Историческая загадка (немножко актуальная)

Oct 05, 2014 11:23

Ниже - отрывок из известного исторического документа (впрочем, известен он, наверное, только специалистам).
Без поисковиков (впрочем, я подозреваю, что текста нет в сети, даже не проверяла) определите, кто автор документа и когда он написан. Впрочем, если не можете назвать точно автора, то хотя бы назовите, из какой среды вышел документ, когда и по какому поводу, и как бы вы в тогдашних (а также - еще интереснее! - сегодняшних) терминах определили общественно-политическую позицию автора?
(когда я потом напишу ответ - кто-то, возможно, удивится, возмутится или обрадуется?)

Итак
"... В Западном крае, как мы сказали, сходятся и встречаются две цивилизации, две народности. Как провести пограничную черту между ними?
Вильно, бесспорно, связано интересами и симпатиями с Варшавой, но оно связано также с Киевом: каждый польский ребенок знает, что в тысячные годы после рождества Христова виновник могущества Польши, Болеслав Храбрый, был покровителем Киева.
Между тем, Киев связан также внутренними, духовными узами с Москвою, и потому Вильно, имея обеспеченное свободное развитие, если бы ему предложено даже было соединиться с Варшавой, само не захочет этого сделать, чтобы не прерывать связи с Киевом, от которого не может отречься Москва.
Итак, Киев и Вильно могут служить гораздо более прочными связями союза Москвы с Варшавой, чем теперь крепости и цитадели (разумеется, что здесь слова Киев и Вильно не следует принимать буквально: под словом Вильно мы разумеем ту часть Западного края, которая теснее связана с Польшей, под словом Киев - ту часть, которая тяготеет, так сказать, к России, но так как эти части Западного края, несмотря на противоположные стремления, все-таки тесными внутренними узами связаны между собою, то, имея обеспеченное развитие, они могут служить самой надежной связью России с Польшей).
Мы сказали, что в Западном крае встречаются две цивилизации, две народности. Мы знаем, что подобные встречи обыкновенно причиняют борьбу.
Но можем также указать примеры совершенно противного: в Швейцарии по числу душ преобладает значительно народность германская, после нее занимает второе место народность французская, наконец, является самая незначительная числительно - итальянская; и между тем, все эти три народности нимало не враждуют между собою. Почему? Потому что все они имеют совершенно равные права. Все три языка: немецкий, французский и итальянский считаются государственными; так, например, каждый депутат на сейме имеет право говорить на одном из этих языков. Перед трибуналами каждое слово произносится на таком языке, на каком учиняется иск, в школе преподавание происходит на том языке, на каком говорит большинство слушателей. Последователи реформатской, лютеранской и римско-католической церкви имеют совершенно одинаковые права.
Примените те же начала к Западному краю и вы увидите, какие огромные будут от того последствия. Вы увидите, что величайшие затруднения сами собою разрешатся.
Рассмотрим каждый пункт отдельно.
Язык. 1) На губернских и уездных съездах и собраниях каждый имеет право говорить на языке польском или русском (малороссийском). 2) все лица, служащие по судебной части, должны знать языки польский и русский (малороссийский). В делах гражданских суд производится на том языке, на каком представлен иск, в делах уголовных - на таком, на каком свободнее объясняется подсудимый. 3) в школе чтения производятся на таком языке, каким говорит большинство слушателей, так например, на Волыни, Подолии и Украине в низших школах следует читать по-малороссийски, кроме того, можно учить грамоте русской и польской. В средних учебных заведениях, где большинство учеников в настоящее время поляки, чтения должны производиться на польском языке (разумеется, если в каком-нибудь среднем заведении, например, в гор.Киеве, большинство учеников малороссы, чтение производится на малороссийском). В высших учебных заведениях, например в Киевском университете, каждый профессор может читать по-российски, по-польски или по-малороссийски; слушатели при окончательных экзаменах отвечают на каком хотят наречии. Желающие поступить в государственную службу в Западном крае должны доказать, что знают наречия, на которых говорят в этом крае.
Религия. Каждый имеет право принадлежать восточному или западному вероисповеданию. Правительство равно покровительствует обоим. Вероисповедание детей, родившихся от смешанных браков, определяется по добровольному соглашению между родителями
Вот условия, необходимые для того, чтобы мыслящая часть людей в Западном крае заодно действовала с правительством.

опрос, документы

Previous post Next post
Up