Семь Матерей Солнца. День шестой. Часть 1

Nov 11, 2021 16:30

Начало тут
Семь Матерей Солнца
День шестой. Дорога на Куйлюм.
Часть 1
День начался как обычно рано. Пока завтракали и пили чай, незаметно пролетело часа полтора. Надо было выезжать. Путь сегодня им предстоял не близкий. Нужно было дотемна приехать в Новокузнецк. Олег договорился со своей знакомой девушкой из Новокузнецка, чтобы переночевать у неё, но приехать нужно было не раньше восьми вечера. Ей нужно было закончить свою работу.

- Достала меня эта скрипучая кровать! - проговорил Димка, - Я даже среди ночи хотел на пол лечь. Чуть повернусь или двинусь на кровати, такой скрип раздаётся, что становится как-то даже неловко, вдруг вас разбужу.

- А, вот, это ты зря, - ответил ему Олег, - Всё равно всё слышно было, но ты зря переживал, это не сильно то и беспокоило. А ты, Жека, как?

- Та же фигня. Скрипит и скрипит. Что с того? Наш верхний номер то всяко лучше был.

Женька с Олегом аккуратно разложили подсушенные за ночь травки по специальным мешочкам из ткани, которые Женька предусмотрительно взял с собой из дома, после чего достаточно быстро собрали остальные вещи и погрузились в машину. Можно было двигаться в путь.

Выехав из Маймы, где-то минут через сорок ребята увидели на дороге указатель «Сростки».

- Так, мужики, - сказал Олег, - Сростки, это родина Василия Макаровича Шукшина, тут ему поставили потрясающий памятник. Нужно обязательно заехать и посмотреть!

Спорить с ним никто не стал, тем более, что времени у них было с запасом.

Недалеко от села была сопка, которую местные называли: гора Пикет. На ней стоял величественный памятник писателю. Памятник был довольно больших размеров. Босой Василий Макарович сидел на камне и задумчиво смотрел на родное село.

К сопке вела неплохая щебёночная дорога, которая в конце закачивалась большой парковкой, также отсыпанной щебнем.

- Тут раньше, до «коронокризиса» регулярно проводили фестиваль «Шукшинские чтения», - пояснил Олег, - приезжало много народу, включая всяких знаменитостей.

- Да, я слышал, - подтвердил Дмитрий, - его даже по центральным каналам иногда показывали.

Оставив машину на парковке, где стоял одинокий столик женщины, продававшей мёд и различные сувениры, ребята пошли к памятнику.

У памятника паслись кони. Это было так необычно и символично, что казалось, Шукшин сам встречает друзей. Друзья задумались о том, зачем они здесь? Выразить почтение писателю? Получить указания или что-то понять?

Хотя, на самом деле это было не так уж важно. Парни уже давно поняли, что их ведут. Нужно было только идти по потоку. Слушать своё сердце, отзываться и двигаться в указанном направлении.

- Ну, мы прямо как три богатыря, - засмеялся Женька, - нам тут даже трёх коней подогнали.

Олег с Дмитрием засмеялись в ответ.

Табличка под памятником сообщала, что он был установлен 25 июля 2004 года. Там же были упомянуты скульптор, архитектор и председатель попечительского совета, отвечавшего за установку памятника.

Когда-то на этой горе собиралось много народа. Раньше каждый год в Сростках проходили Шукшинские чтения. Приезжали артисты, писатели, творческие люди и музыканты. Они собирались со всей страны. Приезжали и из-за рубежа.

Сцена и трибуна для проведения фестиваля были сооружены чуть ниже по склону, со стороны села. Поэтому в целом композиция получилась таким образом, что Василий Макарович, сидя на вершине сопки, наблюдал за всем, что происходило на сцене. Трибуну для зрителей даже специально поставили чуть-чуть сбоку, чтобы она не закрывала Василию Макаровичу то, что будет происходить на сцене.




Последние два года чтений из-за пандемии не было. Концертный помост обветшал. Кое-где были проломаны доски настила и зияли дыры.

«Везде бабло. Деньги если есть, то делают что-то. Денег нет и всё, пусть так стоит и рушится. Такова природа и свойства паразитов. При общинном строе разве бы допустил народ такое? Ну, нет сейчас чтений, но они же когда-то всё-равно продолжатся. Почему у сельчан нет желания и мотивации содержать это место в порядке в период лихолетья?», - тяжёлые думки легли на сердце ребят.

На выходе они подошли к ларьку с мёдом. Даже кое-что приобрели. Попробовав мёд, ребята сразу же поняли, что мёд настоящий, ничем не разбавленный. Мёд оказался очень хорош, после него во рту оставалось приятное послевкусие, а по всему телу разливалась теплота. Сразу же купили несколько банок. И себе, и знакомым в подарок.

