Борисоглеб

Mar 23, 2015 07:53


Давно хотела сделать подборку фотографий монастыря, и вот настал тот час. Картинок в архиве гораздо больше, но старые искать неохота, поэтому тут кадры двух последних лет, снятые в разные сезоны. Только золотая осень отсутствует, но она уже была в моем старом посте.

Борисоглебский монастырь - это такое место, где всегда тихо и пустынно. Тургруппы, как мне кажется, бывают там не слишком часто и не в таких количествах, чтобы заполнить разом всю территорию крепости.

И каждый раз меня поражает контраст: шумная центральная площадь поселка напротив монастыря, множество магазинчиков прямо под могучими стенами - и безлюдье внутри.

В 1924 году ансамбль упраздненного монастыря был передан Ростовскому музею-заповеднику, хотя главный собор действовал еще пять лет. Понятно, что переход собственности был формальным и районные власти распоряжались музейным имуществом, как считали необходимым. Некоторые помещения сдавались в аренду государственным организациям, в келейных корпусах были устроены квартиры, а могильные плиты с уничтоженного монастырского кладбища использовались для строительных нужд. Но сотрудники музея старались сохранить уникальный архитектурный комплекс, в 1931 г. они смогли спасти звонницу и часть стен от разбора на кирпич.

Музей несколько раз менял статус: он то назывался Борисоглебским краеведческим, то назначался ростовским филиалом, то считался народным музеем. Когда я впервые приехала в Борисоглеб в 1990 г., музей снова был филиалом Ростовского кремля, таковым он и оставался до последнего времени.

(Хм. Выходит, я уже четверть века регулярно посещаю это место? Однако.)

Тогда, в феврале 1990-го, в монастыре еще оставались кое-какие конторы и квартиры, музей занимал помещения Сретенской надвратной церкви. Но уже действовал - как приходский храм - собор Бориса и Глеба, переданный РПЦ годом ранее. Монахов не было, поскольку решение о возобновлении обители было принято только в 1994 году.

Для нашей группы провели экскурсию, а потом девушка-экскурсовод устроила небольшой колокольный концерт. По тем временам, это оказалось настоящим потрясением, некоторые люди постарше плакали. Сейчас давнишние эмоции объяснить трудно, особенно людям, в силу возраста не заставшим советские годы, зато бывшим свидетелями выкрутасов православных деятелей. Но в перестроечную эпоху, возрождение церковной жизни многими воспринималось однозначно положительно.


В середине 1990-х в монастыре поселились несколько монахов и, судя по всему, соседство было мирным, каждый занимался своими делами. Ростовский филиал отреставрировал участок стены и угловую башню, куда могли подняться все желающие; в Сретенской церкви действовала постоянная экспозиция и временные выставки. Монахи пытались что-то ремонтировать со своей, южной, стороны и восстанавливать Борисоглебский собор. Но денег явно не хватало ни тем, ни другим.

В прошлом году реставрационные работы активизировались. Видимо, монастырь наконец забрал все помещения, а следом появились и средства. Краеведческий музей переехал в какое-то другое место, монастырь же заявил о создании своего собственного музея. Пока, правда, экспозиционных помещений нет - у Сретенской церкви состояние неважное (если не сказать, аварийное). Но экскурсию заказать можно, а летом, возможно, посетителей пускают и на стены (которые тоже выглядят не очень).

Признаться, я очень боюсь, что дивный ансамбль изуродуют евроремонтом и он растеряет всё очарование, как это случилось с Валдайским Иверским монастырем. Хотя, уже побеленный Сергиевский храм (второй надвратный) выглядит лучше, чем когда он был обшарпан и с трещинами.

Уголок над воротами в мае 2013 г.:

И в январе 2015 г.:


Очень жалею, что ворота под Сергиевской церковью теперь заперты и через монастырь нельзя пройти насквозь, как это было многие годы. Но куда хуже будет, если на единственном оставшемся входе посадят церберов, злобно рычащих на женщин в брюках. Или я заранее нагнетаю и борисоглебские служители культа адекватны? Пока не гоняют, посмотрим, как дальше пойдет.

Что касается внешней жизни, мне всегда нравилось, как близко к монастырским стенам стоят дома бывших слобод .

Особенно приятно это выглядит со стороны пруда - будто переносишься на десятилетия назад, когда, как кажется, всё было лучше и трава зеленее.

Но потом выходишь к Сретенским воротам и сразу возвращаешься в реальную жизнь со всеми ее приметами. Магазины работают, машины ездят туда-сюда, люди обсуждают свои проблемы.

На подъеме скользко - снег не всегда чистят, улицу песком посыпают тоже через раз. Видимо, поэтому часто вижу в провинции такие санки:

Центр поселка за последние годы утратил часть исторической застройки: cгорела пожарная часть, снесены деревянные торговые ряды и разрушены дома напротив входа в монастырь, а их место заняли некрасивые сараи. Мне жаль всего этого, я предпочла бы видеть поддерживаемые в хорошем состоянии типичные провинциальные строения, чем кучу изваяний работы Зураба Константиновича.

Но пока еще местные женщины полощут белье в речке Устье, а в кулинарии одноименного ресторана можно купить дешевые пирожки и там же попить с ними чай, глядя в окно на монастырские башни и купола.

При желании (и следуя моде), я могла бы пробежаться по поселку и наснимать множество помоек, развалившиеся заборы и общительных пьяниц, но зачем? Мой Борисоглеб другой. Лучше я перед отъездом еще раз схожу за пруд, чтобы крепче запомнить эти суровые стены и неяркие фонари вдоль берега, отражающиеся в воде или первом льду.

2014 год, 2013 год, монастыри, Ярославская область, Россия, 2015 год

Previous post Next post
Up