Каждый раз я думаю о том, что человека с историческим образованием уже ничем удивить невозможно. И каждый раз натыкаешься на что-то, что - кажется, превыше того, что может вместить человеческое сознание.
Вот эта
страница Красноярского отделения общества "Мемориал" (список раскулаченных, сосланных, репрессированных по региону) сегодня в буквальном смысле вынесла мне мозг (с некоторыми вариациями тот же список опубликован на сайте Мартьяновского краеведческого музея в Минусинске).
Потому что... это же невозможно читать спокойно. Жибинов Александр Георгиевич. Жибинов Василий Александрович. Жибинов Василий Андреевич. Жибинов Василий Григорьевич. Жибинов... Жибинов... 23 человека - только Жибиновых, только из одного села Курагинского, и это только мужчины - главы семейств - а при многих из них обозначены еще жены, дети, старики...
ЖИБИНОВ Александр (Алексей) Георгиевич. Род. в 1890 в с. Курагино Минусинского округа Енисейской губ. Русский, окончил Красноярскую учительскую семинарию. Проживал в г. Красноярске. Работал в подотделе конских запасов при отделе снабжения Енисейского губернского комиссариата по военным делам. Арестован 20.02.1920. Обвинение в КРД. Освобожден 19.07.1920 за недоказанностью состава преступления. Раскулачен и выслан. Проживал в улусе Чарков Ширинского р-на Хакасской АО КК. Счетовод «Райколхозсоюза». Арестован 19.03.1931. Обвинение в АСА. Осужден 22.05.1931 тройкой ПП ОГПУ ЗСК на 5 лет концлагерей. Реабилитирован 05.04.1989 прокуратурой КК (П-6409, П-15446).
ЖИБИНОВ Егор Ефимович. Род. в 1869. Проживал в с. Курагино Курагинского р-на КК. Лишен политических прав, раскулачен в 1934, выслан с семьей: жена Жибинова Федосья Ивановна, 1869 г.р., сын Жибинов Алексей Егорович, 1911 г.р., мать Жибинова Евдокия Ермолаевна, 1838 г.р., сестра Жибинова Евдокия Ефимовна, 1868 г.р.
ЖИБИНОВ Корнил Филиппович. Род. в 1892. Проживал в с. Курагино Курагинского р-на ЗСК. Лишен политических прав, раскулачен в 1931, выслан с семьей: жена Фекла Федотовна, 1896 г.р., дети Ксения 1913 г.р., Анна 1925 г.р., Василий 1927 г.р.
И еще, и еще... село Курагино (или Курагинское) - в настоящее время рабочий поселок в Красноярском крае, недалеко от Минусинска - имеет древнюю историю. Предание гласит, что свое название село получило в наследство от князца Тубинского улуса, располагавшегося на берегах Тубы - Кураги, который в 1709 году подписал акт присоединения Тубинского княжества к России и принял православную веру. После этого события Курагино стало постепенно заселяться русскими переселенцами. Однако местные кыргызы, хакасы принимали православную веру и составляли значительную часть жителей селения. По предположению, распространенная в селе фамилия Жибиновы - обрусевшая фамилия местных хакасских князьков.
... Наконец, утыкаюсь глазами в ту строчку - ради которой, собственно, и ковырялась в этих жутковатых списках.
ЖИБИНОВ (Тютчев) Илья Алексеевич, 1872 г.р., русский, уроженец и житель с. Курагино Курагинского р-на КК, правнук декабриста Тютчева И.А. Лишен избирательных прав, раскулачен, в 1930, с семьей: жена Саломея Тимофеевна 1876 г.р., дочь Анастасия 1915 г.р., отец Жибинов (Тютчев) Алексей Алексеевич, 1852 г.р., выслан в Енисейск. Восстановлен в правах в 1936.
В этом описании есть явная ошибка - скорее всего, Илья Алексеевич 1872 года рождения - не правнук, а внук Алексея Тютчева, а упомянутый его отец Алексей Алексеевич - 1852 года - сын декабриста. Из описания не очень понятно, то ли отец просто упомянут, то ли он тоже был выслан в Енисейск (в возрасте 78 лет).
Собственно, вернемся к тому, что нам известно об этой истории.
Тютчев вышел на поселение в 1836 году (по второму разряду) и был поселен в селе Курагино. Здесь его гражданской женой стала Анна Петровна (в одном из источников указано Евдокия, но почти везде в других местах - Анна) Жибинова, дочь местных зажиточных крестьян Жибиновых. В семье было четверо детей (по другим данным, пятеро или даже шестеро - может быть, кто-то из детей умер). Все источники сходятся в том, что сама Анна Жибинова и все ее семейство страдали запойным алкоголизмом и в конечном итоге споили и Тютчева. После его смерти в 1856 году, незадолго до амнистии, семейство осталось в нищете.
