Начало Часть 9 В предыдущей части мы рассмотрели два варианта, при которых человек может следовать чужой воле. Первый вариант, это добровольное подчинение, когда человек осознаёт, что другой человек обладает большим опытом и знаниями в том деле, которое они вместе делают. При этом, как я уже отмечал, последнее в данном случае имеет принципиальное значение. Второй вариант, это когда человека принуждают подчиняться путём применения грубой силы и запугивания тем или иным образом. То есть, управление через страх, в том числе через страх боли и/или смерти, а также причинения вреда близким людям.
В этой части мы обсудим третий, основной на данный момент метод подчинения людей через создание зависимостей. Чтобы лучше понять, как в целом работает данный метод, рассмотрим следующую ситуацию.
Некая группа людей, объединившись в банду, могут через насилие подчинить себе некоторую другую группу людей. Но, количество людей, которых они могут себе подчинить таким образом, ограничен соотношением сил между подчиняющими и подчиняющимися. При этом, как мы уже рассмотрели выше, рост такой системы также имеет ограничения и не возможен без увеличения численности банды. А чем больше банда, тем её сложнее держать под контролем. То есть, при расширении численности в какой-то момент главарь банды или её руководство неизбежно столкнутся с проблемой управления и подчинения уже внутри самой банды. Эффективной подобной системы также будет весьма низкой.
Предположим, что у нас имеется некоторая территория, на которой имеется жизненно важный ресурс, например вода или соль, в ограниченном количестве и локализованный в одном источнике. На территории рядом с источником проживает некоторое количество людей, которые им пользуются. Физически подчинить себе всех этих людей через насилие данная банда не может, поскольку в целом их заметно больше, чем членов банды. Но при этом все эти люди проживают небольшими группами, каждая из которых слабее этой банды. Поэтому, вместо того, чтобы пытаться всех этих людей превращать в рабов и силой принуждать подчиняться их воле, они берут под контроль источник ограниченного ресурса, от которого зависят все проживающие на данной территории. Соответственно, все эти люди попадают в зависимость от этой банды, так как каждая из обособленных групп не в состоянии с ними справиться по одиночке.
Всё, система зависимости сформирована. Теперь банда может диктовать свои условия и требовать от людей подчиняться их воле в той или иной форме. И это будет продолжаться до тех пор, пока эти обособленные группы не объединятся и не уничтожат банду, освободившись от зависимости. А банде, в свою очередь, необходимо реализовывать известный принцип «разделяй и властвуй», тем или иным образом не позволяя этим обособленным группам объединиться.
Контролируемый ресурс может предоставляться тем, кто в нём нуждается, за выполнение тех или иных требований. Причём это могут быть как требования в натуральной форме, когда за получение воды человек должен выполнить ту или иную работу, либо отдать тот или иной имеющийся у него ресурс (продовольствие, утварь, ремесленные изделия и т. п.), так и возможно появление прообраза денежных отношений, когда «хозяева» ресурса за оказываемые им услуги или предоставляемые им товары и ресурсы выдают некие жетоны, монеты или просто расписки, которые затем можно у них же обменять на требуемую воду.
Само собой, что тут также есть некоторые граничные условия, несоблюдение которых может привести к краху данной системы. Если «хозяева» ресурса будут слишком жадными и затребуют слишком высокую плату за получение воды, либо затребуют то, что нуждающиеся в воде физически не могут выполнить, то очень велика вероятность того, что произойдёт бунт, поскольку предъявление заведомо невыполнимых требований будет означать, что людей тем самым обрекают на верную смерть. Тем самым устраняется страх смерти в случае попытки оказать сопротивление банде, которая контролирует жизненно важный ресурс. Мало того, подобная ситуация, наоборот, будет провоцировать людей на бунт, поскольку в случае успеха у них появляется шанс не только выжить, но и избавиться от зависимости.
Ещё одно важное условие состоит в том, что попавшие в зависимость люди должны быть тем или иным образом привязаны к данной территории и данному источнику жизненно важного ресурса. В противном случае они могут просто уйти на другое место к другому источнику.
