Фразой насчет «курицы и яйца» обычно пытаются указать на недопустимую «реккурентность» объяснения, типа «А потому что B, а B потому что А». Хотя в данном случае все и правда было совершенно корректно - из того, что «общество похоже на психику, а психика похожа на общество» Геннадием делалось только предположение о том, что они друг друга «активно» копируют, и не более того
( ... )
Социальные структуры и психика
anonymous
May 19 2001, 10:20:21 UTC
>непосредственно в жизни усмотреть такое копирование очень трудно, как и когда например взрослый копирует в свою психику социальную структуру государства? А когда ребенок копирует в себя психику этого взрослого, он довольно заметно «обезьянничает
( ... )
Re from Mika: Социальные структуры и психикаnaimarkMay 20 2001, 11:06:27 UTC
По-моему, все-таки недаром с самого начала были предложены 4 разных и почти независимых объяснения этому подобию - копирование структуры общества в психику; копирование психики в общество; взаимное их копирование; и, наконец, предположение, что это независимые явления, подчиняющиеяся общим «принципам и законам». Ни одно из них неспособно полностью объяснить явление, по крайней мере без точной формулировки «принципов и законов». А попытка что-либо объяснить «по частям» несколькими разными независимыми причинами не может быть продуктивной. Или, может быть, подмеченное явление подобия - результат совершенно случайного стечения обстоятельств - одновременного действия 4-х различных причин? Человек почему-то (любопытно, почему?) считает объяснением указание одной и только одной причины, а если указано сразу 4, то он требует найти единственную «причину этих причин».
Re for Mika: Социальные структуры и психика
anonymous
May 25 2001, 03:09:22 UTC
Скорее всего, эти причины можно свести в некоторый единый инвариант, поскольку чувствуется, что они явно связаны и не просто так случайно оказались вместе. Но может быть что-то объединило в них не только их некая изначальная инвариантность, но «стремление» или эволюционная выгода «быть вместе». И в этом случае первоначальное объяснение представляет собой скорее феноменологическое наблюдение, чем объяснение исходной причины. Но теперь уже слишком далеко от того «исходного времени», когда (может быть) была «общая причина» и «единый природный закон». Сейчас действуют уже те «законы и причины», что сложились к настоящему моменту, в т.ч. и в силу конкретных исторических обстоятельств. И потому, В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, такие «объяснения» все же помогают что-то допонять, проверить «на логичность» и «обосновать»…
Comments 6
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment