Велопробегом по коронавирусу - год спустя

May 15, 2021 16:19

Чуть больше года назад я вернулся с удалёнки на даче и начал ездить на работу исключительно на велосипеде.

До 28 декабря ездил "как штык", и туда, и обратно, пользуясь метро и МЦК только по "уважительным причинам" вроде поломок, которых было несколько больше, чем я ожидал. Потом немного "сломался", т.к по моему маршруту много где снег не чистили, а на шинах 26х1,85, даже если они шипованные, по глубокому снегу проехать невозможно.

Когда снег уже растаял, худо-бедно вернулся в строй, хотя чаще чем надо стал возвращаться по МЦК, если на обратном пути надо было зайти в магазин.

По велосипеду у меня "все ходы записаны", посмотрел, сколько ж я на него потратил за год:



Проехал по консервативной оценке 7500 км, чем сэкономил по крайней мере 440 поездок на метро. По таким оценкам, одна поездка на велосипеде мне обходится в 65 рублей, или 3,82 рубля за километр...

И новые расходы предстоят, хотя уже не такие большие, у меня образовалось много "запасов".


Я все эти траты поделил условно на 4 категории. Расходники - то, что заведомо изнашивается, причём при моей активной эксплуатации - довольно быстро. Покрышки - само собой, хотя "Петрошину" я купил без особой необходимости, просто интересно было, что за зверь. Надо сказать, неплохо, за свои 410 рублей за одну покрышку.

Если хочу следующую зиму не прекращать велосезон, придётся купить новую шипованную, у меня на заднем колесе большая рана:






Насквозь. Но если всё-таки решу зимой кататься, возьму шину потолще, 26х2,25. Сильно больше уже не влезет в раму, но может хоть чуток лучше будет по снегу, утрамбованному "ногами".

Тормозные колодки тоже идут, хотя изучив маршрут, я стал гораздо реже ими пользоваться, не разгоняясь там, где знаю, что придётся тормозить. Тем не менее:



Я заплатил за всю колодку - буду использовать всю колодку!

Ну, как только металл обнажился - я её заменил :) Предварительно посмотрев, "как же она устроена":






Просто не знал никогда, насколько толстая там железяка. И оказалось, что именно железяка - магнитом притягивается. Почему бы и нет, уж она-то ржаветь не будет, со всех сторон закрытая резиной :)

Ну и трансмиссия велосипеда со скоростями - это расходный материал, как это не печально. Кассета и 3 цепи не вошли в траты за этот год, а вот "система" (шатуны и передние звёзды в сборе) - вошла. Возможно, я поспешил. У меня лежала в сарае старая "система" от угнанного велика, ушатанная в ноль, но по-моему со съёмными звёздами. Может, я смог бы обойтись покупкой одной звезды, самой большой.

К запчастям я отнёс то, что по-хорошему ломаться не должно. С колёсами у меня была эпопея чуть ли не весь год. У "оригинального" заднего колеса этого велика сломалась муфта свободного хода.

У меня намечался "бегущий город", поэтому быстренько купил в декатлоне новое заднее колесо за 2000 рублей, но оно начало стремительно терять спицы, и разобрался в причине я лишь совсем недавно. По крайней мере, мне так кажется, что разобрался.

А поскольку и это колесо "не оправдало доверия" - я стал собирать ещё одно "из того, что было". Оказалось, что обод у меня лежит на 32 спицы, а втулка от угнанного велосипеда - на 36 спиц, поэтому докупил ещё обод Stels за 700 рублей, на 36 спиц, и заспицевал в 4 креста. Выбрал 4 креста, чтобы подошли спицы из-под одинарного обода, они были слишком длинными для 3 крестов. Сейчас именно на этом колесе и езжу, а декатлоновское с шайбами дожидается своего часа.

И каретку я отнёс к запчастям. Возможно, зря я новую купил, ведь старую удалось избавить от люфта по методу Колбасова. Но как оно на деле - не проверял пока, не хочу лишний раз лезть, заменять одну на другую.

О покупке инструментов я не жалею. Съёмник каретки был абсолютно необходим, хоть для замены, хоть для обслуживания. И тензометр всё-таки сильно мне жизнь упростил, пока я с этими колёсами возился. Наверняка можно было без него обойтись, но когда у тебя спицы лопаются одна за другой, хочется же найти, в чём причина!

