От
vladimirdar(
Владимир д'Ар)
Литературный музей усадьбы Мураново имени Ф.И. Тютчева. В Муранове сохранилась обстановка мемориальных комнат Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева. В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е.А. Боратынский. В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф.И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «Кабинетом двух поэтов». Кстати почти вся оставшаяся мебель Боратынских сделана местными мурановскими мастерами. Это были самоучки из крепостных крестьян, творившие, что называется, «по наитию».
На стене кабинета привлекает внимание живописный портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой (на фото ниже слева), жены поэта "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 г. Другой немецкий художник Ф. Ленбах является автором портрета брата Эрнестины - К. Пфеффеля, баварского публициста и друга поэта. Портрет Эл. Ботмер, первой жены Фёдора Ивановича, исполненный маслом, написан неизвестным художником во второй половине 1820-х гг. Он передает всё обаяние этой милой и преданно любившей женщины, оставившей глубокий след в жизни поэта. Портрет дочерей Ф.И. Тютчева от первого брака - Анны, Дарьи, Екатерины художника А. Саломе трогает свежестью и чистотой детских лиц.
В 1873 году, после смерти Фёдора Ивановича Тютчева, его сын Иван Фёдорович перевёз в Мураново библиотеку, архив и личные вещи поэта. Был сюда перевезён и его письменный стол - массивный, двухтумбовый, со столешницей, крытой тёмно-зелёным коленкором. На столе - сделанный из латуни многопредметный письменный прибор: подставка для чернильниц и перьев, стаканчики для карандашей и ружейной дроби, которой чистили гусиные перья, спичечница, колокольчик. На дальнем плане (на фото ниже) письменный стол Боратынского.
Вещи Боратынского и Тютчева ценны именно своей принадлежностью к поэтам, как память о них. И их письменные столы в этом ряду стоят особо, ведь вполне вероятно, что именно сидя за ними ими были написаны некоторые из стихотворений, которые мы читаем и по сей день. Да, поэты не знали друг друга, но их имена, как и их вещи, навсегда соединило время. И дом, построенный одним поэтом, Евгением Боратынским, стал хранилищем памяти о другом поэте, Федоре Тютчеве.
Экземпляр сборника Боратынского "Сумерки" с дарственной надписью Глинке (письменный стол Боратынского).
*
Оригинальный пост (Снимки
Владимира д'Ара vladimirdar)
Содержание