Первая часть
здесь.
Итак, оба претендента на престол спешно созывают войска (а игроки определяются со стратегическими решениями). Куб решил - потому что забыли обговорить - что наступающей стороной является Людовик, и игрок за мятежника решает, по каким т.н. стратегическим направлениям войдёт война.
Необходимое пояснение №1. Просто говоря, «стратегические направления» - это линии между ключевыми объектами сторон в этой кампании (в данном случае столицами), линии, вдоль которых будет развиваться конфликт. Как правило, они различаются природными условиями (чтобы армия, в зависимости от предпочитаемого ландшафта, могла идти по более выгодной местности), а кроме того, они заставляют обороняющегося быть наготове и держать войска на нескольких направлениях. Впрочем, и наступающего тоже, ведь игроки не обязаны сообщать, где движется основная армия, а где - отдельные отряды и местные войска. Игроки могут иногда поменять направления, в зависимости от ситуации, но это 1) стоит ресурсов (склады, договорённости со снабженцами и властями нейтралов, этс.) и 2) обычно воспринимается как неудача, как знак, что первоначальный план таки йок. Основную полевую армию можно при некоторых условиях перебрасывать на новое направление. Линий должно обычно быть не менее трёх и не больше шести. Условия местности конкретных стычек и сражений всё равно определяет куб, но линия задаёт некое общее «должно быть примерно так».
Получилось:
Северное направление - самое прямое, по холмистой местности вдоль границы, удар наносится по столице Офира. Не самые лучшие условия для конницы.
Среднее - в основном по лесистой местности. Тоже не айс для рыцарей, но получше, к тому же у Ианты равнина, почти идеальное место для полевого сражения.
Южное направление - самое разветвлённое и вариативное. По Восточному Офиру идёт в основном по холмам, потом сплошная равнина, как блин; при этом есть вариант удара на север по столице из Meadowlands, или из Шаму - выпад либо на юго-запад в Карнолию
В общем же, очевидным полем боя братьев-соперников будет восток
Как получилось. Ручкой по карте ещё корявее было.
Некоторые моменты по войскам сторон.
Вообще, феодальное военное дело по правилам достаточно хаотичное и транжирное. Ополчения (рыцарские и пехота из городов и сельской местности) собираются несколько непредсказуемо, мягко говоря. Они некоторое время служат бесплатно, потом могут остаться уже на казённом жаловании или же разойтись. Также их можно (иногда - нужно, в частности, это единственный способ восстановления потерь) распускать и через известный промежуток времени (пытаться) созвать снова. Можно вместо сбора войск (попытаться) собрать скутаж. Вообще же, правитель может потребовать много что от поставок провизии начиная - помимо вооружённой службы в полевой армии. Но нередко очередная попытка воззвать к долгу вассала заканчивается беспорядками и мятежами - и при этом правила ставят игрока в ситуацию, когда делать это приходится. Надеюсь.
Наёмные войска в этот период дорогие, но достаточно гибкие в найме. Оплачиваются они понедельно, нанимаются максимально целевым образом: пришли-сразились-свалили (как говорилось в одном переведённом итальянском документе, «Lances of mounted soldiers, reviewed and paid for the whole month of March») и могут быть распущены в любой момент. Бесплатно, с риском, что они по дороге пограбят владения нанимателя, или с небольшими отступными, во избежание.
Именно из-за хаотичности трат
большинство доходов игрока в этот период - экстраординарные. Кстати, и Амальрус, и Людовик заняли денег на войну, 600 и 500 тысяч золотых, соответственно.
Dog brothers, sword brothers. Зависит от точки зрения.
Вольные роты и они же стрелки нанимаются следующим образом. Игрок «покупает» некоторое количество «слотов» армии определённой численности, и на каждый кидает куб. Бросок определяется дополнительной таблицей:
- есть некий базовый результат, ниже которого не будет. У нанимателя есть деньги, а значит, всегда найдётся достаточно жадный наёмник - служить даже самому отвратительному хозяину, даже в самом бесперспективном деле.
- бонус броска в обмен на бонус к оплате. Наёмники выходят ещё дороже, но зато приходят надёжнее.
- бонус, если у наёмников есть перспектива, как у того Шарика.
- фракции, которые часто юзают иностранные «мечи», также получают бонус как традиционный, привычный, хорошо известный соседям в смысле «куда девать амбициозных и беспокойных младших сыновей» - наниматель.
- редкие и экзотичные отряды, напротив, дают минус на бросок (при этом «экзотичность» и «базовость» зависят от региона).
