Jules David (1808-1892). Журнал Le Moniteur de la mode. Модные картинки: 1843-1855 год. Часть I

Jul 23, 2022 13:08

Jules David (1808-1892)
Жюль Давид - французский живописец, литограф, кавалер ордена Почетного легиона. Жюль Давид выставлялся в Парижском салоне 1834 года. В 1839 году была опубликована книга «История Франции» с 500 рисунками Жюля Давида, автор Théodose Burette, гравёр V. Chevin и т. д., если интересны его работы как иллюстратора, обратите внимание на иллюстрации к «Дон Кихоту». Во времена Июльской монархии (1830-1848) Давид также публиковал карикатуры. Он поддерживал революционное движение и хотел претворить в жизнь идеалы свободы Французской республики. Данная тема посвящена его сотрудничеству с модными парижскими журналами. Сёстры Colin и Jules David - именно их работы сохранили для нас возможность взглянуть на этот прекрасный и удивительный мир переменчивой моды XIX столетия, шаг за шагом, год за годом. Работавших в этой сфере художников было много, но столь продолжительный период (полстолетия и больше) сумели отобразить только они - опыт многократно помноженный на мастерство. Жюль Давид на протяжении полувека рисовал практически все акварели, с которых выполнялись гравюры для популярного парижского журнала Le Moniteur de la Mode.
Le Moniteur de la mode - периодическое издание: до 52 номеров в год. Как сообщает википедия, издание было основано в январе 1851 года мадам Adolphe Goubaud. Это ошибка, которая пробралась даже на сайты музеев. Если углубиться в исследования, можно обнаружить, что журнал Le Moniteur de la mode начал издаваться гораздо раньше, как минимум с 1843 года, и выходил до 1913-го. Это подтверждается и тем фактом, что первая гравюра в 1851 году имеет № 277, нумерация гравюр продолжалась последовательно год за годом, начиная с 1843-го. Каждый номер журнала имел от 12-ти до 16-ти страниц, был снабжен пояснительными иллюстрациями, к номеру прилагалась цветная гравюра. Нумерация страниц годовой подшивки была единой, т.е. второй номер начинался со страницы 13. Разделы журнала: для наших клиентов (a nos abonnees), обзор журналов (revue des magasins), описание представленных в номере модных туалетов, новинки и секреты моды, стихи, отрывки (с продолжением) литературных произведений, обязательный раздел «Театры», «Pêle Mêle» ассорти.

Я пролистывала номера журнала за 1889 год: как минимум 41 гравюра из 52-х за авторством Жюля Давида, ему на тот момент уже 81 год. Le Moniteur de la mode - это дело всей его жизни, хотя он сотрудничал и с другими модными журналами.
Это не просто модные картинки - кринолины, рюши, кружева - это маленькие жанровые сцены. Откройте изображение в полном объеме, оцените качество печати и работу гравёров.
Для примера пусть будет гравюра из подборки 1852 года из журнала Le Moniteur de la mode. Обратите внимание, даже пальчики девочки прорисованы на сгибе руки её спутницы.



Учителем Жюля Давида был Pierre Duval Le Camus (1790-1854), учителем которого в свою очередь являлся знаменитый французский художник Jacques-Louis David (1748-1825) (помните его картину «Смерть Марата» 1793). А вот дальше пожалуйста будьте внимательны: о творчестве своего деда Жака Луи Давида много рассказывал его внук Jules David (Paris, 1829-1886 Brüssel). Имеет место быть совпадение имён. Искать информацию при таком совпадении имён и тематики очень непросто. Для тех, кто хочет разобраться. В этом отрывке перечислены родственники Жюля Давида: дочь - Mme Gargam, née David, внуки, правнуки, брат, сестра. К сожалению, за десять лет мне так и не удалось найти ни одного достоверного портрета самого художника.
Полное имя Jean-Baptiste David (called Jules David; 1808-1892)



1843
Гравюра (литография) № 6. Первое причастие. Этот экземпляр находится в Амстердаме в Рейксмюсеум.
Размер:  284 × 191 мм  Самая ранняя из гравюр Le Moniteur de la mode, которую удалось найти.
Jules David (1808-1892), Фауст и Маргарита, иллюстрацию и литографию выполнил Жюль Давид. 1841-43 год. (Рейксмюсеум)



К этому периоду времени Жюль Давид был уже прекрасным литографом. В этот же период он начал сотрудничать с модными журналами. Представляет интерес проследить не только за тем, как менялись фасоны и аксессуары, но и за тем, как с годами росло мастерство художника, какие темы он выбирал, как менялся его стиль.