Теперь вернёмся в наше время. Любому человеку, чтобы выжить, необходима вода и пища, в нашем суровом северном климате ещё и крыша над головой и соответствующий запас ресурсов в виде пищи и топлива на период зимы. Каким образом подавляющее большинство населения получает сегодня необходимые для жизни продукты и ресурсы? А получает оно их за деньги из торговой системы перераспределения товаров и услуг. Таким образом это население оказывается в зависимости от денег и денежной системы. Чтобы получить деньги, ты должен в том или ином виде начать выполнять требования системы, устроится на работу наёмным работником, начать самостоятельно производить какие-то товары или услуги, которые у тебя начнут за деньги приобретать, то есть наполнять всё ту же торговую систему перераспределения, либо стать предпринимателем и организовать крупное предприятие, на котором заставить работать на себя большое количество людей. Каким образом вы будете зарабатывать деньги, на самом деле не суть важно. Главное, что живя в городе в техногенной среде вы можете выжить только если имеете необходимую сумму денег, чтобы получить на них жизненно важные продукты и услуги из торговой системы перераспределения.
В каком случае вам не нужна торговая система перераспределения продуктов, ресурсов и услуг? В том случае, если всё необходимое для выживания вы в состоянии обеспечить себе сами. С учётом нашей биологической природы, это возможно только в том случае, если у вас есть необходимое количество земли, на которой вы сможете выращивать продукты питания. В данном случае я хочу отдельно подчеркнуть, что мы рассматриваем не эффективность подобной формы хозяйствования, а саму принципиальную возможность выжить без использования денег и торговой системы перераспределения. При этом в данном случае и далее термин «торговая» означает, что учёт права получения чего либо из данной системы идёт через деньги, поскольку возможны и другие системы перераспределения товаров, ресурсов и услуг, которые не используют денежную систему обращения, например карточная система, которая во многих странах существовала во время мировых войн, либо система натурального учёта и распределения, которая используется в армии.
С учётом выше сказанного интересно посмотреть на то, как со временем эволюционирует система эксплуатации и принуждения населения. Тут следует отметить, что та историческая модель развития, которую нам когда-то рассказывали в школе и институте, и которая базируется на теориях, разработанных Марксом и Энгельсом, оказалось не верной. Они декларировали, что существуют так называемые «социально-экономические» формации, определяющие общественное устройство. В каждой формации существует свой класс «угнетателей» и «угнетаемых», а при смене формаций происходит смена классов. То есть, рабовладельческий класс сменяется на феодальный, а позже феодальный на капиталистический.
Но, как неоднократно рассказывал во время своих лекций Андрей Фурсов, на деле оказалось, что проведённые исследования показали, что 90% тех семей и родов, которые находились у власти при одном строе, остаются у власти и при следующем строе. Да мы с вами и сами это прекрасно знаем, если посмотрим на то, что произошло в момент развала СССР. Большая часть ресурсов и предприятий в итоге оказались у партийных и комсомольских функционеров высшего звена, так называемой «партноменклатуры», которые составляли правящую элиту позднего СССР. Тот же известный «либерал» Михаил Ходорковский начинал в конце 1980-х годов как комсомольский работник. Да и среди других олигархов бывших высокопоставленных партийных или комсомольских работников достаточно много.
О чём это нам говорит? А это говорит о том, что при смене социально-экономической формации происходит не смена правящего класса, а смена методов эксплуатации и подчинения населения, в то время как правящая элита фактически остаётся той же самой. Определённая ротация, несомненно, происходит, но сходят со сцены в основном те, кто не смог перестроиться и принять новую модель.
Итак, рабовладельческая система, это использование второго метода принуждения через насилие и страх, со всеми вытекающими из этого минусами, издержками и проблемами.
Феодальная система, первая попытка перейти к системе зависимости. При этом феодалы берут под контроль основный ресурс, который обеспечивает выживание человека - природную среду, поскольку в подавляющем большинстве случаев феодалу принадлежали не только земля, но и все остальные ресурсы, которые на ней были расположены, включая воду, леса и всевозможные полезные ископаемые. Население получало некоторую часть территории в пользование, за что обязано было регулярно платить дань феодалу в той или иной форме. При этом кормилось население в основном само, тем, что само и выращивало. Дополнительным условием для существования феодализма является прикрепление населения к конкретной территории, что существовало во всех феодальных системах в той или иной форме.
Капиталистическая система начинает активно развиваться как раз с совершенствованием денежной системы обращения товаров и услуг, а также активным развитием городов. У населения, которое переселяется в город, возникает наиболее сильная форма зависимости от денег и торговой системы перераспределения, поскольку других способов выжить в городе, кроме как купить необходимые продукты, у них нет.
