Вена.
Колонна Девы Марии как ювелирное украшение. Императорская сокровищница в Вене.
В 1675-1678 годах Леопольд I (1640-1705) поручил ювелиру из Аугсбурга Филиппу Кюзелю (Philipp Küsel, 1642-1700) изготовить копию Мариинской колонны из позолоченного серебра. Изделие украшали более чем 3000 драгоценных камней, жемчуг и эмалевая роспись.
324 изумруда
68 рубинов
452 аметиста
гранаты, бирюза, зеленые хризолиты, жемчуг
Высота 129 см
В общем-то фотографировать в сокровищнице не запрещено, но в полумраке при бликующих стёклах витрин практически бесполезно. Фотографируешь, чтобы не забыть и при возможности почитать об экспонате подробнее. Это, наверное, одно из самых масштабных ювелирных украшений, которые мне приходилось видеть. Во всяком случае, одно из самых увесистых, но данных о весе мне пока найти не удалось. Благодаря удобной витрине экспонат можно рассмотреть со всех сторон. Внимание прежде всего привлекают четыре сражающихся ангела.
Вот этот кадр мне нравится, он позволяет соотнести размеры постамента с рассматривающими экспонат посетителями.
Фото с сайта музея © khm.at
Nachbildung der Mariensäule vom Platz «Am Hof» in Wien
Фото ©
https://www.liveinternet.ru/users/4968747/post467457220/
Два фото © blog2nath.blogspot.com Авторы: Blog de Nathalie, Killian, Cédric et Gwenaël
По углам балюстрады установлены ангелочки с кадилом для благовоний (Weihrauchfass), а на постаментах между ними представлены святые Контрреформации.
Фото с сайта музея © khm.at
Сюжеты на эмалях узнаваемы: «Бегство в Египет», «Благовещение», «Поклонение трёх королей», «Святое Семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем» и др.
Марианская колонна, колонна Святой Девы Марии, была возведена по приказу императора Фердинанда III, отца Леопольда I. В 1646 году на площади в Вене усановлен памятник из камня, созданный скульптором Иоганном Якобом Поком (Johann Jacob Pock, 1604-1651). Почитание Марии было одним из основных элементов «Pietas Austriaca» («австрийская набожность» - лат.), главной добродетелью династии в период барокко. Возведена была колонна «Мариензойле» в благодарность за спасение Вены от шведских захватчиков. Когда угроза нападения шведов казалась неминуемой, Фердинанда III дал обещание, что поставит памятник Деве Марии, если она поможет спасти город от разрушения. И произошло чудо. Шведский полководец Леннарт Торстенссон отвёл войска от Вены, и столица Австрии уцелела. Блестящая победа при Янкове открыла шведским войскам путь к Вене, но Торстенссон отступил в северную Богемию: болезни в войске, а также собственные его недуги, удержали от рискованного похода.
В 1667 году по приказу ставшего императором сына Фердинанда III - Леопольда I, каменный памятник был демонтирован и затем перевезён в Wernstein am Inn, где и находится до сих пор.
Каменный памятник. Wernstein am Inn.
А на площади в Вене в 1667-ом установили бронзовую копию, отлитую литейщиком Бальтазаром Герольдом (Balthasar II. von Herold, 1620-1683) по проекту по проекту Lodovico Ottavio Burnacini. Цокольное основание выполнено итальянскими архитекторами Carlo Martino Carlone и Carlo Carnevale.
У ног Девы Марии лежит пронзенный стрелой дракон, символизирующий победу Марии над сатаной и победу католической церкви над ее врагами. До 1730 года статуя была полностью позолочена, на данный момент позолочены лишь отдельные элементы композиции (стрела, извергаемое из пасти дракона пламя... последний вздох).
Фото © juergen reichmann Die Mariensäule vom Platz «Am Hof» in Wien.
Рассмотреть воинственных ангелочков можно, но поверженное к их ногам злодейство толком рассмотреть нет решительно никакой возможности. Цоколь слишком высок. Фото из сети.
Четыре ангелочка (путти) сражаются со злом. Противник принимает форму льва, дракона, змея и василиска, которые символизируют бедствия человечества: войну, голод, ересь/неверие, и чуму.
Лев олицетворяет войну, дракон - голод, змея - ересь, а василиск - чуму.
Ангел сражается со змеёй, олицетворяющей ересь/неверие. Жало такое...кардинально раздвоенное.
