Бронзовый светильник «Вольфрам» XII век. Канделябры / подсвечники, выполненные в виде фигур. Часть I

Mar 21, 2023 19:10

Это одна из старейших отдельно стоящих бронзовых скульптур в Германии и одна из самых больших (почти в натуральную величину) антропоморфных трехмерных бронзовых скульптур европейского Средневековья. Старинный бронзовый канделябр в Эрфуртском соборе в виде мужской фигуры в длинном одеянии, держащей по подсвечнику в каждой из вытянутых рук, так называемый «Вольфрам». Фигура датируется примерно 1160 годом.






В надписи на поясе названы имена жертвователей: «Wolframus» и его жена «Hiltiburc».
«Ora pro eo sancta dei genetrix, ut dignus efficiatur gratia dei» (Моли о нём, пресвятая Богородица, да удостоится он благодати Божией). Cчитаетcя, что упомянутые в надписи имена Вольфрамус и Хилтибурк, вероятно, относятся к двум дарителям, а не к мастерам, изготовившим данную скульптуру.





Немецкий историк Вильгельм Теттау (1804-1894) в 1890 году опубликовал описание старых архитектурных и художественных памятников города Эрфурта и Эрфуртского региона. В книге Теттау «Beschreibende Darstellung der älteren Bau- und Kunstdenkmäler der Stadt Erfurt und des Erfurter Landkreises» (1890) рассказывается о бронзовом «Вольфраме». Когда-то считалось, будто статуя представляет собой изображение святого Вольфрама, покровителя мясников (h. Wolfram, den Schutzpatron der Metzger); но ни одежда, ни надпись этому не соответствуют. Стоит обратить внимание на подставку в издании 1890 года: на четырёх ножках изображены животные, вероятно, пантеры. На современных фотографиях хорошо различимы четыре человеческие фигурки, которые, предположительно, символизируют четыре реки рая. Ещё одно заметное отличие зарисовки в издании 1890 г.: крепление третьей подставки для свечи над головой Вольфрама.

Общепринятым является представление о том, что в данном случае изображен молящийся или кающийся человек, который для искупления вины пожертвовал подсвечник со своим изображением, так как церковное правило, как известно, предусматривало, что кающийся грешник должен был носить длинную льняную тунику и подходить к церкви со свечами в руках. Удивительно, если это изображение самого жертвователя, поскольку в те времена изготавливались и преподносились в дар церкви изображения святых, королей, императоров, для «простых смертных» было не принято передавать в дар свои изображения.

Вильгельм Теттау в своём описании полагает, что слегка наклоненная вперед поза выбрана из-за необходимости уравновесить три тяжелых подсвечника со свечами, выражение же лица ничуть не напоминает кающегося грешника или молящегося, скорее Вольфрам «внимательно прислушивается» (aufmerksames Hören).

Теттау отмечает интересную прическу, ниспадающие на шею завитки, то, каким тщательным образом проработаны отдельные пряди аккуратной бороды. Эта прическа имеет поразительное сходство с прической ассирийцев. В скульптуре угадываются восточное влияние, нельзя исключать вероятность, что это работа мастеров из Византии или из Малой Азии.

В сети представлена история о богатом гражданине по имени Вольфрам, который был виновен в большом преступлении; за это ему было предписано в качестве церковной епитимьи каждый день в течение года стоять перед алтарем во время мессы с распростертыми руками и держать две горящие свечи. Вольфрам пытался выполнить предписание, но долго не продержался. Поэтому он заказал своё изображение из бронзы и передал его собору в память о своём раскаянии и покаянии. Таким образом его преступление было искуплено.

