Черновцы - город хоть и старинный, но застраивавшийся в течение двух последних веков. Поэтому в его старой части здания австрийского периода соседствуют с межвоенными румынскими, и это выглядит вполне гармонично. За спальными районами с обычными панельными многоэтажками вьются улочки бывших предместий, где сохраняются частные домики в густых садах и деревянные церкви. И хотя рядом со старыми районами есть огромная промзона, она не помешала моему восприятию Черновцов, как города светлого, просторного и зеленого.
Я не видела Черновцы до их 600-летнего юбилея четыре года назад - возможно, дома на центральных улицах были обшарпаны и не радовали глаз. Но сейчас они покрашены в пастельные тона, а на многих балконах и подоконниках установлены цветочные ящики. Впрочем, много цветов и в частном секторе, так что это может быть не связано с деятельностью городского начальства. И много деревьев в центре, причем довольно старых, и это безусловно хорошо.
Центральная площадь (имя собственное) и кварталы вокруг нее порадовали застройкой австрийского периода. До второй половины XVIII века, когда Буковина была присоединена к Австрии, поселение располагалось восточнее и ниже. Но после вхождения в состав империи, в столице края началось бурное строительство, Черновцы сделались культурным и образовательным центром и получили достойное архитектурное оформление.
В городе мирно уживались и представители различных конфессий: православные, католики, евреи, армяне - все они ставили здесь свои церкви. Поскольку в Черновцах находилась усадьба православного буковинского епископа (позднее митрополита), в 1844-63 гг. был построен кафедральный собор Святого Духа. В советский период в нем размещалась картинная галерея, сейчас собор вновь действует. Недавно покрашен в весёленький розовый цвет (на фото примерно двухлетней давности был тоже розоватым, но более сдержанного оттенка), а рядом с собором установлен памятник митрополиту Евгению Гакману - активному церковному и общественному деятелю, заказчику комплекса
резиденции буковинских митрополитов, нынешнего университета.
Святодуховский собор возвышается рядом с пешеходной улицей Ольги Кобылянской, что на заглавном фото. Именем Кобылянской назван также Музыкально-драматический театр, и памятник ей же сидит перед театральным фасадом. (А родилась писательница в ныне румынском городке Гура-Хуморулуй, возле которого находятся два
расписных монастыря, где мы были весной.) На пешеходке мы пообедали в ресторане "Каринтия" - неплохо, хотя дороговато и борщ несколько жидкий. (Больше всего мне там понравилась картошка с какими-то травками и штрудель.) После сытного обеда прошлись еще немного.
На улицах множество разных люков - как румынских, так и австрийских. Просто раздолье для любителей этого чугуна :) А мне больше понравился пожарный экипаж на постаменте возле действующего пождепо.
На оживленном перекрестке я сняла кинотеатр, в полной уверенности, что это перестроенная церковь - уж очень характерно расположен... Почти угадала. Это бывший
темпль - реформистская синагога, сожженная в 1941 году и частично взорванная в 1950-е гг. Строили ее на совесть, стены при взрыве устояли, и разрушенный темпль переделали в кинотеатр "Жовтень" (сейчас, как видим, переименован).
В паре кварталов от улицы Кобылянской находится и бывший армянский храм, созданный Йозефом Главкой, архитектором резиденции митрополита, параллельно со строительством университетских корпусов.
Ну и наконец, "пьяная церковь", которая заинтересовала меня по фото еще до этой поездки. Православный Николаевский собор строили с 1927 по 1939 гг., а его прототипом стал шедевр валашской архитектуры, храм Успения начала XVI века в румынском городе Куртя-де-Арджеш (прототип я увидела этой весной, пост о нем
тут). Иконостас и витражи для собора изготовили в Бухаресте, а колокола привезли из Трансильвании. В Румынии есть и другие похожие церкви, но для Черновцов это здание уникально.
Николаевский собор находится на Русской улице, именно с этого района начинались Черновцы. В середине XVIII века город состоял из двух сотен строений, в основном деревянных, над которыми слегка возвышалась деревянная же Николаевская церковь. Она дожила до настоящего времени и стоит напротив "пьяной церкви", на огороженном участке. Построенная в 1607 году, относится к специфическому местному типу храмов-изб; в XVI-XVIII веках эти бескупольные храмы были распространены не только по всей Буковине, но и на севере соседней Молдавии. Их возникновение связывают с ограничениями высотности церковных зданий в период турецкого господства; в Южной Буковине мы встречали и каменные бескупольные храмы. Мне не очень понравилось фото Николаевской церкви, но утром я сняла того же типа Вознесенскую, в бывшем пригороде Гореча (ночевали там неподалеку):
У храмов-изб стандартная трехчастная композиция притвор-неф-алтарь; вход обычно располагается не по прямой, а сбоку притвора. Интересно, что у нефа шатровое или сводчатое перекрытие (бывает также у других частей храма), но снаружи этого не видно. Зато изнутри помещение выглядит очень просторным. Впервые я увидела такую (но большего размера) церковь в львовском скансене в прошлом году, и она поразила своей полной непохожестью на всё, виденное ранее. Кстати, эта, ныне живущая во Львове, Троицкая ц. из предместья Клокучка, была до 1967 года кафедральным собором Черновцов:
Ну а в черновицкий скансен мы уже не успели. По правде сказать, сейчас не очень жаль, потому что аналогичными строениями изобилует румынская часть Буковины, насмотрелись их предостаточно. Но может, как-нибудь в скансен и заглянем, пролетая куда-нибудь мимо :) А город в целом оставил очень приятное впечатление, и я бы хотела побыть там подольше. Даже, может быть, пожить некоторое время (уж совсем неожиданное для меня самой желание). У туристов принято сравнивать его со Львовом, сравню и я. Если в двух словах,
Львов - для фотографии и романтики, а Черновцы - для жизни. Да и Буковина в целом кажется мне уютной и дружелюбной, и городская застройка не угнетает, как местами во Львове, где и люди более замкнуты. (К слову, я терпеть не могу хабалистость российского Черноземья, но буковинская (и закарпатская) непосредственность и простота в общении не вызывают никакого отторжения.) Южный вариант небольших домов с деревянными галерейками, увитых виноградом, лично мне оказался ближе холодной пышности польского города (в сочетании со страшными полуразвалившимися доходными домами в самом центре). К тому же, доминирующее в Буковине, но неагрессивное православие бессознательно ощущается своим - в отличие от непонятной религии весьма активных галичанских униатов, напрочь лишенных художественного вкуса. В общем, как уже было сказано, Черновцы для меня - номер один на Западной Украине :)