© botanische-spaziergaenge.at
В 2020-ом производился ремонтно-восстановитльные работы и были выставлены чудесные фотографии демонтажа скульптур. Внутри бронзовые ангелочки полые, рестовраторы старались устранить малейшие отверстия, чтобы обеспечить надежную защиту от попадания воды.
Фото:
https://www.restorationcompany.at/mariensaeule-am-hof/Ангел сражается с мифическим существом василиском, олицетворяющим чуму. Самые информативные фотографии получаются во время реставрационных работ.
Ангелочки (Putti) весьма внушительны по размеру, это вам не ути-пути.
Сражение со львом, олицетворяющим войну.
Император Леопольд I не только организовал возведение новой колонны, но и и заказал монументальную работу ювелиру для своей сокровищницы. Творческим был человеком.
Jan Thomas: Kaiser Leopold I. im Theaterkostüm, Gemälde, 1667.
Мюнхен.
История очень похожа, только произошла она чуть раньше, чем в Вене. Во время Тридцатилетней войны курфюрст Максимилиан I дал обет возвести «gottgefälliges Werk» (нечто благочестивое, богоугодное), если баварские города Мюнхен и Ландсхут будут спасены от войны. Мюнхен был оккупирован шведскими войсками весной 1632 года, и ему грозило уничтожение. Но шведский король Густав II Адольф отказался от этих планов. Оба города чудесным образом избежали разрушения. В 1638 году Максимилиан I приказал возвести мраморную колонну Девы Марии на центральной площади Мюнхена.
В немецкой википедии пишут, что в 1639-ом году к основанию были добавлены четыре аллегорических бронзовых группы и ссылаются на Ветхий Завет Псалом 91 (90), стих 13, который сокращенно воспроизведен на щитах: «Super aspidem et basiliscum ambulabis et leonem et draconem conculcabis» - «На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея.».
Описание из книги «Geschichte der Mariensäule in München : 1638 - 1855» Немецкий писатель и переводчик Friedrich Wilhelm Bruckbräu (1792 in München; † 23. Dezember 1874 ebenda). Источник: Digitale Sammlungen / MDZ.
На иллюстрации указана дата 1638 год, но воинственные ангелы уже стоят на постаменте.
На этой странице подробно расписаны размеры статуи:
Фигура Девы Марии 7 Fuß 4 Zoll ⇄ 213,36+10,16 = 223,52 см.
Высота сражающихся ангелов 4 Fuß 9 Zoll ⇄ 121,92+22,86 =144,78 см
То есть ангелы на Мариенплац по размерам куда меньше венских.
Статуя девы Марии обращена лицом к восходу солнца. Мария опирается ногами на золотой полумесяц, на голове её - увенчанная крестом корона, на короне шестнадцать рядов жемчуга (Perlen von Erz - жемчужины из руды,
то есть жемчужины, как и вся статуя, выполнены из металла, из позолоченной бронзы). Дева Мария левой рукой держит младенца Иисуса, в правой руке у неё скипетр. Держава - в левой руке младенца. С огромным мастерством и изяществом выполнены складки широкого плаща с орнаментальной каймой. Длинные золотые волосы Марии ниспадают десятью прядями на шею и плечи. Колонна опирается на четырехугольный камень, который поддерживают четыре крылатых ангельских головы, между ними размещены цветы и плоды.
В книге четыре бедствия перечисляются таким образом: «die Sinnbilder von Pest, Krieg, Hungersnoth und großer Sterblichkeit» - чума, война, голод и высокая смертность (ересь/неверие не названы).
Об авторах монумента на стр. 47: «Das ganze Denkmal, nach einer Zeichnung von Candit ausgeführt von Johann Krumper aus Weilheim , damals Bildhauer und Kunstgießer in München mit einem Jahresgehalte von 200 fl .»
Сообщается, что весь памятник был создан по рисунку Питера Кандида (Peter Candid, * um 1548-1628). Литейные работы выполнил Johann Krumper aus Weilheim (о литейщике находится в сети совсем немного сведений, он умер до открытия монумента).
Ещё одно издание XIX века. О символизме и ангелах из книги 1870 года издания:
«Die Mariensäule in München: Geschichtliches und Beschreibendes gelegentlich ihrer neuesten Restaurierung»
Schrott Johannes (1824-1900); Martin Schleich
München, 1870
Hier wollte der Künstler darfstellen den Sieg der Eintracht über die Zwietracht, des Friedens über den Krieg, des Lebens über den Tod, des Schönen über das Häßliche, der Ordnung über Verwirrung, mit einem Wort: den Sieg des Guten über das Böse und des Engels über den Teufel.
