Костюмные [не] Понедельники: о "Кэрол", о любви и о клетке

Nov 24, 2016 01:27

Очередной понедельник буквально просвистел мимо, а я все еще в муках выбора, какому сериалу посвятить "Костюмные понедельники" этой зимой. Однако неделя без нового костюмного разбора эта неделя не пройдет! А т.к. буквально на днях одна из моих клиенток во время шоппинга настойчиво отказывалась от всех вещей в клетку, мотивируя, что " это же Пегги!", пришло время разомкнуть этот круг и обратиться к "клеточному" разнообразию, который предлагает...



Да-да, в ответ просьбы сразу нескольких френдесс, сегодняшний костюмный разбор я посвящаю "Кэрол". Посмотрим, как костюмы не просто формируют историческую раму для описываемых событий, но являются отражением каждой из героинь (и героев), когда отдельная роль отведена клетке:








"Кэрол"- история любви, меняющая своих участников и связи между ними.  Все начинается с одной пары, двух людей, казалось бы, привязанных друг к другу. Смотрите, как их красные клетчатые шарфы оказываются связывающим звеном, общим мотивом, выделяющим их из серой толпы:



А еще, внимательный зритель уже может разглядеть, что выдает костюм каждого из этих персонажей. Так, он, еще совсем молодой, но в темном широкоплечем пальто - настоящий серьезный мужчина с серьезными намерениями! Она, в свою очередь, в игривом цветном берете - еще девочка, которой предстоит найти себя и понять, кем она станет во взрослой, настоящей жизни.

*И здесь же, для меня, как для поклонницы Mad Men, начинают появляться интересные костюмные параллели. Так, этот берет, и это пальто, и шарф, и в целом, образ героини, легко напоминает другую девочку, которой предстоит поиск себя в будущей взрослой жизни:




слева - Салли Дрейпер, "Безумцы"
справа - Тереза, "Кэрол"
Однако вернемся к сюжету "Кэрол", где история любви еще не началась, ибо для её начала не хватает главного персонажа...

Да, в "Кэрол" история любви это история двух героинь, для которых, несмотря на огромное количество различий, первая встреча оказалась фактически влюбленностью с первого взгляда. И костюмы для этого подобраны с подобающим красноречием. Изысканный наряд Кэрол [Кейт Бланшетт] подчеркивает разницу в возрасте и социальном положении: от винтажной сумки из страусиной кожи до тщательно подобранных украшений и специально сшитой для фильма норковой шубы.


И вместе с тем, образ Кэрол как будто заявляет миру о готовности к любви, которая занимает и мысли и сердце - шляпка на голове и шарф такого же цвета. И нужно сказать, что, выбрав именно коралловый, художники по костюмам сделали одновременно исторически точный и изящный выбор!




Этот оттенок пользовался особой популярностью в начале 50х, когда происходит действие фильма - модными были не только коралловые вещи, но также лак для ногтей, украшения, помада, благодаря чему образ Кэрол точен с исторически. И вместе с этим, выбрав коралловый (а не более очевидный розовый), получается изящнее передать оттенки чувства - это еще не яркая любовь, не насыщенная страсть, но только зарождающееся чувство - молодое и свежее. Для сравнения посмотрим, как эволюционирует образ героини, когда влюбленность перейдет в любовь и окрасится чувственностью:




эволюция Кэрол: от влюбленности (слева)
до любви (справа)

Пока же влюбленность окутывает героиню, добавляет в её жизнь краски. В соответствии с этим она выбирает наряд для "первого свидания" - коралловые акценты в буквальном смысле оживляют её серый образ! К контексте этого наряда, в одном из своих интервью, Sandy Powell, художница по костюмам "Кэрол", также отметила, что коралловый шарф не заправлен, а продет в прорезь лацкана, как будто символизируя готовность героини открыться новому чувству:



И еще одна интересная деталь, на первый взгляд, декоративная, значение которой зрителю суждено понять позже, так что мы еще к этому вернемся...



