Электрическое освещение во дворцах и церквях. От масляных и газовых до светодиодных ламп (LED).

Feb 04, 2021 18:24

Развитие и внедрение искусственных источников света - масляных ламп, газовых светильников и электричества - в XIX веке происходило настолько стремительно, что не все успевали под эту стремительность подстраиваться. Большинство европейских монархов так и решилось перевести дворцовые постройки на газовое освещение, прежде всего из-за его высокой пожароопасности, но так же из-за весьма неприятного запаха.

Другое дело театры. Освещение театральных залов масляным газом (Ölgas) и позднее светильным газом, полученным из каменного угля (aus Steinkohle gewonnenen Stadtgas), становится всё более популярным с 1810-х годов. Применение газовых светильников для сценического освещения было оценено не в последнюю очередь потому, что подачу газа и, следовательно, яркость освещения можно было до определенной степени регулировать, создавая соответствующую сценическую атмосферу. Газовые светильники пришли на смену восковым свечам и масляным лампам. До появления газового освещения во время театральных представлений приходилось снимать нагар со свечей и подрезать ламповые фитили. Кроме того,  огни рампы представляли опасность из-за близости открытого пламени, актрисам в длинных платьях приходилось быть очень осторожными.
Слева: Rampenlicht. Карикатурист Honoré Daumier. 1858 год.
Справа: Осветитель снимает нагар со свечей, иллюстрация XVIII века. Изначально свет рампы состоял из ряда свечей на переднем крае сцены (на авансцене).





Газовое освещение по-прежнему основывалось на открытом огне, оно имело низкий уровень эффективности и не было особенно ярким. Актеры и музыканты в оркестровой яме страдали от жары, из-за поднимающегося горячего воздуха выступающие на сцене подвергались постоянному сквозняку. Сажа, вместе с большим количеством производимого диоксида углерода CO2, ухудшала качество воздуха в зрительном зале, запах сероводорода напоминал запах тухлых яиц. Осуществлялись попытки сооружения специальных вытяжных устройств. Французский физик Жюль Антуан Лиссажу в 1861 году разработал такую ​​систему для Парижской оперы. Рампы с вытяжкой были установлены в оперном театре Ла Скала в Милане в 1868 году и в Венской придворной опере. * источник: статья wiki «Rampenlicht».
Газовые лампы использовались в качестве основного источника света на сцене до 1880-ых. Лондонский театр «Савой», построенный в 1881 году, всё еще был оборудован газовым освещением, но уже имел прожектор из серии ламп накаливания изобретателя Джозефа Уилсона Суона (Joseph Wilson Swan). Эту иллюстрацию я нашла в работе Nihan OĞUZHAN (Стамбульский технический университет): The illumination of the new stage lighting and gas and electric lights at l'Opera, Paris. Date: 1887.
Справа: газовая лампа.



Крупным планом: замена газовых осветительных ламп на электрические, Парижская опера:




Мне было любопытно узнать, когда же электричество «зашло» во дворцы и храмы. Тут необходимо назвать имя американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона (1847-1931), который осенью 1978 года закончил работу над лампочкой накаливания с угольной нитью, ставшей одним из самых значимых изобретений XIX века. Честь изобретения принадлежит не только Эдисону, но и немецкому специалисту по точной механике Генриху Гёбелю, Гёбель был первым, кто догадался выкачать из стеклянной ламповой колбы воздух; русскому изобретателю Александру Николаевичу Лодыгину, он был первым, кто предложил нить накаливания делать не из угля или обугленных волокон, а из тугоплавкого вольфрама; про электрическую «бабочку-однодневку» - свечу Яблочкова все помнят и т.д. Но именно Эдисон придумал современную форму лампы, винтовой цоколь с патроном, вилку, розетку, предохранители. Он многое сделал для массового применения электроосвещения.

1878 год. Томас Эдисон представил свою лампочку в Вене. Известно, что император Франц Иосиф I боялся пожаров и не желал устанавливать газовое освещение в своих резиденциях. Он с большим воодушивлением принял новое изобретение и даже спонсировал электрическую выставку в Вене (Internationale Electrische Ausstellung, Wien 1883). Магия электрического света воспринималась эйфорически.  В 1873 году при первом общественном электрическом освещении в центре Вены «Neue Freie Presse» сообщила о цветных огнях электрических солнц (farbige Lichter der elektrischen Sonnen), которые осветили собор Святого Стефана волшебным сиянием.

