Об антиинтеллектуализме советской «элиты».

Mar 03, 2017 01:16

Оригинал взят у salery в его записи.
(приводится с изменениями)

Рисунок из московского музея им. В.И. Ленина:


Несколько слов о такой (среди прочих) «особости» советской власти, как антиинтеллектуализм, воплощенный в том числе и в характере образования советской «элиты». Началось обсуждение с заявления одного из «полезных идиотов», что « ленинское правительство было самым образованным» в истории России. Фактически же в этом сборище 12 человек из 18 (т.е. 2/3) вовсе не имели высшего образования, а из имевших лишь четверо получили его нормальным образом - не экстерном и не урывками; прочие же были выгнаны с первых курсов, а пятеро не имели и среднего.
       Интересен следующий факт. Ульянов (Ленин) жалуется в письме к матери от 14 мая 1895 года: «По загранице путешествую уже вторые сутки и упражняюсь в языке: я оказался совсем швах, понимаю немцев с величайшим трудом, лучше сказать, не понимаю вовсе (не понимаю даже самых простых слов, - до того необычно их произношение, и до того они быстро говорят). Пристаёшь к кондуктору с каким-нибудь вопросом, - он отвечает; я не понимаю. Он повторяет громче. Я всё-таки не понимаю, и тот сердится и уходит. Несмотря на такое позорное фиаско, духом не падаю и довольно усердно коверкаю немецкий язык»... - и это при том, что знание нескольких иностранных языков было нормой в Российской Империи среди представителей среднего и высшего класса. В письме от 29 августа того же года он пишет: «Да мне вообще шлянье по разным народным вечерам и увеселениям нравится больше, чем посещение музеев, театров, пассажей и т.п.»
       Известный большевицкий писатель Алексей Пешков (псевдоним - Максим Горький) в общей сложности более 18 лет провёл в эмиграции, включая 15 лет в Италии, при этом не овладел ни одним иностранным языком.
       Среди руководителей « советского государства» до конца 1930-х годов, не имели никакого специального образования (даже уровня техникума):
• 65,3% членов политбюро и секретариата ЦК;
• 38,8% высших советских деятелей (народные комиссары и прочие);
• 61,2% высших партийных деятелей (главы обкомов, заведующие отделами ЦК и им равные).
       И таких, среди попавших в названные группы, даже до середины 1950-х годов было около 10-15%.
       В самые поздние, хрущёвско-брежневские времена, когда высшее образование формально полагалось иметь всей советско-партийной верхушке, лишь около 25% получили его «нормальным» образом (в возрасте до 23 лет) - очно и поступив в ВУЗ сразу или спустя год-два после школы; прочие же получили его уже начав «трудовую деятельность», вечерне, заочно и т.д. - не ранее 30 лет, причем порядка 10% - в возрасте старше 40 лет. Но и тогда в качестве первого специального высшее образование имели в этих группах лишь 60-70%.
       Но более всего бросается в глаза в смысле уникальности советской «элиты» то обстоятельство, что в отличие от всех прочих стран (хоть западных, хоть восточных), где от 45 до 80% элиты - выпускники нескольких (2-10) самых лучших вузов, в СССР такие (даже если брать не 2-5, а десятка полтора ведущих вузов: МГУ-ЛГУ, МГИМО, столичные технические ВУЗы типа МВТУ, МАИ, МЭИ и т.д.) были редчайшим исключением. Да и вообще университетское образование даже в постсталинское время имели в названных высших группах 5-7%, а приличное гуманитарное - 4-5% (прочие же окончили провинциальные педагогические, сельскохозяйственные и политехнические институты, а 10-20% - техникумы плюс «высшие партийные школы»).
       Собственно, советская власть сама себя воспринимала малопривлекательной для сколько-нибудь информированных или умных людей. Пристраивая собственных детей на престижные места, она избегала допускать их на руководящие должности, а в органы её охраны не принимались лица, обнаружившие на испытаниях не только слишком низкий, но и слишком высокий интеллектуальный уровень (желанный эталон - не более, чем «смышленый парень»). Большая часть крамольного «тамиздата» в их библиотеках получена через необыскивавшихся на границе детей советских и партийных функционеров.
       Без какого-то количества высокообразованных и культурных лиц советская и партийная номенклатура, разумеется, не могла обойтись, но всегда держала « спецов» вне властных рычагов - на подхвате (совершенно естественным было явление, когда начальники Главных управлений промышленных министерств имели в среднем вдвое более низкий образовательный уровень, чем их помощники, а директора предприятий - чем начальники отделов). По большому счету, формой их содержания была как бы символическая (а в сталинское время и вполне реальная) «шарага».
       Ну и, конечно, вплоть до 70-х годов в научной (всех специальностей) и научно-технической сфере советская власть в основном паразитировала на остатках культурного слоя исторической России. Исследование (оставшееся незавершенным) по лицам, функционировавшим в советской науке после 1918 года, причем именно тем, кого сама советская власть считала «выдающимися», наделив соответствующим статусом (члены и член-корреспонденты АН и отраслевых академий плюс все, удостоившиеся статей в БСЭ или отраслевых словарях и энциклопедиях) - 7-8 тыс.человек, показало, что примерно по четверти этих лиц не было нужных данных, но среди тех, по кому данные имелись, более 80% либо сами принадлежали к культурному слою Российской Империи (окончив или обучаясь к 1917 в учебных заведениях, окончание коих их к нему приобщало - гимназиях, семинариях, кадетских корпусах и т.п.), либо были детьми этих лиц. Если же ограничиться периодом до середины 70-х (т.е. рубежом, который абсолютное большинство учившихся до 1917 физически не могли пережить), то доля их будет еще заметно больше.

статистика, Волков, советская власть, Ленин, СССР, большевизм, профессиональные революционеры, большевики, образование, советское государство

Previous post Next post
Up