Как зажигали люстры со свечами в замках и дворцах. О возжжении паникадила в церквях и соборах.

Feb 02, 2021 00:21

Иллюстрация из ж-ла 1897 года. Головокружительный эквилибр на лестнице.


Это весьма загадочная иллюстрация. На первый взгляд, это не просто церковь в Риме, это Собор Святого Петра в Ватикане, пространство перед главным алтарем.  Приблизительно вот так это выглядит. Можно сориентироваться по нише со скульптурой, похоже ли? Точного совпадения нет, но похоже.

Фото (с) excursiana.com



Статуя Святой Елены в соборе Святого Петра, работа выполнена скульптором Andrea Bolgi в 1635 году. Согласно преданию, Елена, мать императора Константина, предприняла раскопки на Голгофе, нашла крест Иисуса (Животворящий крест) и привезла его в Рим.



На старинных гравюрах в Соборе Святого Петра мне не удалось разыскать подобных светильников.
Interno della basilica di San Pietro a Roma. Giampaolo Pannini. Джованни Паоло Панини (1691-1765).



2019 год.
Высота центрального нефа базилики около 46 метров, под куполом до креста около 136 метров. Собор вмещает до 20.000 человек. При модернизации электрического освещения в здании специалистами компании OSRAM было положено почти 20 километров кабеля и установлено 780 специальных светодиодных ламп на высоте до 110 метров. Утверждается, что инновационные светодиодные источники будут светить в десять раз ярче, при этом сэкономят до 90 процентов эл. энергии. Сикстинская капелла получила новую систему освещения ещё в 2014 году.
А теперь представьте на месте специалиста компании OSRAM Торстена Мюллера группу поддержки эквилибриста с репродукции XIX века. Впечатляет?!



Фото (с) hohenzollern-schloss.de Замок Гогенцоллерн.



До появления электричества используемые в подвесных светильниках восковые свечи приходилось зажигать вручную.  На youtube есть информативное видео «Sachgeschichte - Kronleuchter», в котором демонстрируется четыре способа решения задачи. Перед нами Графский зал замка Гогенцоллерн, который необходимо подготовить к концерту. Зажечь свечи можно при помощи лестницы, но этот процесс требует достаточно длительного времени. Можно приспособить обычную зажигалку, закрепив её на подходящем по длине шесте. Третий способ - не лестница, а ходули, однако, на таком полу легко потерять равновесие. Лучше посмотреть 5-минутное  видео, но я для наглядности сделала gif-ки. Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=MOiFAq5reUc



Зажигалка на длинном держателе. Но процесс трудоёмкий, можно задеть и уронить свечу.

Более продуктивный и экономящий время способ предусмотрен самой конструкцией светильников. На немецком такое подъемное устройство называется Aufzug. Все люстры в зале опускают на удобную высоту, быстренько поджигают свечи, а затем, ориентируясь на отметки на троссе, осторожно поднимают сверкающие огнями люстры обратно. Важно, чтобы люстры были выровнены по высоте.
Время горения таких свечей - четыре часа, вполне достаточно для проведения концерта.




Сохранилось ещё одно интереснейшее описание. Петербург, середина XIX века.
Французский поэт и путешественник Теофиль Готье (1811-1872) «Путешествие в Россию»
Готье рассказывает про бал в Зимнем дворце и подробно об освещении Исаакиевского собора.
«Между тем бесчисленные свечи заполняли канделябры, шли шнуром по фризам или по контурам аркад. Белея, они выступали из перегруженных торшеров, как пестики из чаши цветов, но на их концах не дрожали сияющие звездочки. Подобный шуму падающей воды, уже слышался рокот приближающейся толпы. Император появился на пороге, и это было как «fiat lux» *. Чуть видный огонек побежал от одной свечки к другой, с быстротой молнии все разом зажглось, потоки света, как по волшебству, мгновенно залили огромный зал. Этот внезапный переход от полутьмы к самому яркому свету был настоящей феерией. Но в наш прозаический век нужно, чтобы всякое чудо было объяснено: нити пироксилина идут от свечи к свече, фитили пропитаны воспламеняющим­ся веществом, и огонь, зажженный в семи-восьми местах, мгновенно завоевывает пространство. Таким же способом зажигаются большие люстры в Исаакиевском соборе, с них свешиваются над головами верующих, словно паутины, нити пироксилина. Аналогич­ного эффекта можно добиться при помощи газового освещения, убавляя или зажигая его во всю силу. Но газ не применяется в Зимнем дворце. Здесь горят свечи из настоящего воска. Только в России и сохранился уклад жизни, при котором пчелы еще вносят свою лепту в освещение домов.»