1844
1845
Одна гравюра 1844 (с нотами) № 26 и две 1845-го № 71 и № 95 сохранились в © Rijksmuseum. Тема подаяний присутствует практически каждый год.





Вот такая история есть из 1840-ых, год не разглядеть ок. 1844-го. Для модных картинок это уникальный случай. В сюжете модной картинки принимает участие реальный персонаж - маленький генерал Том-Там.
museum VMFA Virginia The General Tom Thumb and His Crew (Primary Title).



Генерал Том-Там. General Tom Thumb - Генерал Мальчик-с-пальчик; настоящее имя Charles Sherwood Stratton (1838, Бриджпорт, Коннектикут, США - 1883, там же) - карлик, получивший широкую известность в качестве актёра, выступал в цирке Финеаса Барнума.
Цитата:
Родился в Бриджпорте, штат Коннектикут, США. Его родители были среднего роста. Сам Чарлз при рождении был крупным ребёнком (весил 4,3 кг), но прекратил расти в возрасте шести месяцев и остался высотой в 0,64 м до подросткового возраста, когда снова начал расти и подрос к 18 годам до 0,89 м. В возрасте пяти лет был нанят Барнумом для показа в передвижных выставках и представлениях своего музея. Именно Барнум научил его петь, танцевать, разыгрывать пантомимы. В этом же возрасте Чарльз совершил первое турне по Америке с цирком Барнума, представая перед публикой в различных образах, в том числе Амура и Наполеона Бонапарта; эти представления имели необыкновенный успех, и генерал Том-Там, как его стали называть, вскоре обрёл известность и за пределами США, так как всего через год отправился в турне по Европе.

В 1863 году Стрэттон женился на Лавинии Уоррен, карлице из цирка Барнума; церемония прошла в Епископальной церкви Нью-Йорка. После этого он ещё много гастролировал по Америке, Европе и даже Японии. Стрэттон благодаря своим выступлениям стал весьма богатым человеком, владел домом и яхтой, а когда у его бывшего хозяина Барнума начались финансовые трудности, спас его от разорения, став деловым партнёром. Свой последний тур с выступлениями он совершил по Англии в 1878 году. Умер от инсульта в 1883 году в возрасте 45 лет. На его торжественных похоронах присутствовало более 10 тыс. человек.

1846
У дамы в костюме для верховой езды (называемом «амазонкой») восхитительные косы.
Нет точных данных, но у меня записано 1846. Гравюра № 116




Сохранилась гравюра от Costumes Français за подписью Жюля Давида. У меня нет данных, была ли она опубликована в Le Moniteur de la mode, но судя по номеру - да. Гравюра № 118




1847
Была у меня мечта - сделать подборку модных картинок с подвенечными нарядами (в пределах одного издания). Тут ещё интересен театральный бинокль, гигантский театральный бинокль в ложе, ладно бы в партере.





Любопытная сцена на фоне экипажа: у дамы рука в кармане, где же вы такое ещё увидите. Подзорную трубу тоже стоит отметить. На этих иллюстрациях я указала год в левом верхнем углу, однако, в данном случае подтверждения у меня нет. Картинки взяты (надо полагать, забыла уже) с ebay.





апрель 1847
Подвенечный наряд. В церковной книге стоит подпись: Jules David. Это единственный случай, когда Жюль Давид вписывает своё имя непосредственно в сюжетную линию. Кто знает, может быть на втором плане он изобразил себя самого (сразу за дамами виден мужчина)? Эта модная картинка имеет какую-то свою тайную историю, может быть Жюль Давид свою свадьбу изобразил?
(Q. ccdl) Сцена в церкви. Служитель держит церковный реестр, чтобы свидетельница и невеста могли поставить подпись. В описании на сайте музея указано, что позади невесты виднеется фигура её жениха /мужа, сидящего на стуле (эти полоски - это спинка впереди стоящего стула). Гравюра № 145.







1848
Найти работы Жюля Давида в 1840-ых в хорошем разрешении достаточно сложно, но что-то можно привести для примера.
гравюра № 175 с павлиньими перьями и № 191 с кошкой и клубком ниток (Мм).






