В прошлой записи неоднократно упоминалось, что мордва - наиболее близкий для русских неславянский этнос. Близкий антропологически, исторически и просто территориально. Но, по сути, это абсолютно ничего не значит. Даже больше: скорее, не русские выбиваются из славянской группы, "корефанясь" с угро-финнами, а мордва имеет слишком много общего со славянами (не только русскими, но и белорусами). Уверенность в этом лишь нарастает, когда всё больше узнаёшь о ближайших финно-угорских соседях мордвы. Марийцы - особенные, почти ничем на русских непохожие.
Кликабельно (перезалито 15.06.14):
○ - городские округа
□ - прочие крупные города или пгт
Численность марийцев, или мари, - что-то около 550 тысяч человек. Не так много, как в 2002 году, когда их обнаружилось на 50 тыс. человек больше, но российские народы за эти 8 лет познали и куда более болезненные депопуляции. В Марий Эл удельный вес этого этноса - 43%, причем достоин внимания удивительный факт: за последние 50 лет, то есть 6 переписей кряду, процент марийцев, русских и татар в республике остается абсолютно неизменным! 43-47-6 от переписи к переписи, от десятилетия к десятилетию. Видимо, свою роль играет тот факт, что за послевоенные годы в Марий Эл так и не нашли ни нефти, ни газа, ни золотых гор. Не обладает регион и каким-нибудь мало-мальским стратегическим значением, чтобы возникала необходимость в наполнении его людьми из других регионов. Так что как жил Царевококшайский край небогато и за счёт сельского хозяйства десятки лет назад - так фактически живёт и сегодня. Ну а раз так, то с чего меняться национальному составу?
Расселение
По примеру эрзян и мокшан, марийцы также не желают быть односложным этносом. Первой и достаточно малочисленной группой являются горные мари, второй и куда более крупной - луговые (или лугово-восточные). Забавный парадокс заключается в том, что горные живут на берегу Волги, где никакими горами и не пахнет, зато часть луговых обжили предгорья Урала. Выделяют даже луговомарийский и горномарийский языки, но тут всё не так очевидно, как с эрзянским и мокшанским.
Примечательны взаимоотношения марийцев с Российским государством времен Ивана Грозного. Говоря начистоту, взаимоотношения эти заключались в бесконечных махачах. Черемисы, как их звали раньше, ни в какую не желали принимать московское подданство: они сражались в одиночку, они пополняли армии татар, когда Казань ещё была влиятельной силой, бросали свои земли и бежали в район Южного Урала, прячась в глубине огромных неизведанных лесов...пожалуй, ни с одним волжским народом (окромя, естественно, татар) Россия не натерпелась столько хлопот в процессе колонизации. Достойно уважения.
Горные марийцы, несмотря на то, что "горный" это обычно синоним буйного и неподвластного, приняли российскую сторону почти сразу. Сегодня основной ареал их обитания - три самых западных района Марий Эл, с культурным центром в Горномарийском (какая неожиданность) районе, где удельный вес мари один из самых высоких в стране. Не совсем понятно, что в составе республики забыл Юринский район с его 93% русских, он даже географически выглядит как оторванный кусок центральной Нижегородчины.
Соответственно, вся центральная и восточная части республики - это вотчина луговых марийцев, тех самых непокорных товарищей, которые составляли ударную силу казанского войска. Ядро луговых мари в целом выглядит достаточно благополучно - во всех сельских районах тех мест они формируют большинство (кроме татарского Параньгинского района, впрочем и там >40%), из них в 4 районах большинство с более 70%; сильной депопуляции нет.
Почти у каждого из волжских народов лишь половина этноса проживает в отведенных им автономиях. Исторически обстоятельства сложились так, что и у марийцев значительный пласт этноса живёт на удалении, иногда за сотни километров от исторической Родины.
Ближайшие к республике - костромские марийцы - обитают на селе преимущественно в двух районах, где имеют 10-20% удельного веса. Забавно, но в Костромской области никаких марийцев и в помине нет, упомянутые районы - это северо-восток Нижегородчины. Раньше это была Костромская губерния, затем границы поменялись, а вот название прицепилось вплоть до сегодняшних дней. Относятся к горной подгруппе.
Крайне интересен национальный состав юга Кировской области. Если центральная часть региона абсолютно однородна и этим тяготеет к средней полосе, то южнее русские лишь "одни из". Шутка ли - 4 района с 20+% марийцев и ещё 4 с 10+%. Районы, правда, малолюдные и очень бедные. Немного странно, что при создании автономии эти коренные северные земли не стали включать в состав республики, зато на западе впихнули чужеродный Юринский район.