Михай Зичи (1827-1906) «Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир-ад-Дина в мае 1873 года».
Хрустальная люстра в центре зала на 333 свечи. Всего, с учетом настенных канделябров и свечей на карнизе рядом со статуями античных муз,  в зале зажигали до 2500 свечей. В соседнем Николаевском, самом большом зале Зимнего дворца, одновременно горело 4000 восковых свечей. В настоящее время в Концертном зале установлены напольные электрические светильники, в центре зала - электрическая трехъярусная хрустальная люстра, боковые канделябры отсутствуют.



В Москве и Петербурге Теофиль Готье был зимой 1858/59 года.
Шарлемань А.И. (1826-1901) Невский проспект зимой. 1856 год.


Готье упоминает газовое освещение. К слову, первые газовые фонари в Петербурге были установлены на Аптекарском острове к осени 1819 года, могли появиться и раньше, если бы не война с Наполеоном. К 1850-ому их число в Петербурге достигло 800. Первые газовые фонари в Берлине, к примеру, появились в 1826 году. Готье пишет о применении газовых светильников в зданиях, внутри помещений, ему было на что ориентироваться. Можно привести пример, скажем, парижского Комеди Франсез: замена масляных ламп на более яркие газовые светильники в театре произошла еще до XIX века (об этом рассказывал архивист Парижской оперы Charles Nuitters (1828-1899)).
Теофиль Готье с упоением рассказывает о бале при свечах зимой 1858/59. Первые попытки газового освещения в Зимнем дворце были предприняты ещё весной 1837 года, однако, испытания были прерваны пожаром. После пожара император Николай I не желал слышать о газовых светильниках. Газовая проводка в отдельных помещениях Зимнего дворца была сделана при Александре II к середине 1860-ых. Но газовые лампы и фонари - это отдельная история.

Готье пишет о нитях пироксилина. Для быстрого зажигания свечей в люстрах использовали специальный шнур, которым последовательно оплетали фитили, а конец опускали вниз. Перед богослужением конец шнура поджигали, и пламя за считанные секунды охватывало все свечи.
«Исаакиевскому собору немного недостает света, или во всяком случае свет там распределен неравномерно. Большой купол наполняет волной дневного света центр собора, и четыре широких окна достаточно освещают купола колоколен, находящиеся по четырем углам здания. Но другие части всего обширного помещения остаются затененны­ми или получают свет лишь в некоторые часы дня, да еще от случайных скользящих лучей солнца. Это преднамеренный недостаток, ибо ничто не мешало сделать окна в стенах открытого со всех сторон здания. Архитектор де Монферран преднамеренно стремился к этой таинственной полутьме, благоприятной для религиозного впечатления и отрешенной молитвы. Но возможно, он забыл, что эта тень, столь соответствующая романской, византийской и готической архитектуре, менее удачна для помещений здания, сооружен­ного в классическом стиле, требующем света, здания, покрытого драгоценным мрамором, золотыми украшениями и настенной живописью, то есть снабженного всевозможного рода деталями, которые хорошо бы иметь возможность четко разглядеть. По-моему, было бы правильнее, соотнеся здесь все, одно с другим, добавить освещения через окна, прикрытые ставнями, навесами или плотными шторами, чтобы создать необходимую игру света и тени. При этом искусство очень бы выиграло. Дни в Санкт-Петербурге летом длятся долго, но есть и длинные зимние ночи, отнимающие и без того скупо струящийся с неба свет.
Между тем нужно сказать, что при сменах света и тени здесь происходят захватывающие чудеса. Если из глубины темных приделов смотреть внутрь часовни Исаакиевский собор Святого Александра Невского и часовни Святой Екатерины на их иконостасы из белого мрамора, украшенные золоченой бронзой, инкрустированные малахитом и агатом, живописью по золотому фону, и если на них падает луч света из большого бокового окна, их блеск буквально ослепителен. Обрамляющие их темные своды поразительно контрасти­руют с освещенными частями.»