На каком-то историческом этапе в качестве предполагаемой интерпретации рассматривалась статуя Аарона, якобы установленная некогда перед предполагаемой менорой в Эрфуртской синагоге. Аарон - младший брат Моисея. Поза и размеры фигуры идеально подходили для размещения не свечей, а еврейского свитка. В этом случае подсвечники являются более поздним христианским дополнением и переосвящением. Надпись на поясе также объясняется более поздней гравировкой. Произведение искусства могло оказаться в Эрфуртском соборе после преследований евреев в 1349 году. В данной версии есть нестыковки. Непонятно, почему «первосвященник» Аарон вдруг выступает носителем Торы, обычно Моисей связан с Торой. Главный аргумент против подобной гипотезы заключается в следующем: как известно, в иудаизме существует запрет на изображения. Запрет частично обходили в средние века (и ранее). Однако, кажется маловероятным, чтобы изображение человека было установлено в средневековой синагоге, даже если это был библейский персонаж, занимающий центральное место в иудаизме.

Подробнейший рассказ по ссылке: https://www.lobo-w-j.eu/2016/06/29/ein-namensvetter-und-seine-doppelg%C3%A4nger-in-spanien-der-wolfram-in-erfurt/

Если пройти по ссылке, то можно прочитать о двух известных фильмах, в которых мелькают двойники/копии эрфуртского Вольфрама.
Candelabro Wolfram в фильме «El bueno, el Feo y el Malo» / «Хороший, плохой, злой» - спагетти-вестерн 1966 года режиссера Серджо Леоне, фильм с киноактёром Клинтом Иствудом в роли El Bueno (Хороший).

Определенные сцены фильма снимались не в Мексике, а в Испании. В фильме показан военный госпиталь, интерьер которого был снят на руинах монастыря Сан-Педро-де-Арланса (Klosters San Pedro de Arlanza), монастыря значимого в историческом плане, но давно заброшенного.




Искусствовед и реставратор Nobert Schmid взял интервью у декоратора фильма. Было установлено, данную фигуру Вольфрама (вероятно, выполненную из гипса) не привозили специально, а просто нашли в стенах заброшенного монастыря. Монастырь был распущен в 1835 году. На данный момент времени фигура исчезла.

Испанский фильм «Isidro el Labrador» (1964).
Святой Исидор (исп. Isidro Labrador, ок. 1079-1130) является покровителем Мадрида и нескольких небольших поселений Испании и Америки, а также всего крестьянства. В фильме рассказывается о жизни популярного крестьянского святого и покровителя Мадрида. На кадрах  спускающаяся по лестнице девочка крестится, глядя на статую с подсвечниками. Статуя очень напоминает эрфуртского Вольфрама.




Действие происходит в помещении «Esglèsia Romanica» (?) перед музеем под открытым небом «Pueblo Espanol» в центре Барселоны, который был построен как «художественный монастырь» по случаю Всемирной выставки 1928 года. О копии фигуры Вольфрама из фильма 1964 года сведений нет.

О Вольфраме решила рассказать отдельно. Он удивительный, если знать его историю.

При описании первых канделябров в обязательном порядке упоминают о культуре этрусков, о Древнем Египете, о Древней Греции и т. д. Изделия с фигурками людей в качестве опор или ручек были популярны и в Этрурии, и в Греции. Дорогие декоративные подсвечники чаще всего использовались в ритуальных обрядах и храмах, в богатых домах и дворцах знати. Мастера украшали свои изделия фигурками животных, птиц, мифологических существ и богов. Как правило, это были небольшие по высоте настольные изделия. Меня же прежде всего интересовали фигуры в человеческий рост или около того, не столько важен материал, сколько размер скульптур.

Lichtträger in Form von Silenus stammte wie Lampenträger von Pompei. Bronze aus dem Nationalmuseum in Neapel.
Силен из Помпеи как бронзовый светильник, высота 61 см. Бронзовая скульптура из Национального музея в Неаполе. Сама подставка для светильника была прикреплена к фигуре Силена предположительно позднее. Голова змеи тщательно проработана, извивающееся тело искусно выточено; эта часть всё ещё старая и принадлежала фигуре до того, как её понизили до подставки под вазу или светильника. Данное изделие, относящееся ко II веку до н.э., вероятно выполнено по более старому оригиналу эллинистической эпохи.

Иллюстрации из книги «Neapel» Авторы: Albert Ippel, Paul Schubring. 1927 год.





В эпоху Возрождения появилось множество изящных художественных решений. О некоторых примерах расскажу во второй части.

тема 2, светильники-лампы

Previous post Next post
Up