус "Правого сектора" вообще неясен, а наемничество прямо запрещено Уголовным кодексом Украины. Но на такие "мелочи" Киев и его западные партеры внимания предпочитают не обращать.
       Даже если отвлечься от ведения "войны по правилам", остается еще международное гуманитарное право, которое четко и без всяких оговорок, должно соблюдаться, в случае применения регулярных вооруженных сил.
       "Это не полицейская операция, не разгон несанкционированной демонстрации или что-то в этом духе, это использование вооруженных сил. В каком объеме нормы международного гуманитарного права должны соблюдаться - другой вопрос. Но, что касается защиты гражданского населения, защиты других жертв конфликта (раненых, военнопленных, больных и иных лиц, которые должны находиться под защитой), это безусловное требование международного гуманитарного права", - подчеркивает президент Российской ассоциации международного права Анатолий Капустин.
       Сегодня эти и многие другие требования международного законодательства Киев грубо нарушает. Однако это не означает, что наказания не последует, уверены эксперты.
       "Лица, которые совершают преступления во время вооруженных конфликтов, все равно будут привлечены к ответственности. Об этом говорит история. То, что совершается сейчас на Украине, документируется, и наступит время, когда будут созданы международные органы, которые заставят ответить виновных, в том числе и за произошедшее в Одессе", - говорит Иван Котляров.
       Положение ополченцев усугубляется тем, что не только официальный Киев и Запад не признают их воюющей стороной, но и Москва. А такое признание дало бы России право отстаивать их интересы в международных организациях, на международных конференциях, в отношениях с третьими государствами и даже оказывать материальную, в том числе и военную помощь (не вмешиваясь при этом в вооруженный конфликт), отмечает Анатолий Капустин.
       "Сегодня конфликт находится в такой стадии, что пока не дает основания для такого признания, но, видимо, все к этому идет", - говорит эксперт.
       Свидетельств того, что киевские власти на Юго-Востоке ежедневно нарушают фундаментальные права человека, уже давно хватило на книгу, и с тех пор их количество стремительно растет. Кафедра прав человека и международного права Московского университета МВД России систематизировала эти нарушения, а заодно представила внушительный список международных документов, которые Киев игнорирует.
       Примечательно, что в списке фигурирует понятие "геноцида", хотя эксперты склонны говорить о геноцидной политике не по национальному, а территориальному признаку. Они, указывают на слишком большую близость русского и украинского этносов, а также смешанные семьи, которые также подпадают под прицел новых киевских властей.
       "Говорить о целенаправленном уничтожении русских нельзя. Но идеи геноцидной политики в головах у киевских политиков есть. Взять хотя бы недавнее заявление министра обороны о том, чтобы насильственно расселять русских по западным областям. Жаль, что кроме России, остальные государства этого не замечают. А это крайне опасная тенденция. Любые подобного рода начинания всегда плохо заканчиваются. Военные преступления и геноцид не имеют срока давности, и украинским руководителям следует об этом помнить", - отмечает Анатолий Капустин.




Источник.

эксперт, Новороссия, военные преступления, геноцид

Previous post Next post
Up