Мастер хотел изобразить победу единства над раздором, победу мира над войной, жизни над смертью, красоты над уродством, порядка над беспорядком, одним словом: победу добра над злом и ангела над дьяволом.
Фото из сети.
Фотография даёт хорошее представление о расположении колонны на Мариенплац.
© wikiwand
Такое вот интересное описание нашла.
© katholischglauben.info
«Hierauf reichte Maximilian dem Bischof eine kleine silberne Kapsel, worin folgende heilige Reliquien verschlossen waren: ein halber Dorn von der Dornenkrone Christi, dann von von den Gebeinen des heiligen Johannes des Täufers, der heiligen Apostel Petrus, Jakobus, Bartholomäus und Simon und des heiligen Arsatius und Quirin. Diese silberne Kapsel legte der Bischof nach Bestimmung Maximilians auf das Haupt der heiligen Jungfrau, unter ihre Krone.»
Торжественное открытие мемориальной колонны с изображения Царицы Небесной состоялось в воскресенье, 7 ноября 1638 года. Утром этого праздничного дня курфюрст Максимилиан в сопровождении всего своего двора, всей знати и всех сословий отправился на рыночную площадь. Представители духовенства произвели освящение колонны Марии. Затем Максимилиан вручил епископу небольшую серебряную капсулу со следующими святыми мощами: половина шипа от тернового венца Христа, затем частица из костей святого Иоанна Крестителя, святых апостолов Петра, Иакова, Варфоломея и Симона, и святых Арсакия Медиоланского и Квирина. Епископ возложил эту серебряную капсулу на голову Пресвятой Богородицы под её короной, как указал Максимилиан.
Не совсем понятно, каким образом серебряная капсула была размещена под короной во время церемонии? Ведь на площади в день открытия/освящения уже стояла колонна, (высота монумента до статуи Марии, если верить приведенным в книге данным, порядка 12 метров, каким же образом до короны дотянулись?).
Каждый год, особенно весной и летом, в Мюнхен приходили сотни крестовых походов (Kreuzzüge), и совершались богослужения у колонны Марии. Это продолжалось до тех пор, пока все публичные религиозные обряды не были приостановлены при правительстве короля Максимилиана I (Maximilian Joseph I. 1756-1825)...
На сегодняшний день об авторах, принимавших участие в создании монумента в центре Мюнхена, в немецкой википедии пишут следующее:
«Die Mariensäule ist von einer vergoldeten Marienstatue aus Bronze gekrönt, die vermutlich von Hubert Gerhard 1593 für das Grab Wilhelms V. geschaffen und bis 1613 für den Hochaltar der Münchner Frauenkirche verwendet wurde.»
Колонна увенчана бронзовой позолоченной статуей Девы Марии, которая по всей вероятности была создана скульптором Губертом Герхардом (Hubert Gerhard, um 1540/1550 - um 1620) в 1593 году для гробницы Вильгельма V и использовалась до 1613 года для главного алтаря Фрауэнкирхе (Der Dom zu Unserer Lieben Frau).
О статуе Марии из книги «Die Mariensäule in München: Geschichtliches und Beschreibendes gelegentlich ihrer neuesten Restaurierung». Авторы: Schrott Johannes; Martin Schleich München, 1870
стр.22
«längst früher vorhanden war und auf dem Chor-Altar der Frauenkirche von 1614-1630 gestanden hatte»
...существовала задолго до этого и стояла на алтаре в хоре Фрауэнкирхе с 1614 по 1630 год.
В этом издании 1870 года упоминается об эскизах Питера Кандида (Peter Candid, * um 1548-1628). Авторство изготовления монумента приписывается литейщику Крумперу (Johann Krumper aus Weilheim -). А вот четыре группы со сражающимися ангелочками, вероятно, были спроектированы одним из талантливых учеников Крумпера.
Приходится признать, что точной информации о том, кто является автором проекта и изготовления монумента, не сохранилось. Но должно быть это был один из значимых художников того времени.
Нем. википедия: Четыре скульптурные группы сражающихся ангелов были разработаны «Meister der Heldenputti» (wahrscheinlich ein Wachsbildner - безымянный автор, вероятно, мастер по воску), имя которого до сих пор неизвестно, и изготовлены литейщиком Бернхардом Эрнстом (Bernhard Ernst, um 1596-1682).
