Изменился престиж образования. Изменилось отношение к социальному статусу - особенно в России. А в мусульмансикх гетто Европы образование и выход в следующий социальынй слой вообще не ценятся, наоборот, осуждаются. В дореволюционной России университетское образвоание - это престиж, это карьера, это обеспеченность и в перспективе как минимум личное дворянство, то есть смена социального статуса и сословия. В Европе образование - это смена деятельности, уже не 14 часов за станком, а более чистая. мене утомительная и более высокооплачиваемая работа.
А сейчас что? особенно в России. Престиж образования ниже низкого, социального лифта оно уже не обеспечивает, грузчик на рынке зарабатывает больше учителя - нахрена ему образование-то?
У меня такое смутное ощущение, что в девятнадцатом веке эти люди пахали не только ради карьеры и престижа (хотя ради них, конечно, тоже), но и собственно ради процесса. Потому что ЗНАНИЕ - это вообще круто, это некая ценность сама по себе. А сейчас этого нет, нет трепетного отношения к знанию, нет священнодействия.
Сейчас слишком много источников информации. Младенец, ну ок, не младенец, ребёнок детсадовского возраста, смотрящий каких-нибудь фиксиков, получает в голову кучу сведений, за которыми Филипку из XIX века надо было ходить семь вёрст по сугробам. Заодно он получает кучу мусора, типа имён и семейно-романтических отношений Фей Винкс и розовых пони. Среди мусора в своей голове не помню источника, в котором определенный уровень науки сравнивался с коллекционированием фантиков. И часто интересный процесс - это именно "коллекционирование фантиков" в той или иной форме, а "фантики" можно выбирать по вкусу, а люди разные, кто-то любит сведения о звёздах в космосе, кто-то о звёздах кино.
Дааа. Сейчас можно туда нырнуть и выплыть через сутки. Даже несколько мучительно бывает, если несколько дней нельзя обратиться к коллективному разуму и приходится чего-то продолжительно не знать.
Я над этим задумывался в детстве еще. Из серии "вот почему Ломоносов, например, пешком в Москву пришел, чтобы учиться, а моим одноклассникам учиться дают, а они не хотят?" Так вот: дело обстоит не совсем так. Всегда, во все века были такие, как эти ваши прудонисты, которые рвались к знаниям хоть тушкой, хоть чучелом, и всегда, во все века их были проценты или доли процента. В подавляющее большинство учеников знания вколачивали розгами через задние ворота. Независимо от того, актуальные это знания или устаревшие, интересные или нудные, необходимые или бесполезные. Положим, во времена, когда знания становятся путем к социальным лифтам, их популярность действительно возрастает. Но и тогда большинство стремится не столько к знаниям, сколько к формальному их признанию: диплому, аттестату и так далее. Если есть возможность получить диплом не учась - такие люди за нее с радостью ухватятся.
То есть дело не в том, что образование утратило престижность, а в том, что все люди разные, и так было всегда.
Дело в том, что в приведенных мною примерах речь идет все-таки не о гениях вроде Ломоносова (такие гении действительно штучный товар в любые времена), а о несколько другой категории - "способный и упорный". Я вот сейчас сколько таких подростков вижу, ведь не дураки, более-менее способные. У меня сын ведь совсем не дурак, и способности есть, и возможности предоставляются, и мечта вроде бы имеется. А внутренней потребности вкалывать за свою мечту - нет.
Наверно, ещё зависит и от разных факторов в обстановке, которые очень рано дают понять, что если не вкалываешь - то ничего и не делается. В те древние времена это ыло более очевидно, чем нам теперь, потому что "само собой" даже иллюзий приближения к желаемомй сложиться не могло. А теперь ну - все же как-то куда-то поступают, все (якобы) могут выбрать самое близкое сердцу и там работать (это часть сегодняшнего имиджа успешного достойного человека: он делает именно то, что ему приятно; и всякому хочется себя в мечтаниях видеть этим человеком).
У меня есть знакомый из толкинофорумцев, как понимаю, из довольно непростой среды, который самостоятельно, потому, что ему было очень интересно, научился разбираться в компьютерах (мой ровесник, так что поначалу такого официального образования в нужном качестве и не бывало) и теперь работает в той области в хороших фирмах и весьма хорошо зарабатывает. Считает официальное образование никчемной вещью, а всех, кто не старался и не стал зарабатывать столько же - ленивыми. Да, именно зарабатывать: чтобы обеспечить семью, а также себя - приятной жизнью с приключениями и без жалоб.