Глядя на характер расселения восточнее Марий Эл, можно в прямом смысле рассмотреть историю - историю вышеупомянутого бегства части марийского народа от наступающих царских войск. Тонкий ручеек просачивается между землями двух народов - удмуртов и татар, формируя 10+% в суммарно трех районах на северном берегу Камы. Много районов с бирюзовой окраской.
Но земли те уже были обитаемы и заняты, поэтому луговые марийцы уходили всё дальше, пока не осели восточнее, на незаселенных тогда просторах. Сегодня каждый пятый мариец мира является жителем республики Башкортостан, представителем восточно-луговой подгруппы. Мишкинский район может похвастаться аж 72% процентами марийцев, помимо него есть два района с 40-45%, а также около десятка муниципальных образований с меньшим, но заметным удельным весом марийцев.
На примере северной Башкирии подтверждается тезис о том, что куда легче сохранять свою идентичность в мультинациональной среде, чем скажем, в двунациональной. В 2010 году, по сравнению с 2002-м, марийцев стало меньше и в России в целом, и в Марий Эл в частности. Совершенно иная ситуация в Башкортостане: здесь марийская диаспора уже на протяжении 30 лет держится в районе 105 тысяч человек, благополучно пережив и перестройку, и лихие 90-е. Приятно посмотреть.
Если марийцы с башкирских земель хорошо известны и описаны, то юго-запад Свердловской области удивил. Как видно, особо упёртые марийцы добрались и туда;) Эти места также очень многонациональные, в 2 районах удельный вес марийцев достигает 10-20%, а в сумме с татарами они формируют до половины тамошнего сельского населения. Вместе с несколькими марийскими деревнями на юго-востоке Пермского края, эти районы - место проживания уральских мари.
Интересные анклавы
Их у марийцев почти нет. Понятно, что в 19-20 веках ни о каком сопротивлении центральной власти речи уже не шло, но участия в освоении Сибири этот народ почти не принимал. Очень мало их и в столичном регионе, несмотря на то что он в одной ночи пути на поезде. Марийцы сильно привязаны к своим землям, это заметно.
Хотя один необычный анклав база данных всё же показала:
Октябрьский район Волгоградской области. Два небольших села - Самохино и Жутово 2-е, в каждом из которых проживает чуть меньше сотни марийцев. Район очень южный, на границе с пустынями Калмыкии. Ну вот что они там делают?
Прогноз
Большим плюсом марийцев является скучкованность проживания: они до сих пор в большей степени, чем другие, продолжают вариться в моноэтнических деревнях на сравнительно небольших территориях. Это позволяет бороться с ассимиляцией успешнее, чем прочим фино-угорским народам. И не только это:
Марийцы, несмотря на то что живут на северо-западе Поволжья, имеют достаточно весомый монголоидный компонент, весомее он только у башкир. Темные волосы, характерные черты лица, иногда и смуглая кожа помогают избегать тотальной, поголовной ассимиляции славянским окружением. Хотя светловолосых и нераскосых тоже хватает, просто их меньше, чем у мордвы или удмуртов.
Привязанность к деревне, однако, имеет обратную сторону медали: марийцы очень слабо урбанизированы, у них, как и у мордвы, нет "своих" городов. В Йошкар-Оле аборигенов лишь четверть, в Волжске - и вовсе 13%, едва ли не меньше, чем татар. Прочее в республике - не города, а большие деревни. Чуть скрашивают картину башкирские Бирск (те же 13%) и Нефтекамск (тут уже повеселее, это, немного-немало, стотысячник), где мари 10%. Но и этого всё равно недостаточно, в 21 веке село не способно в одиночку создать конкурентоспособную среду для своих обитателей.
Ну и конечно, главный фактор, который позволяет марийцам не забывать, что они марийцы - это их религия. Пусть её сегодня придерживается лишь очень небольшой процент народа, но на подсознательном уровне влияние куда шире, и это лучше, чем ничего. То, что языческие традиции были сбережены несмотря на сотни лет христианизации, и не где-то в Сибирской глуши, а под боком Центральной России - это воистину уникально. У юзера
varandej есть великолепный
пост, повествующий о священных рощах, обрядах и богах Марийской Традиционной Религии. Потрясающе.
В качестве итога. Перед марийцами угроза ассимиляции стоит не так остро -это хорошо. Но на первый план выходит низкое социально-экономическое развитие, следствием которого являются упадок деревни, высокий уровень смертности и прочие атрибуты - это плохо. От депрессивности национальному самосознанию вреда куда больше, чем пользы.
ЗЫ Помимо традиционной религии Марий Эл примечательна и маразмом амбициями своего губернатора. Можно относится к этому по разному, но Набережная Кокшаги - уникальный проект, за которым однозначно стоит последить. Как говорится, кто был в Йошкар-Оле, тот в Грозном не смеется.
Все карты могут быть использованы по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 3.0 Unported