Этнографический музей "Старая Сарепта" - в гостях у немцев

Mar 01, 2013 20:01

Есть на территории Волгограда уникальный не только для Нижнего Поволжья, но и, наверно, для всей страны музей - историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта". Ведь именно сюда, в далеком 18 веке, по приглашению императрицы Екатерины Великой приехали гернгутеры - представители протестанских религиозных общин из нынешней Германии для "обращения в веру" братьев степных - калмыков.



И вот на месте бывшего поселения гернгутеров и находится музей "Старая Сарепта". Историко-архитектурный комплекс Сарепты уникален не только для России, но и для Европы - в мире почти не сохранилось подобных архитектурных комплексов.

В Сарепте впервые в регионе:
• Был построен водопровод
• Открылась первая табачная фабрика
• Стали культивироваться кормовые травы
• Применены западно-европейские строительные технологии
• Заработал винокуренный завод. Вина, настойки и знаменитый сарептский бальзам пользовались большой популярностью
• Дал концерт духовой оркестр
• Был первый и долгое время единственный в регионе орган
• Появилась мастерская по изготовлению музыкальных инструментов
• Была собрана уникальная коллекция материалов по культуре, религии и быту калмыцкого народа
• Созданы еще в 18 веке школы для мальчиков и девочек
• Наладилось горчичное производство (сначала ручное, затем на кухонной тяге и, наконец, паровое)
• Был построен керамический завод по производству черепицы
• Промышленным способом изготовлены ткани: сарпинка, шелк, бархат
• Открылся курорт (лечились минеральной водой и лечебной грязью)
• Появилась первая паровая машина
• Использовались вязальные и швейные машины
• Был построен первый на Волге механизированный порт
• Появились газовые фонари
• Было построено за рекордный срок столь сложное и протяженное гидротехническое сооружение - ВДСК
• Открылся первый в области архитектурный музей-заповедник.

Экскурсию для нас провел заместитель директора музея по научной работе к.и.н. Андрей Витальевич Курышев - спасибо ему огромное.



Мы начнем с самого "верха" - полезли на колокольню кирхи:
1.


2.


3.Площадь Свободы. В дореволюционные времена она была торговой площадью. В ведении музея находится 27 зданий.


4. Крыша кирхи и соседнего здания


5. А это удивительное здание - здесь останавливался наследник Российского престола великий князь Александр


6. Эти три здания принадлежат в настоящее время военкомату, но у музея есть свои виды на них.


7. Хотел ударить в колокол. Но меня "братья" не поняли бы :)


8. Кстати, вот и лесенка туда


9. Печь?


10. Кирха внутри (вид с хоров)


11. Жизнь в колонии строилась по своим законам. Жители делились по половому и социальному признакам. Были община незамужних сестёр, община неженатых братьев, община вдов и т.д. Всем этим общинам отводилось своё место везде - были отдельные дома, а в кирхе левая сторона от алтаря считалась женской, правая - мужской. В наш поход мы поднялись на хоры, которые отводились неженатым братьям, то есть стояли на "мужской" стороне кирхи.


12.


13.


14. Слушаем рассказ о жизни поселенцев


Интересно было слушать про необычный свадебный обряд. Поскольку мужчин в колонии было меньше, чем женщин, практиковались свадьбы по жребию. Право участвовать в жребии получал не каждый - надо было его ещё заслужить. Мужчина для этого должен был иметь свой дом, своё дело. Женщина - уметь готовить, шить и выполнять другую работу по дому. В день, который назначали для проведения церемонии, в кирху приходили те, кому было дозволено участвовать в жребии, писали на бумаге свои имена и бросали в урну или шапку. Потом к этим шапкам подводили четырёхлетних мальчика и девочку, которые тянули из шапок бумажки с именами. Пастор не разворачивая бумаг перевязывал их ленточкой. Потом в торжественной обстановке бумаги разворачивались и пары объявлялись мужем и женой. Отказаться от выбора было невозможно - за это полагалось изгнание из общины и конфискация всего имущества, что на чужбине и без знания языка означало голодную смерть. Кстати, изгнание практиковалось почти ко всем ослушникам. Немцы жили очень строго и карали за проступки по всей строгости. Для выявления нарушителей, например, ночью ходил "патруль" из пожилых людей и акушерки. Если что-то в поведении проходивших (уже подозрительно, что они ночью на улице) казалось подозрительным и намекало на грех, акушерка могла на месте провести освидетельствование.

