Подсвечники, канделябры в форме драконов. Часть II.

Mar 22, 2023 18:41

Любимая тема - драконы.

Пример небольших по размеру подсвечников в форме дракона:
- Drachenleuchter Подсвечник «Дракон». XII-XIII век. Высота: 8 см. Пустотелая бронза. Находился в Вене (?). Norddeutsche 12.-13. Jh.
- 1200-1250 год. Размер: 27,7 х 28 см. Бронза. Изготовлено в Хильдесхайме. Местонахождение: Landesmuseum Württemberg, Stuttgart.
Хвост дракона напоминает рыбий плавник. Перья выгравированы. Дракон держит в пасти молящегося рыцаря в кольчуге и коническом шлеме. В средние века считалось, что чешуя дракона светится, когда он выбегает из тёмной пещеры. Свечение чешуи или же языки пламени из драконьей пасти соотносятся с пламенем зажженной свечи. Средневековые подсвечники с драконьими мотивами символизируют укрощенного дракона, то есть победу над злыми силами.
- Начало XIII века. Размер: 22,2 х 18,3 см. Позолоченная бронза. Изготовлено в Хильдесхайме. LWL-Museum für Kunst und Kultur Münster.








Мотив подсвечников с изображением фантастических драконов в сочетании с растительными и орнаментальными узорами имел огромную популярность в романском искусстве. Такие подсвечники использовались и в церквях (как алтарные), и в богатых домах. Сохранилось достаточное количество экземпляров, датируемых XII-XIII столетием. Расцвет темы «Drachenleuchter» в Лотарингии приходился на последнюю четверь XII века.
Романское искусство. Это западные драконы, без восточного влияния (sie sind eine abendländische Schöpfung). Западное творение, давно уже стершее воспоминания о сасанидских гиппокампах, которые были привнесены в европейский орнамент через византийские шёлковые ткани. Образ гиппокампа - коня-змея или коня-дракона - типичен в искусстве Средней Азии.

Примеры подсвечников в форме драконов из книги Otto von Falke; Erich Meyer «Romanische Leuchter und Gefässe, Giessgefässe der Gotik» - Berlin, 1935.

- Рис. 165 a,b из коллекции Sammlung Carrand, Bargello. Фото экспоната, находившегося во Флоренции. Дракон с мускулистыми львиными лапами. Оперение крыльев сформировано, а не просто гравировка по бронзе. Правая рука бородатого человека находится в пасти дракона.





Вариант с воином рис. 175 имеет высоту 23 см.




- Подсвечник-дракон из музея в Мюнстере (рис. 180)
- Подсвечник, найденный в руинах Вальденбурга в Швабии из Штутгартского музея (рис. 181, высота: 27,5 см). Есть фото в цвете см. выше.
(in der Ruine der Waldenburg Abb. 181 in Schwaben gefundene Leuchter des Stuttgarter Residenzmuseums).




Примеры из издания 1935 года можно найти на современных фотографиях:
- Göttweiger Drachenleuchter (E. 12. Jh.), Foto: Bernhard Rameder. Подсвечник-дракон из бенедиктинскиого монастыря Göttweig. XII век.
- Лотарингия, подсвечник-дракон, вторая половина XII века.
- Нижняя Саксония, подсвечник-дракон, первая половина XIII века






Ещё один интересный момент. В книге Otto von Falke; Erich Meyer «Romanische Leuchter...» в главе о подсвечниках-драконах «Drachenleuchter» названы имена таких мастеров, как Godefroy von Huy (* um 1100-* um 1173) и Nikolaus von Verdun (* um 1130/1140-1205*). Nikolaus von Verdun является создателем знаменитой «Раки трёх волхвов», хранящейся в Кельнском соборе (изг. в 1181-1220 г.г.). Мощи «Трёх Святых королей» находятся в великолепном реликварии. Николай Верденский начал работу над реликварием в 1181 году, в 1220 году её закончили кёльнские ювелиры. Деревянный корпус реликвария обит позолоченными медными и серебряными пластинами, украшен чеканкой. Если присмотреться к орнаменту, то можно разглядеть узнаваемые изображения вышеупомянутых драконов (львы и вепри на орнаменте тоже присутствуют, но это изображение реальных животных).

Q. koelner-dom.de



О знаменитом трехглавом драконе-светильнике, созданном по эскизам Альбрехта Дюрера, я рассказывала здесь:
Светильники в виде драконов.

Немецкий купец и меценат из Нюрнберга Anton Tucher (* 1458-1524) в 1522 году подарил светильник в виде дракона ратуше Нюрнберга, работу выполнил Вейт Штосс (Veit Stoß) по эскизам Альбрехта Дюрера. На головах дракона были закреплены подсвечники.