Дело в том, что в Чемале и на Чуйском тракте хорошего мёда нет. Всё подделка и погоня за сиюминутной выгодой. Жажда наживы любой ценой крепко засела в мозгах многих людей. В местах остановок на тракте обычно стоят палатки с разной всячиной. Чего там только нет, и поделки, и сувениры, и мёд. Ничего Алтайского только нет. Шапки из Киргизии и Казахстана. Шерсть из Монголии. Много сувениров из Средней Азии. Мёд, конечно, с Алтая, но его так бессовестно бодяжат, что купив там мёд один раз, этого раза и хватает. Больше этого месива как-то не хочется.

Прикупив настоящего мёда и сувениров, аккуратно погрузили всё в машину и двинулись дальше в путь.

После Сросток потёк как ручей неспешный разговор. Шевроле плавно катил по трассе, а друзья обсуждали горообразование.

Они уже почти выехали из горной зоны и наблюдали остаточные явления процесса формирования Алтайского алатау. Все основные моменты встали на свои места. Пазл сложился.

- А вы понимаете, что без информации, которую нам дал за последние два года Коля Андреев, мы здесь даже если бы что-то и увидели, то всё равно ничего бы не поняли? - вдруг проговорил Дмитрий.

- Да, всему своё время, - согласились друзья, - Получается, что мы приехали сюда уже подготовленные.

- И получается, что неспроста у тебя никак не получалось вырваться со мной на Куйлюм, - посмотрел на Димку Олег.

Тот только утвердительно кивнул в ответ.

От Сросток до Бийска было чуть больше 40 километров и уже через полчаса они въехали в город. Сам Бийск растянулся на 30 километров вдоль реки Бия и стоял в самом начале Оби, возле слияния рек Бия и Катунь.

Но ребята пересекали город поперёк, где его ширина составляла всего около 6 километров. Поэтому почти сразу после въезда в Бийск, они пересекли по мосту Бию и въехали на одну из центральных площадей в старой части города. Посреди площади стоял старинный особняк из красного кирпича, в котором располагался Музей Чуйского тракта.

Само собой, что такую достопримечательность друзья обязаны были посетить. Оказалось, что прямо за зданием музея установлен памятный знак «Чуйский тракт, нулевой километр».

Подойдя ближе к зданию музея, ребята увидели, что оно построено из такого же красного древнего кирпича, как и старые здания в Томске. Фасад здания был богато украшен различными декоративными элементами из резного кирпича. Это лишний раз подтверждало, что здесь использовались те же самые строительные технологии.

Сам музей тоже оказался весьма познавательным. При входе в музей посетители попадали в большой зал на первом этаже, в котором была собрана основная информация по Чуйскому тракту и истории его возникновения. На стене, прямо напротив входа, висела большая карта, перед которой был установлен макет с рельефом местности и изображением продольного профиля всего Чуйского тракта.

Друзья долго изучали карту и макет, особенно те места, по которым они только что сами проехали.

А в углу карты была приведена основная историческая справка, рассказывающая об истории развития Чуйского тракта от вьючной тропы в 1903 году до современной автомобильной магистрали Р-256, идущей от Новосибирска до границы с Монголией.

Прямо в центре зала было установлено старинное деревянное колесо от повозки, которые, когда-то использовались на Чуйском тракте.

А в углу зала была представлена и сама деревянная повозка в натуральную величину.

Друзья с большим интересом изучали экспозицию музея, снимая на фото и видео самые интересные экспонаты.

Оказалось, что, не смотря на название «Музей Чуйского тракта», на самом деле данный музей выполнял также функции местного краеведческого музея. Поэтому в нём были представлены не только экспозиции, которые были посвящены самому тракту, но и присутствовали залы, характерные для всех краеведческих музеев, в которых рассказывалось и об особенностях природы данного края, и об известных людях, которые тут когда-то проживали.

Следующий зал, в который попали ребята, был посвящён как раз природе Алтайского края и республики Алтай, хотя подавалось это как «природная среда Чуйского тракта». Здесь были представлены чучела животных и птиц, которые встречаются в данном регионе.

Здесь ребят ожидал очередной сюрприз. На одном из километровых столбов, украшавших экспозицию с животными, был указан номер 353, увидев который, Дмитрий остановился как вкопанный.

- Ты чего? - спросил Олег, увидев замешательство друга.

- Да вот, посмотри, - Дмитрий показал ему на номер.

- И что с того, - не понял Олег.

- А то, что 353, это номер нашей машины, - ответил Дмитрий, после чего повернулся и пошёл в следующий зал, оставив теперь уже Олега стоять с удивлённым выражением на лице.

- Ну, ты же понимаешь? - Олег догнал Дмитрия в следующем зале.

- Да, да, понимаю, это всё лишь случайное совпадение, - ответил Дмитрий, после чего оба засмеялись в голос.

Пройдя ещё несколько залов, ребята закончили осмотр музея, и вышли на улицу.

Продолжение

Племя Солнца, Шукшин, Семь матерей, Бийск, реальная история

Previous post Next post
Up