Ну, человек, который считает всех других ленивыми, должен не толочься на толкинофорумах, а зарабатывать. Каждую минуту, по 18 часов в день и никаких хобби. Так что он непоследователен.
Не. Он в какое-то определённое время зарабатывает настолько много, что потом может съездить посмотреть на настоящие скалы, а не только в фильме, и сходить не просто в кабак, а где гамбургер из редких компонентов и сделан шеф-поваром. Не тот случай, который хотел бы жить без удовольствий - как понимаю, он уже в детстве трудно пожил.
А, ну зарабатывать на удовольствия - это я как раз хорошо понимаю. Но я не считаю ленивыми всех окружающих. Правда, в кабак, где гамбургер из редких компонентов, я еще не ходила :)
А иллюзия отбора не возникает? Сейчас тоже встречаются люди учащиеся прибив волосы к потолку. В самых разных социальных слоях. Проблема в том, что это всегда были одиночки, и фактически сравниваются лучшие ученики 19 века, со средними учениками 21.
Угу. о что есть хорошего воспринимается как должное и не ценится. То хорошее, чего не было, через неделю после появления тоже начинает восприниматься как должное и перестаёт цениться. И это со всем так, не только с образованием.
А про образование я много думал и по-моему хорошим вариантом был бы примерно такой. Образование не обязательное. Более того - платное. Но стоит дёшево. Скажем, для современной Москвы - тысячи три в месяц. Кроме того, за верхние двадцать процентов по успеваемости всю сумму платит государство или город. За следующие двадцать процентов - половину суммы.
Ой, тут возникнет слишком много проблем и вопросов. Для многих бедных семей даже в Москве три тысячи это дорого, особенно если ребенок не один. Дальше начнется - многодетным даем скидку (а при этом многодетные нифига не учатся), а что делать с детьми мигрантов? Они-то иногда как раз зубами и когтями готовы рвать. Но не все и не всегда. И им для начала нужна хоть какая-то базовая подготовка, чтобы догнать общий уровень - а денег нет, где взять? И в любом случае сколько-то классов должны быть обязательными и бесплатными. Вот 10-11 классы я бы не делала обязательными и после девятого класса выгоняла бы лентяев жестко.
Да вот я поэтому и удивляюсь на некоторые посты во френд-ленте, потому что помню, что вроде бы не обязательные и можно бы откровенных болванов погнать метлой.
Comments 28
Изменилось отношение к социальному статусу - особенно в России. А в мусульмансикх гетто Европы образование и выход в следующий социальынй слой вообще не ценятся, наоборот, осуждаются.
В дореволюционной России университетское образвоание - это престиж, это карьера, это обеспеченность и в перспективе как минимум личное дворянство, то есть смена социального статуса и сословия.
В Европе образование - это смена деятельности, уже не 14 часов за станком, а более чистая. мене утомительная и более высокооплачиваемая работа.
А сейчас что? особенно в России. Престиж образования ниже низкого, социального лифта оно уже не обеспечивает, грузчик на рынке зарабатывает больше учителя - нахрена ему образование-то?
Reply
А сейчас этого нет, нет трепетного отношения к знанию, нет священнодействия.
Reply
Среди мусора в своей голове не помню источника, в котором определенный уровень науки сравнивался с коллекционированием фантиков. И часто интересный процесс - это именно "коллекционирование фантиков" в той или иной форме, а "фантики" можно выбирать по вкусу, а люди разные, кто-то любит сведения о звёздах в космосе, кто-то о звёздах кино.
Reply
Reply
То есть дело не в том, что образование утратило престижность, а в том, что все люди разные, и так было всегда.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
о что есть хорошего воспринимается как должное и не ценится. То хорошее, чего не было, через неделю после появления тоже начинает восприниматься как должное и перестаёт цениться.
И это со всем так, не только с образованием.
А про образование я много думал и по-моему хорошим вариантом был бы примерно такой. Образование не обязательное. Более того - платное. Но стоит дёшево. Скажем, для современной Москвы - тысячи три в месяц. Кроме того, за верхние двадцать процентов по успеваемости всю сумму платит государство или город. За следующие двадцать процентов - половину суммы.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment