Очередной обзор книги по ТМ? Не совсем. Сегодня я обозреваю книгу Глеба Архангельского "Тайм-драйв. Как успевать жить и работать - настоящий бестселлер в России, книгу, которую я сам прочел около трех раз.
Кстати, сам Глеб позиционирует эту книгу, как популярное чтиво для широкого круга читателей. Есть у него и более узконаправленная литература.
Очень редко удается найти книги по самосовершенствованию, бизнесу, ТМ от русских авторов, которые не были бы простой трактовкой или вообще наглым переписыванием зарубежных авторов. Данная книга - одно из приятных исключений.
Купить книгу на Озоне |
Купить аудиокнигу Прочитать ее на Lib.Rus.Ec |
Скачать аудио (118 Мб, читает комп)Инфографика
Нажмите, чтобы увеличить! Если мое творение вам не понравилось, то есть масштабная инфографика - конспект книги
здесь.
Краткое изложение
Отдых
Важно не количество вашего труда, а его качество. Уставший измученный человек не способен работать качественно, а потому надо организовать СТРУКТУРУ вашего отдыха. Планируйте свой отдых!
Отдыхать надо с максимальной степенью переключения. Например:
- если вы программист, то отдыхать надо активно, в движении
- если вы инструктор по йоге, то хорошим отдыхом может стать компьютерная игрушка
Но не наоборот!
Теперь о лени... Лень - это нормально и возможно, что лень говорит вам о том, что:
- вам надо передохнуть
- дело, которым вы хотите заняться не "ваше" и стоит от него отказаться
Если вам лень - отдохните на полную! Отключитесь от работы, расслабьтесь. Не стоит "изображать" работу. Глеб даже вводит позитивный термин "творческая лень". Именно она может родить неожиданные идеи тогда, когда вы этого не ждете.
Сон
Пожалуй, самый лучший отдых для человека любой профессии. Глеб говорит о том, что человек физиологически;предрасположен к дневному отдыху и даже приводит такой график:
Не знаю, как вы, друзья, но я этот график подтверждаю на 100%. Взял за правило дремать 15-60 минут после обеда и моя продуктивность только выросла!
Рекомендуется выдерживать строгий график сна - засыпать, скажем, всегда в 22-00.
Еще Глеб рекомендует выполнять перед сном какой-либо ритуал. Один и тот же. И не выполнять его больше никогда, кроме ситуаций, когда вы хотите поспать. Например, стоит мне почитать хайтек-новости на КПК, как я сразу начинаю засыпать. Очень полезная рекомендация!
Мотивация на работу
Есть задачи, которые мы выполняем с удовольствием, но что делать, когда мотивации не хватает?
Глеб дает несколько советов:
- Используйте психологические "якоря". Начинайте работать под какую-нибудь специальную музыку или под какой-то особенный напиток. Со временем это будет вас подсознательно вводить в рабочий ритм. Только не используйте эти "якоря" в других ситуациях! Например, на отдыхе.
- Давайте себе мини-вознаграждения за выполненные задачи
- Крупные задачи делите на мелкие подзадачи
- Давайте публичные обещания и выполняйте их
- Если вам лучше всего работается в цейтноте, то создавайте себе искусственную нехватку времени
Глобальные цели
Не бывает, наверное, ТМ-литературы, где автор не указывал бы на необходимость постановки правильных глобальные целей. И это правильно. Не отходит от этой традиции и Глеб Архангельский.
Как определить цели своей жизни:
- Представьте себе максимально подробно себя через 5-10 лет. Что вы видите? Что бы вы хотели видеть?
- Сформулируйте свою миссию - то, что вы ДАЕТЕ миру, а не берете у него
- Составьте свою надгробную надпись. Часто это и будет вашей миссией
- Четкие цели должны быть поставлены по всех важных сферах: семья, карьера, здоровье и т.д..
Глеб повторяет риторику Стивена Кови (он и ссылается на него) о важности проактивного подхода к жизни, то есть такого, при котором все, что с вами происходит зависит ОТ ВАС.
