...Войну он начинает в 1812 году шестнадцатилетним подростком - урядником во Втором полку Владимирского ополчения, и так с ополчением доходит до Москвы, а уже в тринадцатом году переводится прапорщиком в Лейб-гренадерский полк, в составе которого дошел до Парижа.
Следственные дела и записки Горбачевского содержат полукомическую подробность - когда Мишель велел славянам выбрать посредника (руководителя округа) для сношений, славяне выбирают Спиридова (что тоже любопытно - Спиридов, судя по всему, не из их числа и принят был Сергеем сразу же в Южное общество - но, возможно, славяне просто соблюдают субординацию "толстых эполет").
И видно, что Мишель этим страшно недоволен и пытается Спиридова переизбрать. Горбачевский в мемуарах отмечает - мол, причина такового недоверия Бестужева к Спиридову незвестна, Бечаснов же показывает точнее - Бестужеву не понравилось, что Спиридов делал замечания на "Государственный завет". Я с симпатией отношусь к Мишелю - но он все-таки очень юный, немного инфантильный и не лишен некоторых естественных человеческих слабостей: ему, вероятно, очень льстило и нравилось, что три десятка малознакомых юношей с восторгом и обожанием смотрят ему в рот. Спиридов - старше возрастом и чином, образованный и с несахарным характером (судя по всему, склонен к занудному критицизму и резковат на язык) - явно подрывал его, Мишеля, авторитет :) Тем более посмел критиковать конституцию, про которую Мишель уже напел славянам, что она одобрена лучшими французскими и английскими умами :) Поэтому Мишель попытался неудобного посредника отстранить, а когда совсем отстранить не получилось - то постарался "размножить сущности" и заиметь еще двух отдельных посредников для артиллеристов - дабы нейтрализовать вредное влияние.
Если вы запомнили, я писала о том, что Спиридов неудачно проговорился в следственном деле - кто-то из молодых артиллеристов ("кажется, Бечасный" - показывает Спиридов) восторженно кричит что-то вроде "а кто отстанет, тому десять пуль в лоб". Спиридов иронизирует - зачем же десять, хватит и одной.
История имела продолжение: показания Спиридова предъявили Бечасному - мол, вы кричали злодейскую фразу про десять пуль в лоб?
Ответ Бечасного:
"Майор Спиридов делает показание свое несправедливо вероятно в отмщение, что я уличал его ибо я не имел никакого особенного голоса, чтобы мог в обществе издавать какие-либо законы… как же я мог делать подобные угрозы будучи менее даже самого Спиридова и других посредников. Тем более не удивительно для меня таковое показание, что я откровенными своими показаниями и уличениями из самого общества наделал уже себе недоброжелателей... Приписываемое же им выражение особенно мне - более приличествует к какой-либо речи, каковых я никогда не произносил, и в простом разговоре или для изъявления согласия вместе с другими… я никогда таковых фраз не употреблял и могу сказать в глаза как Мазгане, равно и Спиридову. Причем должен еще упомянуть что все почти просили и требовали от Бестужева чтобы обойтись без кровопролития. - Сознаваясь в больших преступлениях и таких действиях, как то что у Бестужева прикладывался к образу, чтобы было наедине с ним - верно бы я не старался отпираться от простых слов, якобы мною сказанных в присутствии целого общества…"
На очной же ставке:
"Прапорщик Бечасный решительно подтверждает свое показание.
Майор Спиридов отрекается от своего показания"
...У Спиридова, в отличие от других славян, были богатые и влиятельные родственники - поэтому место для поселения после окончания каторжных работ он по протекции родичей получает в приличном месте - в Красноярске. В городе он построил хороший дом, завел обширную библиотеку и предоставил к ней публичный доступ, основал в городе сельскохозяйственный банк.
Но в итоге жить в Красноярске не остался - обратился с просьбой о выделении ему земли и переехал на какой-то отдаленный хутор, где пытался наладить образцовое-показательное сельское хозяйство, внедрял новую сельскохозяйственную технику и вывел новый сорт картофеля, который прижился в Сибири и десятилетиями носил название "спиридовка" или "спиридоновка". Жил уединенно, общался с людьми мало, не женился, в Красноярск наезжал изредка - в гости к Давыдовым, в нечастых письмах занудно жаловался на жизнь, хозяйственные трудности, недостаток работников ("все подались на прииски"), и трясся над своими сельскохозяйственными делянками примерно также, как Торсон трясся над своими мельницами (чем-то мне и напомнил этого персонажа).
Среди местных, несмотря на замкнутый нрав, оставил добрую память, десятилетия спустя крестьяне-очевидцы вспоминали:
"Спиридов занимался сельским хозяйством, которое достигало по засеву до 40 десятин, у него были в большом количестве рабочие батраки, лошадей было 20, также и другой скот рогатый. Занимаясь хозяйством, сеял: пшеницу, рожь, посконь, гречиху, лён, коноплю и так далее. Хлеб в большом количестве отправлял в тайгу на золотые прииски на своих лошадях. К крестьянам относился хорошо. Всё давал. Всякую нужду крестьян он удовлетворял: кому нужен хлеб на посев, на еду и на другие цели, всем с охотой ссужал. В общении с крестьянством был всегда внимателен и добр. Ссужал крестьян также и деньгами. За всё время его жизни ему из России присылали деньги и в большом количестве, как будто бы от сестры. И перед смертью своей он получил из Петербурга 12 000 руб".
"Жил Спиридов один с прислугой, были и стряпка и рабочие. В личной жизни непосредственно в хозяйстве не работал, поднимался он рано, вёл своё хозяйство с помощью приказчика, которого имел в лице одного. О себе ничего не рассказывал".
"Умер Спиридов лет 60 тому назад. Занимался хлебопашеством. Ежегодно у него было на работе батраков 5 человек и один постоянный приказчик. Весь хлебный запас отправлял на золотые прииски и был с кем-то в компании, потому что ездили с приисков к нему. Сам он жил без выезда и никуда из дома кроме хозяйства его не выходил, так и на собрания, на сборища. Оказывал большую ссуду нуждающимся хлебом и не требовал с тех, кто ему не возвращал. С крестьянами обходился вежливо, хорошо".
Там же, в этом образцово-показательном хозяйстве, в одиночестве и умер, не дожив около года до амнистии - о его смерти Давыдовы в Красноярске узнали уже постфактум и переживали, что не оказали ему помощи...