Вот такую историю рассказывает один из руководителей венской компании по производству изделий из стекла и люстр J. & L. Lobmeyr Johannes Rath: «Ludwig Lobmeyr hat angeblich Thomas Edison zur Seite genommen und meinte: "Wir sollten aus Ihren kleinen hässlichen Glühbirnen etwas Prunkvolles machen. Wir werden einen Luster dafür entwerfen." In der Frühphase bestand der Prototyp der Glühlampe nur aus zwei unschönen Drähten. Die typische Schraubfassung gab es damals noch nicht, die kam erst gegen 1880.»
Людвиг Лобмейр (1855-1917) предложил Томасу Эдисону сделать что-нибудь роскошное из его маленьких уродливых лампочек. На начальном этапе прототип лампочки выглядел непривлекательно. Типичного винтового крепления тогда не существовало, оно появилось примерно в 1880 году.

Представленные на Международной выставке 1873 года в Вене люстры Лобмейера рассчитаны на восковые свечи. Фото: Weltausstellung in Wien 1873 J. & L. Lobmeyr  (c) blog.mak.a



В 1882 году Людвиг Лобмейр сконструировал первую электрическую хрустальную люстру. В 1883 - первый крупный заказ. Ему было поручено оборудовать обновленные залы Хофбурга первыми в мире большими электрическими люстрами. Лобмейр выполнил работу в сотрудничестве с Томасом Эдисоном.
Первая электрическая люстра Лобмейера. Der erste elektrische Kristallluster von Lobmeyr - entwickelt mit Thomas Edison - Fotos: Lobmeyr



Erste Internationale Elektrizitätsausstellung in Paris 1881.
Первая Международная электрическая выставка открылась 11 августа 1881 года в парижском Дворце индустрии на Елисейских Полях. В ней приняли участие Великобритания, США, Германия, Италия, Нидерланды и Франция. Томас Эдисон представил запатентированную им лампу с угольной нитью. 15 сентября 1881 одновременно с выставкой начал свою работу Международный конгресс электриков. Однако, поучаствовать в этом конгрессе могли лишь те ученые, которых делегировали государства-участники выставки, и никакой самодеятельности.
Düsseldorfer Volksblatt 18.8.1881: «Die Ernennung der Delegierten erfolgt durch die einzelnen an der Austellung beteiligten Staaten. Es können daher Gelehrte, welche nicht von der Regierung ihres Staates zur Teilnahme an dem Kongreß nach Paris entfendet werden, demselben auch nicht beiwohnen.»

Конечно, не только люстрами и светильниками всё ограничивалось. Вернер фон Сименс, к примеру, продемонстрировал на выставке первый электрический трамвай:
Straßenbahn mit Schlitzrohrfahrleitung von Siemens, Paris 1881


Летом 1881-го года компания Siemens открыла в пригороде Берлина Лихтерфельде первый в мире участок электрической железной дороги (elektrische Eisenbahn) длиной 2,5 км. Первые образцы движущихся по токопроводящим рельсам трамвайных вагонов компанией Siemens были представлены в Берлине ещё в 1879 году.
Цитата: «Grundriss der Experimentalphysik und Elemente der Astronomie...» Hermes Oswald und Jochmann Emil. 1890. (HHU)


В начале XX века для трамвая использовалось название «Trambahn», «Trambahnwagen», сейчас такого и не услышишь, только «Straßenbahn», а словосочетание «электрическая железная дорога» воспринимается скорее как игрушечная ж/д.

Electricitäts-Ausstellung in München 1882.
Вторая* Третья Электрическая выставка была проведена в 1882 году в Мюнхене.  Организатором этой, первой в Германии, выставки был Оскар фон Миллер, впоследствии основавший Немецкий музей.