План на день
У вас обязательно должен быть план на грядущий день. В письменном виде. Пусть сколь угодно гибкий, но план.
Кому-то удобнее планировать день вечером. А кому-то утром. Это не так важно.
Ваш дневной план - это не закон, который нельзя нарушать. Он может меняться по ходу дня в зависимости от обстоятельств. Именно поэтому нам важна гибкость плана.
План должен быть мобильным - вы должны иметь возможность подглядывать в него, где бы вы ни были. Он должен быть удобным и красивым - вам должно доставлять довольствие работать с ним.
Глеб различает 3 типа задач, которые могут появиться в плане:
- Жестко привязанные к сроку, например, "встреча с партнерами в 9-00"
- Бюджетируемые задачи, которые не важно, когда начинать, но они занимают строго определенное время, например, "просмотр обучающего видео - 1 час"
- Гибкие задачи - остальные
Перед вашими глазами должна быть почасовая сетка, а вообще дневной план по Глебу выглядит примерно так:
Ваши задачи по возможности быть результатоориентированы. Например:
- Позвонить Максу - НЕПРАВИЛЬНО
- Позвонить Максу, попросить переслать отчет - ПРАВИЛЬНО
При планировании не забывайте закладывать запасы времени на дорогу, пробки и т.д..
Перед поездкой соберите всю необходимую информацию на случай особых обстоятельств: адрес, карту проезда, телефоны встречающих и т.д..
Также перед выездом полезно позвонить и еще раз удостовериться, что все договоренности в силе.
Дневной план, Еженедельный, Ежемесячный
У вас должно быть три вкладки: дела на день, на неделю и на месяц. Каждый день мы, как ловкий жонглер, перемещаем задачи из одной вкладки в другую по мере их "дозревания".
Приоритеты задач
У задач бывает разный приоритет. По автору книги это выглядит так:
- Направляющие задачи, формирующие повестку дня. Например, "позвонить Ивану и спросить, к какому клиенту ехать". Эти задачи делаются в первую очередь, потому что, они определяют план на весь день.
- Безотлагательные задачи. Здесь все понятно.
- Остальные задачи с разными приоритетами - выполняются в соответствии с планом на день
Кайросы
Контексты выполняемых задач - must have любой эффективной системы ТМ. Есть они, конечно, и у Глеба Архангельского. Он называет их "кайросы".
Что такое "кайрос"? Это подходящее время.
Например:
- Задача: Полить цветы. Кайрос: Дом. Вы не можете полить цветы, когда вы едите в маршрутке
- Задача: Посетить Мавзолей. Кайрос: Поездка в Москву. Вы не сможете посетить Мавзолей, будучи в Омске.
Но кайрос - это не только место, но и самый широкий спектр обстоятельств. Например, вы не выспались и чувствуете себя полностью разбитым. В таком случае у вас может быть кайрос "Не работается", в котором будут сложены всякие мелкие не слишком важные дела, до которых не доходили руки.
Например, вам "не работается", то можно "позвонить Леше, спросить, как у него дела - давно не общались" и т.д..
Важно выработать привычку АВТОМАТИЧЕСКИ просматривать свой план при смене кайроса! Допустим, вы пришли домой - сразу смотрим кайрос "Дом". Или вы сели в машину - смотрим кайрос "Машина".
Одна и так же задача может иметь сразу несколько кайросов. Например, задача "поздравить с ДР Ивана Петровича" может иметь кайросы "В машине" и "Иван Петрович".
Экономим наше время
Планирование - это хорошо, но что делать с потерями времени, вещами, которые постоянно отвлекают нас от нашего плана? Советы:
- Научитесь говорить "Нет". В России это воспринимается сложнее, чем на Западе, а потому надо научиться говорить "нет" строго, но дипломатично. Глеб дает несколько советов, как это сделать.
- Сидите на низкоинформационной "диете" - не стоит получать информацию, которая вас никак не касается и на что вы повлиять никак не можете, например, на революцию в Египте.
