Фонтан Герона Александрийского. Настольный фонтан в эпоху барокко, XVI-XVIII век.

Jun 08, 2021 20:22

Небольшие настольные фонтаны, получившие широкое распространение в Европе с XVI века, имели скрытый механизм. Порой можно лишь догадываться о технологиях, равно как и об использовании, тех или иных предметов, изготовленных из серебра, золота или стекла/горного хрусталя. До наших дней сохранились лишь несколько экземпляров настольных фонтанов (Tischbrunnen). Однако, это популярное развлечение придворного общества в эпоху барокко было основано на изобретении, восходящем приблизительно к 200 годам до нашей эры.

Residenzmuseum im Celler Schloss. Замок Целле, Нижняя Саксония, Германия.
Позолоченный серебряный настольный фонтан в стиле раннего барокко был приобретен в 2009 году из коллекции Ива Сен-Лорана.
Фото © celleheute.de



Настольный фонтан высотой 56 см был изготовлен между 1628 и 1643 годами гамбургским ювелиром Evert Kettwyck, в 1666-ом передан герцогу Георгу Вильгельму (1624-1705) из Целле. Особенность этого изделия заключается не только в искусной работе ювелира, но и в особой технической изысканности: вино, налитое в нижний шар, под давлением поднималось через стержень и выплескивалось в чаши из грудей четырех прекрасных нимф: «in der unteren Kugel eingefüllter Wein stieg mittels Druck durch den Schaft nach oben und spritzte dann aus den Brü;sten der vier oben angeordneten Nymphenfiguren heraus».


Фото © christies



Куплен на аукционе в 2009 году за 721.000 евро. Изображение можно увеличить.



© Germanisches Nationalmuseum
Tafelaufsatz in Form eines Springbrunnens.
Tischbrunnen von Wolf Rötenbeck um 1620.



Позолоченное серебро. Высота фонтана более полуметра. Русалочка (Meerjungfrau) держит в руках чашу, из чаши выходит ветвистый ствол, увенчанный фруктом, напоминающим дыню (melonenartige Frucht). Фрукт открывается, вино или вода струится по ветвистому стволу, наполняя чашу.

Об авторе. Вероятно, речь идёт о семье потомственных ювелиров из Нюрнберга по фамилии Rötenbeck. Hans Rötenbeck считался одним из самых уважаемых ремесленников в городе, он был мастером-ювелиром с 1605 года. У него было два сына Hans Rötenbeck и Michael Rötenbeck (1609-1634), Михаэль также был ювелиром. Настольный фонтан приписывается ювелиру под именем Wolf Rötenbeck, родственные связи восстановить сложно. Известно, что Вольф родился в Нюрнберге в 1573 году и умер в Ротенбург-об-дер-Таубере в 1620 году, он мог быть младшим братом Ганса. Wolf Rötenbeck стал Мастером в 1602 году, на своё изделие он поместил клеймо с изображением трех ромбов (drei übereinandergestellten Rhomben).
Сведения о мастере и изделии взяты отсюда: Nürnberg Archiv N 3098 Tafelaufsatz 5098 Springbrunnen 1620 Wolf Rötenbeck.

© Staatliche Museen Kassel
Tischbrunnen von Melchior I. Gelb (1652/53)
Tafelbrunnen mit Neptun und der Meerfahrt des Bacchus (15teilig)



Künstler / Hersteller: Melchior I Gelb (1581-1654)
Material / Technik: Silber, gegossen, getrieben, punziert, ziseliert, teilvergoldet; Silberblech, geschnitten
Maße: 59 cm (Höhe)
28,8 cm (Länge)
20,1 cm (Breite)
3109 g (Gewicht)
Столовый фонтан смешивал вино с водой. Это воспринималось как призыв к умеренности. Поэтому перед зрителями предстают античный бог вина Бахус/Вакх и повелитель морей Нептун с трезубцем, раковиной и дельфином. Вино, налитое в чан, протекало через полую фигуру Вакха в бочку и через кран попадало в наполненную водой чашу: «Der in die Bütte gefüllte Wein lief durch die hohl gearbeitete Bacchus-Figur in das Fass. Über den Hahn konnte er in die mit Wasser gefüllte Schale fließen.»
Не сразу обращаешь внимание на купающуюся в чаше нимфу. Прекрасные нимфы и грации радовали глаз, будили воображение. Искрящиеся в позолоченных сосудах брызги создавали чарующую иллюзию райского изобилия и наслаждения. Пышное застолье должно было быть земным отражением трапезы богов: Вакха, Венеры, Нептуна, Юпитера, поэтому именно они и украшали множество настольных фонтанов.

Уже в  «Пневматике» греческого математика и изобретателя Филона Византийского (III век до н. э.) сообщается о различных механических устройствах, работающих под давлением воздуха и воды - трактат Филона не сохранился, лишь некоторые из томов уцелели. Триста лет спустя выдающийся математик, механик и инженер Герон Александрийский написал фундаментальные работы по пневматике и механике, подробно объяснил принцип работы различных механизмов. К наиболее известным изобретениям, описанным Героном, относится и пневмогидравлический прибор - «геронов фонтан». Из трактатов «Пневматика» и «Театр автоматов» видно, что гидравлика и пневматика в эпоху эллинизма достигли высокочайшей степени развития.