* Если верить статье в дюссельдорфском еженедельном приложении «Der Erzähler» за 09.09.1882, вторая электрическая выставка была проведена в Лондоне, о ней в википедии ни на русском, ни на немецком на данный момент не упоминается. В Мюнхене в 1882-ом была организована уже третья по счету выставка: «Am 16. September wird im Glaspalaste im München, nachdem Paris und London den Reigen eröffneten, die dritte internationale Elektricitäts-Ausstellung eröffnet werden.» Не только имя Эдисона называли газеты при описании залитого электрическим светом мюнхенского Стеклянного дворца, примыкающих к выставочным залам галерей и сада. Таким вот образом в статье перечислены имена учёных и инженеров: Edison, Brush, Schuckert, Riedinger (Siemens), Schwerd, Fein, Schulze, Crompton, Einstein, Jablochkow, Solignac u. s. w.


По Мюнхену разъезжал автомобиль (Beleuchtungswagen von Schuckert), на котором была установлено легко транспортируемое, предназначенное для военных целей и для строительных площадок, осветительное устройство, при помощи которого наполнялись светом различные улицы и площади города. Riesen-Reflektor-Lampe в 10 000 свечей была установлена на крыше Стеклянного дворца.
München, Glaspalast. 1882.


Динамо-машины, аккумуляторы, телефоны, различные электрические лампы. Все в основном обсуждают вот этот водопад. Француз Marcel Deprez стремился доказать, что электричество высокого напряжения можно транспортировать по воздушным линиям. В Мисбахе, на расстоянии в 57 километров от Мюнхена, работала динамо-машина мощностью всего две лошадиные силы, она генерировала около 1500 вольт постоянного тока, речь о вращаемом паровой машиной генераторе постоянного тока. Ток по телеграфным проводам доставлялся в Glaspalast и там приводил в движение двухметровый искусственный водопад. Несмотря на то, что через восемь дней генератор вышел из строя, данное событие рассматривается как создание первой ЛЭП постоянного тока. Одной из главных достопримечательностей Мюнхенской выставки 1882 года была передача оперной музыки по телефону (Opernmusik per Telefon). Это представление вызвало не меньшее восхищение, чем водопад, приводимый в движение электрической энергией.


Но я-то рассказываю про лампочки, люстры, канделябры! Смотрите внимательнее. Видите сияние вокруг увенчанного крестом выставочного павильона? С этого самого момента и началось использование электричества в культовых зданиях и сооружениях.
München, Glaspalast. 1882.


На Мюнхенской выставке электротехники в 1882 году ассортимент изделий для церковного искусства был высоко оценен и рекомендован.  Газеты сообщали о сенсационном эффекте, который произвела на посетителей Rosenkranz-Madonna, резьба по дереву в стиле эпохи Возрождения была окруженна венком из железных кованых цветов, в цветы были вмонтированы лампочки из цветного стекла. Если присмотреться к изображению на литографии, можно заметить, что украшенная электрическими лампочками Rosenkranz-Madonna очень напоминала «Мадонну в цветочном венке»  Петера Пауля Рубенса, 1620 (Старая пинакотека, Мюнхен).
На протяжении столетий в христианском искусстве предпринимались многочисленные попытки изобразить божественный свет с помощью разнообразных художественных методов с применением сусального золота, различных мозаик, и вот ореол «действительно» засветился с помощью электрической лампочки.
Рассказ о Мадонне, окруженной электрическими лампочками, я нашла в книге ⊗ «Die Kunstgeschichte ergänzen: Buntmetall und elektrische Glühbirnen» von Martina Griesser-Stermscheg, Gabriela Krist. Благодаря сохранившейся на ebay иллюстрации этот рассказ стал зримым.

Вена. Собор Святого Стефана
Католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Ежегодно собор посещают 5,2 миллиона человек. «1906 erhielt der Stephansdom eine elektrische Innenbeleuchtung» В 1906 году собор Святого Стефана получил внутреннее электрическое освещение. Свет воспринимался как «чудо».  Судя по цитате: «Die Lichtregie vor und während den Gottesdiensten war einprägsam und gestaltete sich durch die gleichzeitige Nutzung von Kerzen, Gas und Strom abwechslungsreich» - освещение  во время богослужений было разнообразным благодаря одновременному использованию свечей, газа и электричества. Собор освещают 22 исторические люстры, подаренные Марией Терезией. Они сохранились и на каком-то этапе были переоборудованы - электрические лампочки имитировали свет свечей. В 2018 году в соборе установили новую систему освещения (LED-Birnen). В 2018-ом писали, что предыдущее освещение прослужило 70 лет (nach 70 Jahren erhielt das Wahrzeichen Österreichs eine neue Innenbeleuchtung), то есть было установлено в 1950-ых.
Мои фотографии 2017.