В итоге к игроку приходят только войска - в сумме тех «слотов», на которых выпал куб с нужным значением. Деньги, потраченные на «зазывание», обычно 1-3 недели жалования, потрачены в любом случае.
В принципе, такая манера найма - наверное, простейшая, во всех смыслах, из доступных игроку. Войска союзных лордов-кондотьеров требуют постоянных выплат в мирное время, но более надёжны в смысле явки и численности. А есть и совсем продвинутая, для условий мира, форма, настоящие наёмные армии... Как продукт (сравнительно) высокоорганизованной военной машины и монетизированной экономики, они вообще от игрока бросать куб почти не требуют. Вместо этого рулит принцип «плати деньги и всё будет». Вот платить - да, нужно много и регулярно.
Кстати, думаю уорхаммеровских Dogs of War сделать по первой схеме.
Необходимое пояснение №2. Надо учитывать, что «перспектива», с точки зрения наёмника дело специфическое. Их не пугает риск (такая уж работа) и даже не так прельщает его отсутствие, ибо тогда платят меньше и/или меньшему числу. В основном и главном, перспектива - это возможность пограбить. Например. Видел как-то замок одного рыцаря-наёмника времён Тридцатилетки. Как известно, та война - это страшное разорение обширных территорий Германии, нищета и голод до каннибализма... но данный конкретный германский дворянин неплохо награбил и построил с того замок. а потому у него всё было норм.
Вот как-то так и надо понимать перспективу.
Первые ходы (в основном дистанционка, увы).
Армии пока не созваны, и действия ведут гарнизоны, региональные сторонники и авангардные отряды. У роялистов тут некоторое преимущество. На стороне, ткскзть, коронованного короля остались постоянные наёмные роты (около 2 тысяч) и корпус арбалетчиков. Последние в основном сидят по гарнизонам, но около трети из них конные. У них и тактическая ниша побогаче, и жалование ощутимо больше, а потому Амальрус отозвал их в авангардную службу.
Первым делом сторонники Людовика атаковали оплоты - замки роялистов в Восточном Офире. Один даже успешно (гарнизон второго, атакованный дважды, разгромил и отбросил штурмующих с потерями). Сторонники короля ответили взаимностью, осаждая и штурмуя оплоты мятежников. И тут сыграли (подрезанные в одно сорс-буке по Хайбории) две роты military engineers из числа наёмного контингента. Одна из них, «классическая» (использует в основном алхимические смеси), так удачно залила из метателей колдовским огнём стены замка, что, в общем-то, результат штурма уже не был под вопросом. Роту же «новомодную», с её камнемётами, подвели штурмовые отряды наёмников, которые не потянули даже оттеснить гарнизон. С трудом, с потерями, но воины Людовика удержали стены.
Кто-то сжёг исторический замок, если верить новостям. Хотя, возможно, фотошоп. Но зато иллюстрация годная.
В Луговой провинции... не, фигня, будет Мэдоудендс, кирилицей или латиницей - стычка роялистов с мятежниками, кроме нескольких десятков потерь, ничего не дала пока.
Необходимые пояснения №№ 3, 4 и далее.
Уже понятно, что обе стороны будут активно использовать штурмовые волонтёрские отряды из спешенной конницы. Это уже
было в игре по Таргере. Напомню - некоторые контингенты могут для штурма выделять отряд из лучших бойцов. Плюс: игрок получает элитный ударный отряд, с элитными стасами и снаряжением. Минус: обычно всё же немногочисленный, к тому же - после некоторого % потерь игрок должен кидать тест, и, если провалит, весь контингент становится ниже уровнем. Т.к. лучшие бойцы, дворяне и ветераны, перебиты или ранены. В данном случае - баронская конница, потеряв больше разумного рыцарей и собственно баронов, станет просто серджетской. Но если рыцарское ополчение всё равно придётся распускать и созывать заново, потери штурмового отряда, по логике правил, какбы обнуляются. Неожиданный, признаюсь, бонус ополчения рыцарей, но... почему бы и нет?
Региональные войска могут располагаться либо в скрытых базах, либо в явных оплотах. Первые надо противнику искать (причём найти надо все за один ход, потому что - базу ведь можно и сменить). Вторые известны противнику - обычно это замки и иные укрепления - но их надо брать штурмом.
Штурмы небольших укреплений отыгрываются как скирмиши (я в курсе про некоторую не-идеальность решения). Они в недружественной территории считаются блокированными; попытка и штурма, и вылазки - считается отдельным юбер-скирмишем.
Как-то так пока.
Удачи,