Исаакиевский собор.  Из-под купола спускаются паникадила, теперь допускаются и повсеместно используются электрические лампы в форме свечей. Почитать бы где-нибудь, каким образом паникадила в соборе были переоборудованы под электрические свечи.



https://vk.com/@isaac_cathedral-lustry-isaakievskogo-sobora
«Одним из замечательных образцов литейного искусства стали паникадила Исаакиевского собора, каждое из которых весит 2,9 тонн! Они выполнены по рисункам Огюста Монферрана в 1857 году в Петербургском литейном гальванопластическом заведении и позолочены огневым способом и обошлись казне в 67 550 рублей.
Что бы усилить освещенность О. Монферран предлагал установить в соборе пятнадцать паникадил и разместить их следующим образом: «3 под арками в середине церкви, 6 под арками с правой стороны церкви, 6 с левой стороны церкви». Однако на такое количество светильников не дал своего согласия Николай I: «Главный архитектор предлагает 15 люстр, Государь Император изволил назначить только 7 люстр…».

Паникадила отлили из бронзы и в три слоя вызолотили «через огонь» червонным золотом высокой пробы. Цепи светильников выполнены из бронзовых золоченных прутьев.

Конструктивно люстры представляют собой несколько обручей с подставками для свечей, скреплённых с центральной несущей частью. Все детали соединены между собой винтами. В XIX веке люстры были закреплены на тросе, заведённом на барабан лебёдки на чердаке здания. В собор трос проходил через бронзовую позолоченную трубу.

Для установки свечей люстры с помощью лебёдки опускали на специальную подставку на полу собора. Каждая из 980 свечей устанавливалась в трубку-футляр на слабую пружину. По мере сгорания уменьшался вес свечи, и пружина поднимала её вверх до нужного уровня. Так обеспечивалось равномерное расположение свечей. В год проводилось не более 20 служб с зажжением всех семи люстр.»

Цитата о недостаточном освещении в Исаакиевском соборе, на которое обращал внимание и Готье:
https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/isaak-sobor
«Собор освещают семь бронзовых золочёных люстр на 980 свечей. Кроме них здесь имелись канделябры, но всего этого всё-равно не хватало для полноценного освещения. До появления электричества в храме (в 1903 году) было настолько темно, что росписи выше аттика не были видны. Староста собора Е. Богданович писал:
«Приближаясь к собору, прежде всего, поражаешься его обширностью и малым числом окон <...> Все эти окна в куполе мало дают света внутренней части храма, где стоят богомольцы, - так что гораздо больше освещается купол, занимающий сравнительно небольшое пространство, чем самый храм, отчего последний, со своими богатствами и художественными произведениями, теряет весьма много... Внутри храма поражает его примрачность.»
Проблему недостаточного освещения предлагали устранить хотя бы частично, путём пробивки окна в своде над алтарём. Но ради сохранения росписи свода от этого отказались.»

Свечи, сделанные из пчелиного воска или животного жира (сала), из парафина и стеарина, существуют уже более 5000 лет. В зависимости от их размера они могут гореть в течение нескольких часов или даже дней. Изобретение масляной и керосиновой лампы в начале XIX века привело к прогрессу в искусственном освещении. Каждый этап по-своему интересен.  О том, как электричество стало использоваться в соборах, постараюсь рассказать в следующей части. Трепетное пламя свечи создает определенную настроенческую атмосферу. Во многих церквях, католических или православных, ещё сохранились светильники со свечами. До сих пор вполне себе используются лесенки и лебедки. Старинные светильники стараются сохранить, а не переоборудовать.

P. S.
Полюбившиеся цитаты из путевых заметок Готье здесь: http://weblog.33bru.com/blog.kommentar.22593651.html
О природе, о погоде, о моде, о Неве, о работе туриста.

P.P.S.


Нашла описание этой иллюстрации на немецком.
Lichtanzünder in einer Kirche zu Rom. Holzstich nach E. Hosang. 1897
Beschreibung: Männer mit langer Leiter in luftiger Höhe, zünden Kerzen an (zvab)
Возможно, речь идет об этом художнике: Hosang, Ernst, Maler, Berlin. Geb. am 10. Februar 1857 zu Berlin. Besuchte die Akademie v. April 1874 bis Michaelis 1878.

светильники-лампы, старинные замки, гравюра, тема

Previous post Next post
Up