В 2018-ом старые электрические лампочки в светильниках заменили, исторические люстры Марии Терезии оснастили светодиодными свечами, которые по внешнему виду трудно отличить от настоящих восковых свечей. Вот здесь можно посмотреть на возможности нового освещения собора:
https://www.austria-architects.com/de/podpod-design-wien/project/der-stephansdom-zeigt-sich-in-neuem-licht










Donaufelder Kirche, seit 1. Juli 1914 „Zum heiligen Leopold“
Церковь в Вене с потрясающими электрическими светильниками в стиле модерн! Закладка первого камня произошла 6 июня 1905 года, построена к 1914-му. Светильники / паникадила в этой церкви изначально создавались как электрические.




Овечки на светильнике прекрасны. И ангелы с электрическими лампочками потрясающе смотрятся!




Фото: википедия. Фигурка Мадонны совсем маленькая (видна на фоне круглого окна).



Лампочки вокруг Марии горят, редкий кадр. Adventkonzert 2008 Фото (с) transdanubien.net




Цитата ⊗:
«Andererseits stellt die Rosenkranz-Madonna die ikonographische Mutter des Herz-Mariä-Leuchters in der Donaufelder Kirche dar. Darüber hinaus ebnet sie den Weg für spätere, heute noch beliebte Darstellungen von meist farbenfrohen Madonnen-Inszenierungen mit Glühbirnen, beispielsweise von Lourdes-Madonnen.»


Речь об электрических светильниках: Die Donaufelder Leuchter Herz Mariä und Herz Jesu vom Bildhauer Artur Kaan. В книге ⊗ обращается внимание на сходство, на общий принцип оформления, скульптуры Rosenkranz-Madonna, которая вызвала восторг на выставке 1882 года в Мюнхене, и светильника Herz-Mariä-Leuchter в церкви в Вене. Пояснить некому, насколько могу понять, светильники «Сердце Марии» и «Сердце Иисуса» расположены симметрично, видны на фото по обе стороны от центрального нефа:
Фото: википедия.



«Сердце Марии» в сиянии электрических лампочек. Adventkonzert 2013.
Справа: светильник «Сердце Иисуса» и рождественский венок тоже попал в кадр. Adventkonzert 2014




Петербург. Спас на Крови.
Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907, собор был освящен в 1907 году. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано.
Василий Авсеенко
ИСТОРИЯ ГОРОДА С.- ПЕТЕРБУРГА в ЛИЦАХ И КАРТИНКАХ 1703-1903
Глава VIII
«Между тем, столичные газеты объявили о конкурсе на созда­ние храма-памятника. Победителем его стал проект академика А.А. Парланда и архимандрита Троицко-Сергиевской пустыни Игнатия. Будущий храм решено было освятить во имя Воскресе­ния Христова. В народе, однако, больше прижилось другое его на­звание - Спас-на-Крови.
Строился собор целых двадцать четыре года - с 1883 по 190/ годы. Впервые в истории петербургской архитектуры при строи­тельстве его был применен бетонный фундамент. Хитроумная система гидроизоляции подвалов, паровое отопление, электриче­ское освещение при помощи 1689 ламп, молниезащита и прочие со­оружения позволяли считать его вполне современной постройкой.
<...>
Замечательно, что из 5 миллионов рублей, которые потребо­вались на возведение и отделку этого уникального свидетельства трогательной любви русского общества к Царю-Освободителю, 580 тысяч были покрыты за счет пожертвований горожан. В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. В Пе­тербурге на таком особом положении к тому времени находился лишь один Исаакиевский кафедральный собор.»

Исторические светильники не сохранились. Копии смотрятся восхитительно. Мои фотографии 2016 года.







