Рассказы о Минусинске -
здесь и
здесь продолжение (собственно про Музей декабристов)
Здание музея. Дом, купленный братьями Александром и Николаем Крюковыми. Позже, уже в шестидесятые годы, в этом же доме жил ссыльный Петрашевский (видите две мемориальные таблички)
Экспозиция такая: портреты тех, кто здесь жил и краткое пояснение - кто и что. Вот здесь, слева направо - Фаленберг, Александр и Николай Крюковы. И тут же табличка - Семен Григорьевич Краснокутский - без фото, портрета не сохранилось.
Фролов, Киреев, Тютчев. Мозгалевский - без портрета.
Братья Беляевы и Сергей Кривцов.
Просто комнатка. Вроде как с обстановкой эпохи - не знаю, что символизирует. Ну и на стенке - сами видите, кто и что.
Просто роспись Верховного Уголовного суда. Подчеркнуты красным те, кто был в ссылке здесь, в Минусинске и округе.
Тут вот информация про Тютчева более крупным планом. Как я уже говорила, почему-то здесь (среди минусинских краеведов) его жена известна под именем Евдокия, в то время как в работах других историков она Анна. Ну и "давал уроки грамоты сельским детям" - это, конечно, жесть :))
Братья Беляевы в старости.
Кандалы родом из семейства многочисленных саморазмножающихся Мозгалевских. Не знаю, откуда Мозгалевские взяли эти кандалы - сам Мозгалевский, осужденный по 8 разряду и отправленный сразу на поселение в Нарым, кандалов не носил. Да и вообще, кажется, "декабристские кандалы" - другой модели. Может, это кандалы Клярнера - друга Мозгалевского, с которым они вместе были в ссылке сначала в Нарыме, потом в Минусинске. Или еще чьи-нибудь ("политические преступники", в отличие от "государственных преступников", в основном добирались в Сибирь пешком по этапу в кандалах - даже если были ссыльными, а не каторжными; хотя "на месте" режим содержания "политических" был в среднем мягче, чем "государственных" - вообще разница в двух статусах - это шедевр бюрократической мысли эпохи)
Тимофей Сайлотов - сын декабриста Николая Крюкова, принимал активное участие в создании Мартьяновского музея и вообще в общественной жизни региона. Марфа Сайлотова - гражданская жена Крюкова - была хакаской. Брак не был официально зарегистрирован, так как Крюков считал, что лучше пусть его дети будут вольными крестьянами, чем сыновьями государственного преступника.
Авдотья Мозгалевская, урожденная нарымская мещанка Агеева - вырастила 8 детей. И ее старший сын Александр, у которого, в свою очередь, было десять детей. Авдотья Ларионовна прожила долгую жизнь и умерла в Красноярске.
Вот, видите, с какой скоростью Мозгалевские размножаются?
Сядьте покрепче и прочтите внимательно стихи Богдановой - я специально их сфотографировала крупным планом :)
Жена Александра Фролова, казачка Евдокия Николаевна Макарова, в молодости считалась красавицей. Здесь, на фото, этого конечно не видно.
Общий вид стенда.
В музее проходит выставка фарфора (временная). Самый ценный экспонат - супница князя Волконского.
Теперь опять сядьте покрепче. И прочтите то, что написано на табличке.
Сначала те двое, портреты которых не сохранились.
Николай Мозгалевский.
Краснокутский.
Остальные портреты покажу, специально сравнивая с соответствующей акварелью Николая Бестужева.
Сергей Кривцов.
Петр Беляев
Алексей Беляев
Алексей Тютчев
Иван Киреев
Александр Фролов
Петр Фаленберг
(Не знаю, почему же нет Крюковых - то ли их там не было, то ли я их забыла сфотографировать)
Якобы обстановка дворянской квартиры. Для детишек здесь проводят балы и концерты.
Обычный деревенский двор - с банькой.
Садик.
Минусинские яблочки - мелкие и сладкие.
В садике вот такая памятная стела - заложен в память о жителях блокадного Ленинграда (ленинградских детей эвакуировали и привезли сюда, в Минусинск, для выхаживания)
Еще раз - прощальный взгляд на дом.