А вот насчёт прибамбасов не знаю. Я изначально хотел взять более дешёвую динамку, под сплошную ось (без эксцентрика) и без крепления под дисковый тормоз, но её разумеется не было в продаже, пришлось "заменить" на более дорогую. И та же история с передней фарой.

К динамке самой претензий нет - работает. Задняя фара уже сдохла, одноразовая конструкция. Пластик очень хрупкий, всё посажено на клей, и хоть где-то кусочек отколется - и эта штука заполняется водой, после чего ей настают кранты.






Схему так пока не "реверс-инжинирил", начал с проверки ионистора. В принципе, он составляет половину стоимости фары. И он определённо работает, но ДО ЧЕГО ЖЕ ОН ТОРМОЗНУТЫЙ! Включаю его на 5,5 вольта, и лабораторный блок питания тока не регистрирует, у него показания до 10 миллиампер. Через несколько минут отключаю ионистор, меряю напряжение - 2,5 вольта! Меряю ток короткого замыкания - всего несколько миллиампер. Оставил на ночь заряжаться - действительно до 5,5 вольт дошёл, но ток короткого замыкания сильно выше не стал.

И возможно, так оно и было изначально. Я посмотрел даташит на такой же по габаритам ионистор от Panasonic. Там они "темнят". Внутреннее сопротивление заявляют в 30 Ом, что кажется весьма неплохо. При заряде до 5,5 вольт должен был получиться ток короткого замыкания 183 мА. Но там же в даташите указан "рекомендованный ток разряда" МЕНЕЕ 1 МИЛЛИАМПЕРА. Там же стоит звёздочка, и комментарий - при проектировании учитывайте потери на внутреннем сопротивлении.

Казалось бы, 1 мА * 30 Ом = 0,03 вольта, о чём вообще вопрос?? Но посмотрел повнимательнее, эти 30 Ом они намеряли ПРИ ЧАСТОТЕ 1 кГц. А учитывая "эквивалентную схему" ионистора, где отдельные маленькие конденсаторы подключены через разные резисторы, выходит, что да, на частоте 1 кГц сопротивление будет мало, т.к достаточно работать лишь малой части ёмкости, буквально 50 мкФ (из 1 ФАРАДА), той, до которой внутреннее сопротивление самое маленькое. А другие особо не играют.

Собственно, такие "таблеточные" ионисторы создавались скорее чтобы часы продолжали "тикать" в технике, чтобы какие-то настройки не сбивались при отключении питания, и пр. Для фары велосипеда это не лучшее решение... Туда бы "силовой" ионистор, с сопротивлением менее ома. Но экономят.

Недавно и передняя фара перестала светиться на остановках, ещё не смотрел, почему. В общем, буду их ещё ковырять, заставить их работать - дело чести :)

Ещё у меня после падения, как оказалось, переключатель скоростей поломался, тупо на руле:






С большой звезды на малую "сбрасывает" хорошо, а назад рукоятка заклинивает основательно. Видимо, просто куплю новую для начала, а потом имеющуюся попытаюсь отремонтировать.

Цепи и кассета пока что всё те же самые, откатавшие более года, но износ уже очень зверский.



Вчера вечером разобрал кассету:



Живы передачи 1,2,7,8 - ими я не пользовался практически. На них, если посмотреть, зубцы довольно широкие, "затупленные". А вот на звёздочках средних размеров все они заострены, причём присутствует ассиметрия - если смотреть слева направо, зубец резко "спадает", а потом очень плавно нарастает. Из-за этого цепь начинает проскакивать, как только дашь нагрузку посильнее.

Я хотел их развернуть на "задом наперёд", уже всё разобрал, отмыл, очистил - и только когда начал назад их собирать, понял: там же пазы так сделаны на барабане, что другой стороной их туда не насадишь! Но сдаваться пока не собираюсь, соображу, где надфилем подточить, чтобы как можно меньше снимать - и попробую всё-таки перевернуть. Я заплатил за всю кассету, я буду использовать всю кассету!

Надо продолжать :)

поездки, странные девайсы, маньяк-эколог

Previous post Next post
Up