Вот, где я обратила внимание на электрические свечи, так это в Кафедральном Соборе Феррары. Basilica Cattedrale di San Giorgio Martire 12 века. Особенно на электрические свечи перед мраморным алтарем Altare della Madonna delle Grazie и на канделябры с фигурами архангелов.






Электропроводка произведена по всем понятной технологии. Фото: осень 2018.


В 2019-ом в соборе провели модернизацию и ремонт, не знаю, сохранились ли эти провода.

Нашла в сети фото, можно оценить размер светильников-Ангелов (Архангелов?).



Мраморный алтарь восемнадцатого века Madonna delle Grazie, работа Agapito Poggi. Кафедральный собор, Феррара.
Свечи на переднем плане настоящие, свечи у алтаря электрические.



Ритуал зажигания свечей. Границы допустимого. Не слишком ли всё далеко зашло?
Епархиальный Съезд 1914 года признал использование электрического освещения в российских церквях допустимым («только отнюдь не пред иконами святыми»). О том, какие переживания и споры вызывало новшество, лучше всего написал художник Виктор Михаилович Васнецов (1848-1926): «По существу, конечно, против электричества не имеется возражений - никакого греха в нем нет. Возражения могут возникнуть только на почве церковного обычая и предания, в связи с символическим значением свечи и лампады (масла), а также с молитвенным настроением молящихся. Конечно, человек может ко всему привыкнуть - может привыкнуть и к электричеству в церкви, взамен восковых свеч и масла; но человеку искренне религиозному и молитвенно настроенному едва будет по душе молиться в храме, освещенном электричеством, - светом, перенесенным в храм Божий с улицы, из театра, вокзала, кинематографа, ресторана и тому подобного развлекательного учреждения!» Источник:  https://studfile.net/preview/5900429/page:52/

Каждый предмет в храме что-то символизирует, особенно зажженная свеча. Нынешний предмет спора:
«Уже во многих костелах Италии, Испании и других странах Европы можно обнаружить «электроподсвечник». Бросаешь монетку - и на подсвечнике на определенное время загорается лампочка. Логика западного человека очевидна: нет копоти и чада, не нужно тратить деньги на постоянное обновление потолка и стен. Наконец, это удобно, современно и гигиенично. «Священнические ноу-хау и его границы». Священник Сергий Бегиян 2018»
В сети такие электрические свечи называют «святодиодами».

Священник собора Святого Стефана Dompfarrer Toni Faber (Radio Wien 2013) категорически против зажигающихся при бросании монетки электрических свечей, таких как в Италии или Испании:
«Elektrische Kerzen wie in Italien oder Spanien kommen für den Dompfarrer nicht in Frage. „Unserem kulturellen Standard entspricht es glaube ich einfach nicht, eine Münze einzuwerfen und dann zwei Stunden ein elektrisches Licht brennen zu haben. Das ist ein Niveau auf das wir uns nicht begeben haben“, sagte Faber. Auch die Rußbelastung für den Innenraum sei überschaubar».
А между тем, поговаривают, что и монетки нынче не нужны, исчезли и ящички для сбора денег, существуют более современные и технологичные модели с сенсорными экранами - просто налей воды достаточно просто провести по экрану кредитной картой. Некоторые считают, что нет смысла противостоять прогрессу.
2014 Бергамо, подсвечник, работающий с кредитной картой был удален после спора (Bergamo, il candelabro funziona con la carta di credito: rimosso dopo le polemiche)


Münchner Dom 24.12.2019 SZ.de Domzeremoniar Bernhard Stürber высказывал мнение о недопустимости электрических свечей в висящем над алтарем Адвентском венке: три метра в диаметре, 150 килограммов весом, каждая из четырех свечей весит десять килограммов. Stürber полагает, что электрические гирлянды для рождественских ёлок вполне допустимы, а вот для рождественского венка - нет. Потому что ёлки не литургический элемент, а просто украшение.

Часть 1:
Как зажигали люстры со свечами в замках и дворцах. О возжжении паникадила в церквях и соборах.

светильники-лампы, фото, гравюра, тема

Previous post Next post
Up