В качестве проектировщика в других источниках предположительно называется имя аугсбургского скульптора Ferdinand Murmann. (1604-1675 ) (?)
Во время Второй мировой войны статуя Марии была укрыта во Фрауэнкирхе и вновь возвращена на площадь Мариенплац в 1945 году. Во время строительства метро (U-Bahn) и прокладки трамвайных путей S-Bahn в 1966 году Мариинская колонна была временно снята с места, основание в стиле барокко и сама колонна были вновь установлены в виде копии в ноябре 1970 года, фигура Марии была вновь позолочена.
Оригинальные скульптурные группы хранятся в Городском музее Мюнхена.
© sammlungonline.muenchner-stadtmuseum.de
Кто-то не поленился убрать фон
© marian-column Alexas_Fotos
Конечно, ангелочки в Мюнхене, хоть и меньше венских по размеру, но они выглядят куда более воинственными. Нет этих излишне пухлых венских щёчек и детской курносости. Но кто их придумал, остаётся загадкой.
«Ни одной буквочки! Ни одной «мэйд ин…»»
Бронзовые копии на Мариенплац стоят уже более полувека.
Мои фотографии 2009 года (с тех пор и собиралась разобраться с деталями). На фоне ратуши ангелы смотрятся потрясающе.
es ist ein hahnartiges Ungethüm mit Drachenschwanz - это похожее на петуха чудовище с драноньим хвостом.
На моей фотографии хорошо виден этот драконий хвост.
Это не просто лев, обратите внимание и на его драконий хвост. Настоящие львы (баварский, пфальцский и т.д), служившие украшением геральдической символики, несли совершенно другую смысловую нагрузку.
Южная сторона.
Западная сторона.
Прага.
По распоряжению императора Фердинанда III Габсбурга в знак благодарности Деве Марии за защиту Праги от шведских войск в 1650-ом году на Староместской площади в Праге был установлен Марианский столб (Mariánský sloup). Работу, включая скульптурные группы на цоколе, выполнил архитектор Johann Georg Bendl (* vor 1620-1680), который считается ведущим скульптором контрреформации и искусства иезуитов второй половины XXVII века. Образцами послужили мюнхенская и венская Марианские колонны. Бендл выполнил аллегории не с воинственными путти, а с ангелами почти в натуральную величину. Фигуры были выполнены в камне, как первый вариант в Вене (в 1667 году перевезённый в Wernstein am Inn).
Марианская колонна как знак победы Контрреформации. Два года спустя, 13 июля 1652 года (в день 44-летие императора), колонна была торжественно открыта и освящена пражским архиепископом в присутствии императора Фердинанда III и его сына Фердинанда IV.
Высота колонны около 16 метров, на ней была размещена 2-х метровая позолоченная статуя Девы Марии. По углам постамента располагались четыре скульптурных группы сражающиеся с силами зла ангелов.
Первый ангел, поразивший копьем дьявола, символизировал мудрость, победивший льва двуручным мечом второй ангел символизировал справедливость, третий сражался с драконом и проявил храбрость, а четвертый ангел, победивший дьявола крестом (?), сиволизировал смирение.
В 1757 году скульптурная группа в юго-западном углу была повреждена пушечным ядром во время обстрела Праги. Место пустовало сто лет. В 1858 году она была заменена свободной копией пражского скульптора Josefa Böhma. Зимой 1891-1892 годов один из ангелов повредил голову из-за мороза, его заменил скульптор Bernard Seeling. В 1904-ом как-то не очень убедительно монумент отремонтировали, что-то разбили, что-то уронили, на статуе Марии восстановили позолоту. А 3 ноября 1918 года монумент и вовсе был разрушен, как символ свергнутой монархии Габсбургов. Фрагменты статуи Девы Марии, каменные перила и ступени хранились в Лапидарии Пражского выставочного центра и т. д.
Важно, что на сегодняшний день этих скульптурных групп на монументе нет. Меня же прежде всего интересовали ангелочки-путти, но к воинственным ангелочкам эти суровые взрослые ангелы всё-таки отношения не имеют, хотя работа очень впечатляющая.
Mariensäule in Prag am 25. Oktober 1650 Anonym (nach) 1650
Fotografie von Jindřich Eckert, ок. 1900.