Очень колоритная чернокожая служанка. Справа: эта картинка была опубликована в американском журнале мод Godey's Lady's Book: Godey's Lady's Book, October 1852. С большим опозданием и поправкой на моду. Картинка на многих сайтах фигурирует как американская, на самом деле это Париж.




1849
Бинокль в музее (я, кстати, тоже иногда беру с собой бинокль, завели моду под потолок картины вешать) Котята, на модных картинках, мне кажется, кошек я встречала только у Жюля Давида.




1850
№ 264 Красная краска сохранилась очень хорошо, а вот другая подвела, каких-то 150 лет - и платье полиняло.
№ 255 Та же красная краска, бесподобный цвет.




Гравюра № 260
Расцветка костюма для верховой езды («амазонки» подробнее см. мою тему о рединготах) до середины XIX века была яркой, нарядной. Постепенно цветовая гамма становилась более тёмной, дамы выбирали черный, тёмно-серый, тёмно-зеленый или коричневый оттенок.



Название «амазонка» использовалось и в России.
Роман «Тысяча душ», 1858. Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)



© Rijksmuseum. Тема с няней гравюра № 250.На столбе можно прочесть объявление: Carême 1850 (Великий пост).




1851




Очень советую увеличить картинку, чтобы оценить повышенную зубастость... такой зверский собакин) Обратите внимание на красные атласные ленточки на руках и на шее дамы слева. Можно предположить, что демонстрируется доступный по цене и в то же время эффектный аксессуар. Вот прямо с первых номеров журнала стоит присмотреться к изображениям животных, а также к фигурам второго плана. Второй план позволяет Давиду проявить свой принципиальный подход: да, это женский модный журнал, но Жюль Давид в обязательном порядке (пусть где-то там вдалеке) изображает мужчин. В данном случае конюх (?) придерживает коня дамы, демонстрирующей костюм для верховой езды.

Раскрашивали гравюры (литографии) специальными плашками с нанесенной краской. Вариант справа: добавлен синий цвет (Мм).




Оцените взгляд кумушки в черном платье. Сколько эмоций. Да, ладно мода, всмотритесь в лица.




Два фрагмента гравюр из коллекции музея The Metropolitan Museum of Art (Мм).



Это увеличенное изображение, на самой гравюре точечек невооруженным глазом практически не разглядеть.







С собаками и козлёнком (Мм)




1852







Разные источники гравюр. Мне интересны детали. Слева, к примеру, цепочка «съехала» при нанесении цвета.




О гравюре № 336 хотелось бы поговорить подробнее. Копировальная техника The Metropolitan Museum of Art позволяет «рассмотреть» буквально каждую точечку, каждый штришок - фрагмент справа.




Речь о малышке с кошкой на колёсиках. Её вместе с няней «позаимствовал» американский журнал мод Godey's Lady's Book в 1855 году - изображение справа.




Godey's Lady's Book издавался в Филадельфии с 1830 до 1878 года. Его тираж вырос с 70.000 в 1840-х годах до 150.000 в 1860 году. Самый популярный американский журнал мод. Я упоминала о подобной истории с гравюрами сестёр Colin, ещё вернусь к этой теме.



Птицы, рыбы и звери. Порой очень неожиданный сюжетный фон предлагает Жюль Давид.





С курицей совершенно уникальная гравюра. С овечкой - это пастораль, а с курицей - ну, не знаю.




Ленты (бантики) на предплечье, на запястье, на поясе. У дамы справа - часы на поясе. И зонт - крючок сверху.








Хотелось бы взглянуть непосредственно на акварель, но акварелей Жюля Давида почти не появляется в сети. Фрагмент крупным планом (Мм).



Разные источники гравюр отличается и общий вид текста под картинкой. Но в таких нюансах мне уже не разобраться.




Чтобы не потерять. Невеста и дама в розовом - я пока не знаю, чья это работа. подпись не разглядеть. Год 1855 Journal des Demoiselles. Мне хочется этих двух стражников поставить рядом, сюжеты перекликаются. Я думала, это церковь изображена, но почему же там стражник вооруженный.
Справа: гравюра 1852 года, художник Жюль Давид - фрагмент крупным планом в заставке темы.





1853
ч/б вариант почему-то иногда приводится при копировании журнальных подборок, хотя там должна быть цветная гравюра. Цветная гравюра из номера журнала от 5 февраля 1853 года имеется в The Metropolitan Museum of Art (к сожалению, в урезанном виде).




