Nov 08, 2011 12:44
Постоянно приходится сталкиваться с высказанными разными людьми в интернете мыслями, что все наши беды от коррупции. Ну то есть вот берут люди и говорят, в Хельсинки дорогу стоит построить 100 баксов за километр, а у нас - 1000 баксов. И на основе этого делают вывод, что 900 баксов украдено.
Я бы сказал что люди у нас просто фантастические оптимисты, если правда в это верят. Думаю сказывается особенность человеческой психики - нежелание верить в худшее.
А ведь все гораздо хуже.. дорога стоит тысячу, а не сто баксов не только и не столько из-за коррупции, сколько из-за убогой экономики страны, его убогого законодательства, в том числе в сфере техрегулирования. Возьмите и оцените на досуге - что надо сделать чтобы построить дорогу. И сравните, как это сделать в Финляндии и как это сделать у нас. Вот например в Финляндии песок и щебень будут возить грузовики Вольво, а у нас - Камазы. Насколько это поднимет расходы на топливо, на ремонт? Или какова у нас плотность асфальто-бетонных заводов на единицу площади, а какая в Финляндии? То есть насколько у нас будет дороже логистика? Ну или какой марки могут поставить бетон наши заводы, а какой там? Просто потому что заводы при царе горохе построены были и на ладан дышат? То есть инфраструктура, сама система экономики страны не позволяет делать дешево.
Это просто пара вопросов по структуре затрат, самых что ни на есть прямых. А вот теперь возьмем ФОТ. У нас он имеет просто гигантские ставки, при крайне, просто запредельно низкой производительности труда. Вы никогда не замечали того, что в нашей стране люди как-то не склонны работать? Ну то есть они, конечно, ходят на работу.. но работают ли они там? Или ищут все мыслимые пути от нее отвертеться? В нашей стране, к сожалению, работать вообще не принято.. а вот в Японии - принято. В Европе много лучше с производительностью труда. Даже в Китае лучше. А между тем социальные расходы, расходы на ФОТ - просто ключевые в большом числе инфраструктурных проектов. Причем у 99% работников позиция "за такие гроши скажите спасибо что я вам вреда не делаю!" Но место работы не меняют. Проще говоря вредят таки занимая чужое место..
А к этому стоит прибавить и отсталые нормы техрегулирования, и не эффективность законодательной базы в целом. Мы может и хотим все строить автобаны как в Германии, но по тем нормам что у нас есть можно строить что-то мягко говоря другое. Или нормы по оплате в законах - это что секрет, что в Европе большая часть трасс - платные? И что альтернативы им по сути при перемещениях на сколь угодно значимые расстояния просто нет? У нас же из любви к людям, а проще говоря популизма, трассы не делают платными. Или приплетают необходимость полного дублирования бесплатной альтернативой, или еще чего-то удумывают.. При том, что платные дороги, платные парковки - все это надо было вводить 20 лет назад, дотируя, но постепенно выводя на уровень 100% оплаты пользователем. Но у нас то ничего этого не делалось, и сейчас толком не делается.
И вот теперь я задам вопрос - вы правда думаете что именно коррупция главная причина того что километр дороги у нас и у финов стоит по разному? Я бы рад был так думать.. но реальность не позволяет. Боюсь что первое место прийдется отдать низкой производительности труда, неразвитой инфраструктуре и отсталому, зачастую популистскому, законодательству. Коррупция есть, и она вносит свой негативный вклад - не спорю, бороться с ней надо - совершенно верно. Но только не надо всерьез питать розовые иллюзии, что если завтра страну возглавит Навальный, то в ней послезавтра километр стройки дорог станет стоить как в Хельсинки.
экономика,
мысль