От
assalam786(
Нина Ассалам)
(
начало)
Книга природы написана на языке математики, ее персонажи - треугольники, круги и другие геометрические фигуры. (Галилео Галилей)
ГИРИХ АЛЬГАМБРЫ
Использование симметричных геометрических узоров (называемых по-арабски гирих) в панелях из эмалированных плиток - важнейшая часть машины кайфа, которую являет собой Альгамбра. Если использовать математические определения, то гирих - это разбиение плоскости многоугольниками, без пробелов и наложения друг на друга. В зависимости от типа симметрии, узоры делятся на три разных вида. В первом («обои») одинаковый узор повторяется во всех направлениях - горизонально и вертикально, во втором («фриз») - только в одном направлении.
Пример первого и второго типа симметрии в Альгамбре - узор типа «обои» из разноцветных квадратов повторяется во всех направлениях на панели из плиток, обрамленной сверху полоской черно-белого узора типа «фриз».
В третьем типе симметрии, который называется «розетка», элемент дизайна отражается, как в зеркале, или многократно повторяется путем вращения вокруг оси.
Узор с использованием «розеток» из шестнадцати симметричных «лепестков»
Математиками было доказано, что возможны только девять базовых узоров типа «фриз» и семнадцать - типа «обои». Все семнадцать могут быть найдены в исламском искусстве гириха, и тринадцать из них - в Альгамбре, сполна оправдавшей свое название «музея геометрических форм». Альгамбра, однако, не просто музей - она всегда была и по-прежнему является активным инструментом, использующим геометрические формы для создания гармонического резонанса с тем, что лежит за пределами форм.
Геометрия √2 и √3 использовалась в узоре панелей Альгамбры, вторя принципам дизайна ее зданий. Орнаменты, основанные на квадрате и октагоне, несут в себе геометрию √2, а основанные на треугольнике и гексагоне - √3.
Узор, все многообразие элементов которого было получено из квадратной
сетки-основы, воплощает геометрию √2
Примеры элементов исламского узора-гириха, все из которых основаны на использовании геометрии √2
Альгамбра, как и другие произведения архитектуры Традиции, может рассматриваться и как математический шедевр, и как шедевр искусства. Совсем необязательно, однако, понимать математические тонкости для того, чтобы получить питание для «внеаналитической» части нашего ума. Достаточно погрузиться в созерцание пропорций. Правда, короткого посещения для этого недостаточно - подобная среда создавалась для того, чтобы человек находился в ней длительное время. Тогда она постепенно изменяла внутренний узор, Накш, того, кто в нее попадал.
...Мне приходилось проводить долгие часы в молитвенных нишах андалузской суфийской теккии, для дизайна которой была взята за образец Альгамбра, и которую основатель теккии назвал «дочерней ветвью Альгамбры». В каждой нише, выложенной мозаичной плиткой, был свой узор, и, медитируя среди разных версий гириха, я отмечала то, какое действие они оказывают на мое внутреннее состояние. Это воздействие трудно определить словами, но я могу выразить его в образе - он похож на нанесение совершенного и гармоничного отпечатка-Накша на хаотическую и легко теряющую форму основу, какую из себя представляет обычное состояние наших мыслей и чувств.
Созерцание некоторых форм гириха может вводить восприятие в состояние парадокса, когда ум не может определить, какая часть узора является фоновой, а какая - основной. Такая наглядная демонстрация иллюзорности картины мира, выстраиваемой для нас нашим «церебральным сознанием», когда-то вдохновила наиболее парадоксального из всех художников прошлого века, Маурица Эшера, на создание его шедевров, выражающих неразрешимую двойственность.
(Неразрешимую - поскольку оба начала являются главными. Ум может разрешить парадокс, лишь обняв противоположности в постижении, что в Реальности они лишь разные стороны Единства. Вся материя строится из пар противоположностей - изучаем ли мы ядро атома, молекулу, кристаллическую решетку или живую клетку, мы находим это правило на всех уровнях творения. Если бы противоположностям дали возможность слиться, они нейтрализовали бы друг друга, и материя исчезла бы. Природа держит противоположные заряды отделенными друг от друга, и все же бок-о-бок, обеспечивая динамическое напряжение. Это динамическое напряжение называется «жизнь». Тот же принцип приложим к дизайну - замыкание сбалансированных противоположных элементов в пары дает жизнь узору...)
Одна из известных работ Эшера «Небо и воды», вдохновленная узорами Альгамбры. Эшер говорил о том, что всегда чувствовал сущностную тягу к мавританскому искусству: в течение жизни он посетил Альгамбру дважды
Когда в прошлом веке вопрос разбиения плоскости многоугольниками стал одним из активно изучаемых математиками, оказалось, что теория графов, теория игр, топология, теория хаоса и фракталов веками таились в традиционном орнаменте, дожидаясь взлета в высокую науку. В этом смысле сравнение с «каменной библиотекой» является для Альгамбры не такой уж далекой метафорой.
КАЛЛИГРАФИЯ АЛЬГАМБРЫ
«Искусство письма - это геометрия духа, выраженная посредством земного инструмента».(высказывание, приписываемое Платону или Евклиду)
Так же как и архитекторы, средневековые каллиграфы работали с сакральными пропорциями.
Каллиграфия была единственной отраслью исламского искусства, где правила и каноны красоты были четко прописаны. Масштаб букв и отношение ширины строк к их высоте тщательно откалибровывались. В мавританской Испании особым почетом пользовался наиболее древний, куфический стиль. Как пишет Роберт Ирвин, «это был удивительно угловатый стиль, хорошо приспособленный для вырезания на камне, и в своих ранних проявлениях довольно примивный и безыскусный на вид».
Отличительной чертой куфического письма, применявшегося в Альгамбре, было то, что верхние части вытянутых вертикально букв переходили в растительные орнаменты или переплетались между собой, создавая геометрические узоры. Переплетение каллиграфии и геометрических форм с растительным орнаментом дополнительно «насыщало взор», усиливало эффект рельефности и глубины.
Типичная каллиграфическая надпись на стене Альгамбры, где в угловатый куфический шрифт как бы естественным образом «врастает» растительный орнамент
Но это было далеко не все... Если современными западными посетителями Альгамбры арабские письмена воспринимаются просто как элемент отделки стен, оттеняя впечатление восточной экзотичности, то для тех, кто жил и обучался там, каллиграфия была не просто декоративной частью узора - прочтение надписей, помимо образной, загружало работой также аналитическую часть ума.
Такое задействование одновременно нескольких видов восприятия мы находим повсюду в Альгамбре - в совокупности со звуком текущей воды, запахом цветущих растений, игрой света и тени это создавало поистине магический эффект места.
(
Продолжение)
*
Оригинальный пост (Снимки
Нины Ассалам assalam786)
Содержание