15. Спускаемся


16. При входе в зал висит вот это:


А вообще, нам там сказали, что съемка - платная. За каждый кадр нужно было платить по 10 рублей. Но после некоторых переговоров, разрешили и так пофоткать.

17.


18.


19.


20.


21. "Советское" и "немецкое". Символично, мне кажется...


22.


23. Музей входит в перечень объектов исторического и культур¬ного наследия федерального (общероссий¬ского) значения.
Но из-за того, что музей - федеральный, область не имеет права давать ему деньги. А Минкульт, видимо, не хочет... А статус музея не позволяет пускать на собственные нужды, например, доходы от сдачи помещений в аренду
Поэтому мы видим то, что видим:


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30. Они еще есть! :)


31. А мы пойдем в аптеку


32.


33.


34. Пузырьки, колбочки - неизменные атрибуты аптек тех времен


35.


36. В одной половине аптеки располагалась кофейня - там посетилели ждали, пока врачи смешают нужные составы и приготовят нужное лекарство. А в другой части - жилые помещения


37.


А сейчас мы пойдем в Дом Гольдбаха. Когда-то братья-генгутеры решили на этом месте поставить жилой дом, но потом передумали и построили магазин. Сейчас внутри этого здания находится несколько выставок, посвящённых истории поселения, промышленности колонии гернгутеров, винный подвал.

В зале с выставкой "Сарепта: поселение и крепость" экспозиции с оружием и предметами быта немецких поселенцев, а также макет поселения.

38.


39.


Расположение построек было интересное - в форме креста. Нижняя его часть упиралась в Волгу. Всё пространство до поперечной перекладины отводилось ремесленникам. В том месте, где у креста перекладина, жила элита - пасторы, аптекарь, купцы, крупные промышленники (на территории колонии действовало несколько заводов - гвоздильный, три винодельческих, горчичный и др.). Сразу за кирхой (выше перекладины) начиналось кладбище. Андрей Витальевич затронул тему о мировоззрении гернгутеров по поводу смерти. Как выяснилось, смерть рассматривали, как радостное событие. По мнению гернгутеров основная цель жизни человека заключалась в приближении к Христу, но в то же время считалось, что при жизни единения с богом достичь невозможно, поэтому смерть - это главное событие, именно оно даёт, наконец, получить желанное. Поскольку смерть для них не являлась трагедией, похороны становились чем-то вроде праздника - надо было приходить на них нарядными и радостными.

В ходе экскурсии выяснилось, что в первые годы колонистам приходилось противостоять коренному населению - калмыкам, которые норовили угнать коней, обобрать поле, сняв урожай. В результате миролюбивые братья построили крепость, вооружились пушками и в дополнение к этому получили в помощь по велению Екатерины волжских казаков. Когда к Сарепте подошли войска Пугачёва, колонисты по воде отправили женщин и детей в Астрахань, а сами (60 мужчин) остались прятать добро. В результате пугачёвцам почти ничего не досталось. В отместку за это они испоганили всё, что смогли.

40.


41. Герб Сарепты


42. В Сарепте была очень развита промышленность - ткацкое производство, кузнечное производство, швейное производство, кондитерское производство.


43.


44. Ну и кто не знает Сарептскую горчицу?!


45. Пойдем в винный погреб


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53.


54. Ну и еще немного:


55.


56.


57.


58. За проведенную экскурсию хочу поблагодарить блог "Старой Сарепты" - alt_sarepta, руководство музея. У них очень много планов по развитию музея, искренне желаю им удачи!


59. Так же спасибо svetoch31 - курсивный текст - её.


1. Какая она, Волгоградская область?..
2. "Сердце" Волгоградской области

фоторассказ, музей, имидж, туризм, 34_region, блогеры, Волгоград, волгоблогеры

Previous post Next post
Up