Drachenleuchter, den Anton II . Tucher 1522 für die Regimentsstube des Nürnberger Rathauses gestiftet hat.
H. 48 cm; L. 153 cm; B. 125 cm




История о драконе связана с именем Магна из Фюссена лат. Magnus, что означает великий, или Манг/Mang (699-772) - святой, подвизавшийся на территории современных Швейцарии и Германии; настоятель монастыря в Фюссене. События относятся к VIII веку. Магнус построил себе келью на месте, где со временем появился город Фюссен. В келью к монаху приходил с дарами король Пипин Младший, и из этого уединенного монашеского жилища впоследствии вырос монастырь Фюссен. Епископы в Аугсбурге в то время ценили ключевое географическое и экономическое положение монастыря на пути в Италию.
По преданию, св. Магн мог разговаривать с животными и приручил дикого медведя, повадившегося воровать яблоки в его саду, он уничтожил злобных речных и горных духов и победил дракона. Своим посохом он понуждал уходить змей и медведей подальше от тех мест, где жили люди. В настоящее время имя святого Магна глубоко почитается в Фюссене и ежегодно в его честь устраиваются великолепные церковные шествия. Считается, что святой Магн защищает от змей, крыс, мышей, червей и полевых вредителей. Спустя столетия бенедиктинцы призывали защищать поля от мышей и личинок с помощью чудотворного посоха Магна.

Немецкий историк Franz Ludwig Baumann в книге «Geschichte des Allgäus» (1881) отмечает, что легенда о святом Магне не является верным изображением исторического Магнуса, но только изображением Магнуса, каким он является в переосмыслении, возвышении, преображении памятью народной через столетие после его смерти. Именно поэтому Магнус предстает в легенде не столько как монах и миссионер, сколько как чудотворец и могучий драконоборец. Нет сомнения, что народная легенда вольно или невольно перенесла некоторые черты сражающегося со змеем бога Донара на христианского святого.
Донар (древнегерм. «громовник»), в германо-скандинавской мифологии бог грома, грозы и плодородия. Отождествляется со скандинавским богом Тором. Донар/Тор высекает своим молотом гром и молнию, сражается и убивает мирового змея, спасая Небо и Землю.

Монастырь был распущен в результате секуляризации в 1802 году, монастырская церковь стала приходской церковью.

Die Basilika St.Mang, Füssen



Дракон, словно котёнок, обвивает хвостом ноги святого Магна, лишь огонь в его глазах напоминает о покорённой силе. В базилике св. Магна в Фюссене повсюду встречается тема драконов. Два огромных светильника-дракона перед алтарём:




Эти гигантские подсвечники называют не только Drachenleuchter (подсвечник-дракон), но и Luzifer-Leuchter. Два подсвечника Люцифера стоят слева и справа перед главным алтарём. Люцифер, изгнанный с небес «падший» ангел, изображен в виде дракона. Драконы здесь рассматривается как символ зла, но они несут свечу, символизирующую веру в Бога. Это можно интерпретировать таким образом: святой Магн с помощью христианства заставил зло служить добру. Подсвечники символизируют второе значение имени «Lucifer», которое состоит их двух слов: «свет» и «несёт» - «Lichtträger», «несущий свет» (светоносец).

Drachenleuchter in der Stadtpfarrkirche St. Mang in Füssen von Thomas Seitz, 1724. Фото из сети.




Изготовил драконов скульптор Thomas Seitz (*1683-1763). Возможно, в представлении скульптора это были просто драконы, истории о которых сохранились в народных преданиях. Интересны детали: конструкция крыльев; шерсть, а не чешуя, на теле крылатого огнедышащего  существа.

Drachenstuhl von Thomas Seitz, 1724.



Никого не удивили бы два ангела, поддерживающие свечи перед алтарём, но драконы - это нечто совершенно небывалое. В 2011 году один из подсвечников-драконов был отправлен в Freising auf den Domberg на выставку, посвященную ангелам. Епархиальный музей христианского искусства в баварском Фрайзинге представил 550 экспонатов, изображающих ангелов. Были показаны самые важные типы изображений и темы: Божий суд, ангелы-хранители, небесные вестники, победоносный Архангел Михаил, многокрылые серафимы, Taufengels (крестильные ангелы - часто размером в человеческий рост фигурка ангела как особая форма крестильной купели эпохи барокко), шаловливые путти и карающие грешников ангелы и т. д. Крылатые изображения гибридных существ из Вавилона, Ассирии и Египта демонстровали захватывающее переплетение древних восточных культур с Ветхим Заветом. На выставке были представлены также иконы из России.

Выставка «Ангелы - посредники между небом и землей»
2010/2011 Diözesanmuseum Freising «Engel - Mittler zwischen Himmel und Erde»



Источник фото: http://www.florian-raff.de/2011/44-Engel.html

В данном случае перед нами не просто огромный мифический дракон, но само побеждённое зло, поставленное на службу добру. Данное скульптурное изображение, вероятно, надо рассматривать как пример одного из воплощений «падшего ангела».

Бронзовый светильник «Вольфрам» XII век. Канделябры / подсвечники, выполненные в виде фигур. Часть I

Одна из тем о драконах.
О скульптурных изображениях драконов.

тема 2, светильники-лампы, драконы

Previous post Next post
Up