«Das Gastmahl» von Anton von Werner


Подача еды при дворе императора Нерона была зрелищем, которым восхитились бы даже французские короли эпохи барокко. Можно найти подробный рассказ об изобретательных устройствах на пышных застольях императора Нерона у автора древнеримского романа «Сатирикон» Петрония Арбитра (Titus Petronius, ca. 27-66). Так впечатляюще, к примеру, он описывает удивительную соусницу:
«In den Ecken des Tischaufsatzes bemerkten wir auch vier Marsyasfiguren, aus deren Schläuchlein gepfefferte Sauce über die Fische lief, die wie in einem Bassin schwammen.»
В углах Tischaufsatz - некое сервировочное блюдо в центре стола - мы также заметили четыре фигурки Марсия, из трубок перцовый соус стекал по рыбе, которая плавала в соусе, как в бассейне. (Марсий - в древнегреческой мифологии сатир, пастух, подобравший флейту Афины)

В переводе с лат. В. А. Амфитеатрова-Кадашева это описание выглядит таким образом:
«На четы­рех углах под­но­са мы заме­ти­ли четы­рех Мар­си­ев, из мехов кото­рых обиль­но выте­ка­ла под­лив­ка пря­мо на рыб, пла­вав­ших точ­но в кана­ле.»

При малейшем прикосновении пироги и фруктовые Attrappe (муляжи из фруктов) обрызгивали гостей шафрановой водой. В переводе с лат. В. А. Амфитеатрова-Кадашева:
«Пото­лок раз­верз­ся, и огром­ный обруч, долж­но быть содран­ный с боль­шой боч­ки, по кру­гу кото­ро­го висе­ли золотые вен­ки и баноч­ки с мазя­ми, начал мед­лен­но спус­кать­ся из отвер­стия. После того как нам пове­ле­ли при­нять это в дар, мы взгля­ну­ли на стол.Там уже очу­ти­лось блюдо с пирож­ным; посреди него нахо­дил­ся При­ап из теста, дер­жа­щий, по обы­чаю, в широ­ком подо­ле пло­ды вся­ко­го рода и вино­град. Жад­но наки­ну­лись мы на гостин­цы, но уже новая заба­ва нас раз­ве­се­ли­ла. Ибо из всех пло­дов, из всех пирож­ных при малей­шем нажи­ме заби­ли фон­та­ны шафра­на, про­тив­ные струи кото­ро­го попа­да­ли нам пря­мо в рот. Пола­гая, что блюдо, окроп­лен­ное этим потреб­ным лишь при бого­слу­же­нии соком, долж­но быть свя­щен­ным, мы вста­ли и гром­ко вос­клик­ну­ли: - Да здрав­ст­ву­ет боже­ст­вен­ный Август, отец оте­че­ства!»

Но научные знания древности были со временем практически утрачены. Источники по математике, астрономии, физике и механике были открыты заново только после 1000 года, а с XII века александрийские технологии постепенно распространялись в Западной Европе*.
В XV веке достижения в области пневматики приобрели актуальное значение, Леонардо да Винчи также исследовал систему подобных фонтанов. Работы Герона входили в круг чтения Леонардо наравне с другими рукописями известнейших древних мыслителей - Аристотеля, Птолемея, Плутарха, Архимеда, Евклида, Галена, Витрувия, Плиния и т. д.
Позднее Альбрехт Дюрер разработал настольные фонтаны, для которых требовалось знание теории Герона*.
Entwurf für einen Tischbrunnen, 1509
Albrecht Dürer



«Heutige Kaffeemaschinen zehren von Herons Entwicklungen ebenso wie Parfümzerstäuber, die Siphonflasche und die Spraydose.»*
Сегодняшние кофемашины основаны на разработках Герона, как и распылители духов, сифоны и спреи.
*Источник информации по теме: «Eine kleine Kulturgeschichte der Tischbrunnen» Dr. Christiane Schillig

Вечный фонтан Герона
Первая трубка (слева) идёт из верхней чаши до самого низа. Вторая трубка (справа) из нижней ёмкости заходит в среднюю ёмкость и доходит практически до самого верха. Третья трубка идёт со дна средней ёмкости в верхнюю чашу. Изначально вся вода находится в средней ёмкости. Чтобы фонтан заработал необходимо долить немного воду в верхнюю чашу.

По первой трубке вода поступает в нижнюю ёмкость. По мере заполнения нижней ёмкости начнёт расти давление воздуха и по второй трубке передаваться в среднюю ёмкость. При этом будет оказываться давление на воду в средней ёмкости, которая по третьей трубке начнёт подниматься и струиться в верхней чаше.



На youtube у этого видео почти 6 млн. просмотров: 5.864.315 Aufrufe, Игорь Белецкий рассказывает и показывает как сделать фонтан Герона (не вечный, конечно, название у данного видео шуточное).

Очень хотелось бы посмотреть на действующий настольный фонтан XVI века, но пока одни лишь рассказки.



В Художественно-историческом музее в Вене есть вот такая водная забава:
Лев/дракон из горного хрусталя на колесиках. Если неосторожный гость дотрагивался до груди животного, невидимая внутри сосуда из горного хрусталя вода неожиданно выплескивалась из трех расположенных сзади отверстий.
(не знаю, может быть где-то на хвосте эти отверстия находятся?).

Tischbrunnen in Gestalt eines Löwendrachens auf einem Wagen.
Mailand um 1650 (Милан, ок. 1650 г.)
Material/Technik: Bergkristall; Fassung: Silber, vergoldet, Gold, Email; Wagen: Bergkristall, Kupfer vergoldet
Maße H. 42,5 cm, L. 55 cm, B. 34,5 cm
Wagen: H. 7,2 cm, L. 55 cm, B. 34,5 cm

фото, тема

Previous post Next post
Up