Я как-то
уже рассказывала немного про Тутаев и его Воскресенский собор, где хранятся ценности, собранные из закрытых в свое время храмов района. И уже не одно столетие люди приезжают туда к знаменитому Большому Спасу - огромной иконе Спаса Всемилостивого, датируемой XV веком. Икону почитают как чудотворную, а для излечения от разнообразных хворей верующие проползают под ней. Я неоднократно бывала в теплом храме на Рождество - там особенная атмосфера мира и спокойствия, все житейские проблемы сразу становятся далекими и несущественными. А вот в верхнюю церковь с дивными росписями заглянуть никак не удавалось, но наконец, прошлым летом собралась и целенаправленно поехала в Тутаев на один день. И не только росписи смотреть.
Большой Спас в холодное время живет в нижнем храме, летом его переносят наверх, и ежегодно летом же совершаются крестные ходы с образом по всему городу. Икону переправляют на пароме на Романовскую сторону - именно это меня и заинтересовало. Подробней о Большом Спасе и истории крестного хода можно прочесть здесь -
http://pravicon.com/icon-461 Из Москвы добрались часам к одиннадцати. Площадка у собора забита машинами, паломническими автобусами. В верхнем храме служба заканчивается, а народу внутри!.. Не все даже поместились - в галереях стоят и сидят на лавках вдоль стен. Какие уж тут росписи... Спустилась назад во двор, и он тоже людьми заполнен. А рядом с крыльцом - Большой Спас, уже подготовленный к путешествию. И очередь к нему.
Железная конструкция, на которой несут образ, тоже сделана так, чтобы люди сильно нагибались, подходя.
Видно, что почти все специально приехали на праздник - а это поразительное действо в самом деле воспринимается как праздник даже мной, человеком, далеким от церковной жизни. Никто не суетится, терпеливо ждут начала хода, настроение у всех радостное. Хоть я не умею и не люблю снимать людей (а репортаж - вообще не мой жанр), тут не удержалась.
Наконец, начали выстраиваться.
Еще немного времени, и шествие двинулось под колокольный звон.
И во время движения никто не толкается, не ругается с соседями, все ведут себя корректно. Рядом со мной паломницы пели всю дорогу до пристани - хорошо пели, душевно. Фотографы (я не одна такая была) снимают свободно, тоже ни одного замечания не прозвучало.
Где-то читала, что после Великой Отечественной иностранцы называли РПЦ "церковью белых платков". Такой она, в общем, и осталась в провинции.
Спустились к пристани, внесли Спаса на паром, туда же въехала машина сопровождения (всего с одним ГИБДДшником), а следом зашла примерно половина участников крестного хода.
Паром пошел к противоположному берегу, потом вернулся за оставшимися людьми. А голова процессии с иконой все это время ждала оставшихся на Романовской стороне, не двигаясь дальше.
А те, кто не захотел ждать второго рейса, кинулись к частным перевозчикам.
Потом процессия будет перемещаться от храма к храму по Романовской стороне, до самого вечера. А я дошла только до пристани и вернулась в Воскресенский собор.
Там было почти безлюдно, и я могла сколько угодно любоваться и росписями, и резным распятием, и необычным образом Николы Можайского. Жаль, конечно, что интерьер нельзя снимать, но хоть греет сознание, что я всегда могу приехать в Тутаев снова.
С изображениями немного поэкспериментировала. При их обработке вдохновлялась циклом Георгия Колосова "Чудотворец" -
http://www.photounion.ru/gallery/kolosov_2004/kolosov_2004.html