Самое высокое качество сканирования гравюр - в Метрополитен-музее. Не забывайте, речь о гравюре, на работу над которой была отведена неделя.



С 1850-ых браслеты начинают носить по несколько штук на каждой руке. Хороший пример.







Вот тут опять цитирование, вдохновение явно почерпнуто в Le Moniteur de la mode. ч/б вариант 1854 художник Voigt Lewis Towson.




Ещё несколько примеров гравюр, выполненных с акварелей Жюля Давида от 15 апреля и 15 июня 1853 года, соответственно. Каждый год в обязательном порядке предлагались подвенечные платья, платья для первого причастия и костюм для верховой езды.




Гравюра от 25 июля 1853 года. С собачкой. И снова атласные ленточки на руках.




1854
Гравюры по акварелям Жюля Давида. Сканы не слишком хороши, но с точки зрения модных тенденций интересно.




Раскрытая церковная книга - часто повторяющаяся деталь, однажды художник позволит в неё заглянуть.




Блондинка появляется на гравюрах, что непривычно.
Можно попробовать подсчитать количество бантиков.




Журнал Le Moniteur des Dames et des Demoiselles публиковался в Брюсселе с 1845 года. В нём также появлялись гравюры Жюля Давида. Нумерация данной гравюры в Le Journal des Demoiselles (в данном случае это бельгийское издание) сохранена и соответствует нумерации в Le Moniteur de la mode № 403. Был период, когда материалы из Le Moniteur de la mode перепечатывались в 20 крупнейших городах Европы и Америки, в том числе и в России (уже рассказывала про петербургский журнал «Вестник Моды» c 1880-ых).





Вот в этой заметке мадам Adolphe Goubaud дает пояснение по поводу  журнала Le Moniteur des Dames et des Demoiselles. Издатель г-н Bruylant-Christophe составил это издание с помощью французских изданий. Гравюры закупались в Париже, только в Париже так хорошо умели делать гравюры. Издатели брюссельского издания Le Moniteur des Dames et des Demoiselles заплатили за право воспроизведения гравюр в своем журнале: payaient un droit de reproduction alors que les lois ne les y obligeaient aucunement.



На титульном листе указано, что первая гравюра Le Moniteur de la mode в 1855 году опубликована под номером № 418. По номеру можно определить год.

Гравюра № 401 из подборки 1854 года опубликована в американском журнале Godey's Lady's Book в сентябре 1855 года. С точки зрения заимствований в Godey's Lady's Book, стоит отметить, что гравюра воспроизведена очень старательно относительно первоисточника, но это другая гравюра. Присмотритесь внимательно (длина подолов платьев, расстояние между девочками, расположение фигур и т. д.)




1855







Бинокль появляется в руках дам не так часто как веер или зонт, но на удивление часто: на скачках, на море, на природе, в музее.




С середины 1850-ых стоит обратить внимание на кринолины. С каждым годом они становятся всё шире и шире.
Цитата:
«...до кринолинов пышность юбок обеспечивалась за счёт многослойности. Чтобы даме выглядеть прилично требовалось до 6 юбок, хлопок, фланель, шерсть - всё это могло весить до 14 фунтов (чуть больше 5 кг). Кринолин освободил женщин от лишнего веса юбки».

Цитата:
«До 1856 года под верхней юбкой носили ещё 6 нижних юбок; их изготовление облегчилось с началом массового использования швейных машинок. «Искусственные кринолины» на стальных обручах были введены с 1859 года; дамы отказались от многочисленных нижних юбок в пользу кринолинов.
Кринолины достигали 180 сантиметров в диаметре и могли создавать проблемы при проходе сквозь дверные проёмы. При падении или неудачной попытке сесть кринолин мог выгнуться в обратную сторону, конструкцию в целом было тяжело перевозить в багаже».

Из подборки 1855 года гравюра № 439. Le Moniteur de la mode  / Journal des Dames et des Modes (Q. Centraal Museum, Utrecht)
Модные картинки Le Moniteur de la mode публиковались и в других журналах. Один из примеров, c деревянной лошадкой. Это лошадка-велосипед (читайте: лошадки-трициклы).





Тема о сестрах Colin:
«La Mode Illustrée» французкий журнал мод. Работы художников и граверов.

картины, мода, тема

Previous post Next post
Up