Декабрист Иван Киреев - мамка и нянька Минусинской колонии, в 1857 году писал руководителю «Малой артели» Пущину: «Дети покойного… остались, по-русски сказать, - ни кола ни двора. Покойный ничего не скопил и ничего не оставил для них. ..». Так как вдове Тютчева нельзя было доверять деньги, руководители «Малой артели» решили посылать их Кирееву. О получении денег он извещал Пущина: «Назначенные вами 100 р. Серебром детям покойного А.И.Тютчева я передал в распоряжение княгини Костровой *, которая по родству своему с покойным принимала всегда деятельное участие в нем и в семье его. После смерти А.И. откупили семейству домик, со всеми принадлежностями: коров и лошадей, так что Ваше пособие довершит их хозяйство». Было решено из предназначенного семье артельного пая «откладывать каждый год несколько для составления небольшого капитала»: из каждой сотни рублей выдавать вдове и детям только половину, причем по частям - «это удержит детей и мать в разумных пределах».
* Княгиня Кострова, урожденная Бердяева - племянница А.И.Тютчева, ее муж князь Костров был назначен Минусинским окружным начальником. Семья Костровых поддерживала отношения с Минусинской колонией декабристов и оказывала материальную помощь своему родственнику Тютчеву - однако, судя по всему, прямая материальная помощь этому семейству скорее была во вред, чем в пользу - деньги пропивались. Непонятно, почему Костровы после смерти Тютчева не взяли хотя бы кого-то из его детей на воспитание - в то время как они же взяли на воспитание одну из дочерей покойного Мозгалевского. Может, вдова Тютчева не хотела отдавать детей - хотя судя по всему, детки ей тоже были не особенно нужны.
Далее мы имеем следующие сведения об этом семействе, записанные около 1925 года минусинским педагогом и краеведом А.Косовановым (внуком воспитанницы декабриста Фролова, о чем я писала в одном из предыдущим постов):
"Костровы перевелись в Томск, минусинские декабристы выехали на родину, и семья Тютчевых стала бедствовать. Сын Тютчева Петр, купаясь в Тубе, утонул, и это окончательно сломило душевное равновесие Евдокии Петровны, - она сходила с ума, покидала дом на произвол судьбы, и вскоре умерла. Рукописи, документы, фотографии, карточки и некоторые вещи декабриста в это время были растащены. Дочь Анна 12 мая 1868 г. вышла замуж замуж за тюменского приказчика Александра Васильева и уехала с ним в Западную Сибирь. Другая дочь Мария вышла за крестьянина дер.Пойловой Минусинского у. и недавно умерла. В настоящее время в с.Курагинском живет родной сын Тютчева, Алексей Алексеевич, 72 лет. Оставшись от отца 4-х лет (видите - имя и даты сходятся, 1852 г.рождения - РД) он, конечно, ничего почти не помнит им передает рассказы об отце со слов родственников знакомых. Это рядовой крестьянин с.Курагинского, землероб, и по развитию ничем не отличается от своих сельчан (в другом источнике указано, что мать после смерти Тютчева не обучила детей даже начальной грамоте - РД). Горькое детство ему выпало на долю: после смерти отца ему пришлось в качестве батрака ходить по чужим людям. В настоящее время он живет в семье сына, имея уже 16-летнего внука и исполняет легкие работы в крестьянском хозяйстве"
Таким образом, эта запись была сделана Косовановым незадолго до 1925 года, а в 1930 году, похоже, все семейство было раскулачено и вышвырнуто в Енисейск. Теперь я собираюсь написать в Мартьяновский музей (или в Красноярский мемориал? Нет, наверное, лучше сначала в музей) и узнать, нет ли у них данных о дальнейшей судьбе этих людей. Собственно говоря, я барышня стеснительная и меня всегда пугает - мало того, что написать куда-то незнакомым людям и, возможно, отвлечь их от работы - и я всегда думаю, как мне объяснить людям тот факт, что я в настоящий момент не профессиональный историк, не представляю никакую научную организацию и даже не родственник - и с какого это бодуна меня интересует судьба каких-то раскулаченных Жибиновых? Ну вот я преодолею себя и все-таки напишу им, и заодно напишу про возможную ошибку (где там внук и где правнук).