- Покупайте время - нанимайте людей, чтобы они выполняли вашу работу. Иными словами - делегируйте!
- Используйте электронную почту вместо телефонных звонков
- Уберите напоминание о новых письмах
- Автоматизируйте сортировку писем
- Начните вести хронометраж всего, чем вы занимаетесь за день. Вы сразу увидите всех "поглотителей" времени. Начинайте борьбу за уменьшение этих показателей
- Много времени проводите в машине - подготовьтесь к этому заранее. Вы можете слушать аудиокниги, совершать звонки через гарнитуру, совершать мозговые штурмы и т.д..
Хранение и обработка информации
Глеб дает большое количество рекомендаций по работе с информацией. Многие из которые я услышал впервые.
Как организовать всю поступающую информацию: документы, визитки, чертежи?
Создайте организованный хаос:
- Пихайте все в одну папку
- Скоро вам станет некомфортно - ни черта же не найти!
- Создайте 1-2 подпапки по самым частым и нужным материалам
- Вам полегчает немного
- Но скоро созреет необходимость в новых подпапках
- Это и есть метод организованного хаоса
То есть вы создаете структуру хранения инфы не ДО, а В ПРОЦЕССЕ.
Еще один важный совет: не забывайте делать регулярные резервные копии важной информации: контакты, документы, пароли!
Организация рабочего стола
Глеб очень глубоко затрагивает эту тему. Он говорит о зонах внимания человека и о том, что все на вашем столе должно отвечать этой концепции. Лучше слов скажут картинки:
Эффективное чтение
Вопреки обычаю подобной литературы, Глеб отрицательно отзывается о скорочтении. Он за неспешное, но качественное чтение. Также он предлагает читателям выписывать, в процессе чтения, понравившиеся мысли, строки, цитаты. И держать это в своей системе хранения информации.
Также он говорит о том, что читать все подряд - неэффективно, лучше невзначай спрашивать у людей, которые являются для вас серьезными авторитетами, о том, какие книги их любимые. И потом просто добавлять их в свой список для прочтения.
Кстати, у Глеба есть свой список книг, которые он планирует прочитать. Книги в этом списке расположены в порядке приоритета.
Совещания
Так уж повелось, что совещания - один из главных "пожирателей" времени современного россиянина. Совещания затягиваются, они превращаются в, по сути, обычные посиделки. Чтобы это изменить, Глеб предлагает вам проделать следующее:
- У каждого совещания должен быть свой ведущий, которые бы координировал повестку
- Должен быть также секретарь совещания, записывающий принятые решения и ведущий хронометраж
- Заранее определите список вопросов и материалов совещания и перед встречей разошлите его всем участникам
- Попросите участников прислать решения рассматриваемых вопросов заранее
- После совещания разошлите всем участникам копии принятых решений
ТМ-бацилла
Сложно быть эффективным, если вокруг все наоборот. Как заразить окружающих теми же идеалами:
- Влияем на шефа: покажите ему, что ваш ТМ приносит ЕМУ деньги. Это его впечатлит и он будет идти вашим новым начинаниями на встречу
- Влияем на подчиненных: подавайте им пример, уважайте их время
Семья
Несколько советов от Глеба о том, как наладить семейную жизнь:
- Не бойтесь проговаривать или даже прописывать основные договоренности
- Давайте друг другу время побыть в одиночестве
- Начинайте прививать проактивность своим детей с самого раннего возраста
- И ТМ (для совсем маленьких это можно организовать в форме игры)
- Давайте пример!
Мои мысли
Мне понравилось, как Глеб рассказывает о тайм-менеджменте не просто в контексте личных достижений, но и в более широком смысле. Он говорит об эффективности и упущенных возможностях страны, вообще человечества.
Далеко не в каждой книге по ТМ вы увидите столько рекомендаций ценить не только свое, но и ЧУЖОЕ время. Это, к сожалению, совсем не принято в нашей стране.
Резюме
Оценка: 9/10
Читать: Да. Хорошая живая качественная литература от отечественного автора.