Маршрутоуказатели, продолжаем

Jun 12, 2011 14:05

Некоторое время назад мы разобрали обычные маршрутоуказатели. Сегодня попробуем разобраться с электронными (ЭМУ). Тут дело обстоит сложнее, так как оно сильно завязано на возможности самих устройств, которые могут далеко не все, а так же предпочтениями о том, как и что с ними делать.


Лично мне больше всех Селен, АГИТов и Искр нравятся маршрутоуказатели на БКМовских трамваях. Честно сказать, я так и не узнал, кто производитель этой прелести. Но мне это, увы, с практической точки зрения, и не зачем - в Самаре таких нет и не будет. Самый бессмысленный и идиотский ЭМУ, который я видел имеет место быть на московских ЛМ-2008. Мне кажется, что хуже сделать невозможно в принципе, даже ели задаться целью. Но все же пойдем по общим принципам.

Маршрутоуказателей, как и в случае "не электронном", всего три - фронтальный, боковой и задний. Плюс, как правило, добавляется бегущая строка в салоне, в сочетании с автоинформатором. Первой большой проблемой является то, что данные системы редко когда бывают подключены к датчикам ГЛОНАСС/GPS. Поэтому смену остановок водитель должен проводить в ручном режиме, о чем водители регулярно забивают забывают. Так как я добряк еще тот, то сейчас в Дептранс направлено предложение о регулярном проведении ревизорских рейдов для контроля работы водителей в том числе в части работы с ЭМУ (а так же, где нет автоинформаторов - обычного объявления остановок). Наказание будет простое - лишение премии. Так что начнем налаживать работу с ЭМУ с того, что заставим водителей менять остановки своевременно.

Полагается, что программирование ЭМУ в режиме "бегущая строка" - это худшее что можно сделать, при выводе информации. Пассажиру сложно читать движущийся текст на движущемся транспортном средстве, кроме того, он просто не успевает его прочитать за то время, что у него имеется. Поэтому переднее ЭМУ будет выводить статическую информацию. Слева - крупно - номер маршрута. Справа - максимально крупно - название конечной в направлении которой движется данный вагон. Тут есть тонкость - для АГИТа перематывание маршрутов (иначе не реализовать вывод разной информации о конечной), связано с мотанием исключительно вперед - то есть надо перемотать весь список маршрутов... Это невероятно неудобно, так что на АГИТах информацию можно выводить в две строки, статично, по сути имитируя "картонку". Если вагон идет укороченным рейсом, или в парк - то должна выводиться надпись "в парк" и последняя остановка до которой можно на нем доехать.

Боковой маршрутоуказатель крайне желательно программировать иначе, чем фронтальный. Это, к сожалению, не всегда доступная функция... Слева выводится номер маршрута, крупно. Справа вывод или ключевых остановок маршрута (не более четырех, статично в две строки), или вывод конечной остановки в данном направлении статично. В случае, если ЭМУ не позволяет вывода ключевых остановок в статичном режиме его необходимо дублировать обычным маршрутоуказателем, содержащим эту информацию.

Сзади, естественно, просто номер маршрута.

Теперь к светодиодной строке в салоне. Наилучшим режимом для таких строк является вывод во время остановки названия этой остановки, а во время движения названия следующей остановки в статичном режиме. Если название остановки не помещается в поле ЭМУ, то допускается выводить его в режиме "бегущая строка". Возможно чередование их в кириллическом и латинском написании (особенно в период проведения важных мероприятий в городе). Надо принципиально запрещать там избыточный текст. На днях наблюдал в Москве вывод на такую строку текста бегущей строкой "Следующая остановка станция метро "Смоленская". Это вместо того, чтобы статично "ст.м. Смоленская". По-моему так когда едешь в троллейбусе, и на табло светится "ст.м.Смоленская" даже дебил догадается, что это следующая остановка, не надо об этом писать и тратить место.

Звуковая информация, предоставляемая через автоинформатор, так же может быть представлена лучшим образом - особенно с учетом того, что она важна слабовидящим гражданам. Так, названия остановок по направлению "А" целесообразно озвучивать женским голосом, в то время как по направлению "Б" - мужским. Это даст представление о том, в каком направлении идет вагон. Периодически надо напоминать номер маршрута, а так же маршрут его движения, а так же выдержки из правил пользования пассажирским транспортом. В то же время нельзя злоупотреблять такими объявлениями - пассажиры имеют право на спокойную поездку в тишине.

Естественно, так же как и с "картонками" тему нельзя доверять ПАТу и ТТУ, ей должен заниматься МП "Пассажиртранссервис". Не разумно в каждом депо иметь настройщика ЭМУ, и не разумно покупать ПС с разными типами систем. Должен быть единый стандарт. Аналогично доверять депо озвучку автоинформаторов, когда вместо текста там кто-то что-то нашептывает потом с "фефектами фикции" не годное дело. Вот так примерно.

дизайн, транспорт, Самара

Up