И если новое знакомство наполняет жизнь Кэрол яркими переживаниями, влюбленностью, флиртом, то её отношения с мужем лишены чувственности и красок. Костюмы героини передают это с буквальной точностью. Так, уже после свидания, оживленный наряд Кэрол трансформируется и теряет все свои краски, как только она оказывается в объятиях супруга.








И стоящий внимания костюмный момент: как только из этих образов исчезают яркие/цветные детали, акцентом становятся украшения - крупные, солидные, отражающие богатство и...похожие на кандалы и цепи, ибо брак с нелюбимым мужчиной сковывает героиню (*кстати, этот костюмный прием я уже отмечала, когда анализировала здесь другую экранную историю любви "I am love" с Тильдой Суинтон).

Единственной радостью семейной жизни для героини оказывается её дочь, так что костюм делает её в буквальном смысле ярким и живым пятном на фоне общей серости:



Точно также, как яркость и надежды в жизнь Кэрол приносит её новая знакомая и объект влюбленности. И, учитывая солидную разницу в возрасте, создатели фильма не могут удержаться от аналогии, которую подчеркивают в том числе благодаря костюмам (и клетке!). В платьях Кэрол выглядит взрослой, роскошной, опытной. На таком фоне молодая девушка в скромном платье в мелкую клеточку выглядит маленькой неопытной девочкой:




И отдадим должное художникам по костюмам, которым удалось здесь избежать "ловушки очевидности" и не превратить главную героиню [более опытную и сильную, направляющую и проявляющую инициативу] в "буча", сохраняя её женственность. Однотонность её платьев, силуэт строгий, но при этом прилегающий и приталенный позволяют сочетать в образе силу, уверенность в себе с женственностью.

Более сильную и даже мужественную сторону героини зритель увидит немного позже:



В момент предшествующий близости, художники по костюмам все-таки сделали выбор в пользу более мужского образа для Кэрол, ибо в этой сцене именно она - источник традиционно мужских качеств: уверенность, инициатива, опыт. От этого образа веет "ян"-энергетикой: крупная клетка, жесткая подчеркнутая линия плеча - пижама Кэрол возвращает нас с мужскому образу, который мы видели в начале фильма. А т.к. перед нами Кейт Бланшетт, то здесь же можно вспомнить и другой её  "a la мужской" образ, который актриса успела примерить, воплощая в "Авиаторе" поклонницу мужского стиля 40х Кетрин Хэпберн:






И потому не удивительно, что здесь мы таки увидим героиню и в мужском костюме (где, кстати, тоже присутствует крупная клетка, как более мужской / сильный принт в отличие от женственных цветочных рисунков):



И вместе с тем, история "Кэрол" это еще история поиска себя, история взросления, написанная в том числе костюмами молодой героини. От полу-детских платьев к мелкую клеточку и хлопковой пижамы в невинный горошек, в которой символично происходит её первая близость с опытной любовницей:



До более рафинированных нарядов, в которых героиня становится похожей на молодую Одри Хэпберн, и в которых клетка теряет свой школьно-детский контекст и становится данью моде:




Взросление молодой девушки, её лучшее понимание себя позволяет теперь двум героиням вести диалог на новом уровне:





И здесь самое время вернуться к обещанному мной символизму:



Помните эту, казалось бы, просто декоративную деталь, украшавшую наряд Кэрол? Тогда, на первом свидании она все еще была одна, не имеющая равного себе партнера. А теперь внимательно посмотрите на украшение во время последней встречи двух женщин (см. фото выше). Теперь на груди у Кэрол две броши, как будто замыкающие круг, фактически образующие одно целое.

И на этой символично оптимистической ноте у меня сегодня все, за сим откланиваюсь!

P.S.
Ах да, и как всегда: если вы, как и я, поклонники стильного кино, а также моей рубрики о костюмах, не забудьте поделиться этим (и другими) постом со своими читателями и друзьями в вашем собственном блоге и/или в других соц.сетях и сообществах: Фейсбук, ВКонтакте и т.п. Ведь будет здорово, если оценить отличную работу художников по костюмам и мой скромный труд смогут и другие, заранее за это спасибо!

кино-образие, tv-lishious, костюмы

Previous post Next post
Up