Интересно также посмотреть на то, как меняется степень ответственности правящей элиты. Рабовладелец полностью отвечал за состояние рабов, поскольку оно рассматривалось как его имущество и ценность, под которую он, в том числе, мог получать займы. То есть, на нём лежало всё экономическое планирование, а также обеспечение стратегического и тактического управления. За организацию быта и питания в целом также отвечал рабовладелец.
Степень ответственность феодала уже меньше. Во-первых, ответственность перераспределялась по феодальной пирамиде между верховным феодалом и его вассалами. Во-вторых, феодал уже не отвечал за организацию непосредственных процессов быта и жизнеобеспечения своих крепостных. Но, в тоже время, количество процессов и параметров, которые феодал должен был контролировать, оставалось достаточно большим. Хороший феодал должен быть понимать, какое количество продовольствия он может изъять в этом году у крепостных, а сколько необходимо им оставить, чтобы они смогли пережить зиму и не подохнуть с голоду (либо не начали бунтовать). Он должен был уметь рассчитывать, какое количество продовольствия ему можно продать, а какое необходимо сохранить, чтобы самому пережить зиму вместе со своей семьёй и прислугой, а также иметь запасы на следующую посевную. Как феодал, он обязан был охранять свою территорию, а также по требованию вышестоящего феодала предоставлять в его распоряжение оговоренное количество обученных и снаряжённых бойцов. Соответственно, добавляем все процессы, связанные с организацией, оснащением и обучением войска.
В капиталистической системе у высшей правящей элиты фактически должен остаться контроль только за денежной системой, поскольку всё остальное управляется через движение денежных потоков. Даже обеспечение деятельности торговой системы перераспределения можно вынести на уровень ниже. При этом капиталист уже практически не несёт никакой ответственности за то, что происходит с населением за рамками того производства, которым он сам владеет. То есть, его задача организовать производственный процесс и заплатить определённую, желательно минимально возможную зарплату наёмному работнику. Что будет дальше делать с полученными деньгами этот работник, капиталиста в принципе уже не волнует.
Другими словами, по мере совершенствования системы эксплуатации населения, степень ответственности правящей элиты всё время понижается, как и количество параметров, которые необходимо контролировать на каждом уровне иерархии управления, а степень зависимости населения от торговой системы перераспределения всё время повышается. При этом так называемая «либеральная идеология» есть версия системы, в которой правящая элита вообще перестаёт отвечать за происходящие в обществе процессы даже на уровне государства, поскольку согласно этой идеологии каждый должен отвечать сам за себя и сам обеспечивать себе (то есть оплачивать) все необходимые социальные услуги, поскольку государство должно максимально самоустраниться из всех этих процессов, по сути оставив себе только охранно-карательную функцию по защите торгово-денежной системы перераспределения.
Само собой, для стабильного функционирования данной системы необходимо обеспечить несколько важных вещей.
Во-первых, защитить торговую систему перераспределения товаров, ресурсов и услуг от грабежа, то есть получения чего либо без внесения платы. Для этого создаётся правоохранительная система.
Во-вторых, в торгово-денежный оборот должно быть включено максимальное количество имеющихся товаров, ресурсов и услуг. Чтобы власть денег стала абсолютной, абсолютно всё должно продаваться и покупаться за деньги, включая все природные ресурсы. Что мы, собственно, и наблюдаем на практике. Если взять ту же Западную Европу, то там на сегодняшний день частными являются не только сельскохозяйственные угодья, но и большинство других территорий, включая леса и водоёмы. В той же Германии, судя по рассказам знакомых, уехавших туда на постоянное место жительства, во многих местах уже нельзя просто так взять и пойти в соседний лес за грибами. Чтобы посетить природные парки или особо охраняемые природные территории, необходимо получить соответствующее разрешение, в том числе на сбор грибов и ягод. А попытка зайти на территорию частных владений будет рассматриваться как покушение на частную собственность с соответствующими последствиями вплоть до уголовной ответственности.
В-третьих, максимальное количество населения должно быть переселено в города и должно утратить умения самостоятельно выращивать продукты питания, поскольку в этом случае их зависимость от торговой системы перераспределения будет максимальной. Соответственно, под тем или иным предлогом должны быть ликвидированы все малые фермерские и подсобные хозяйства, а всё производство продуктов питания должно быть переведено на промышленные технологии. Этот процесс также активно идёт прямо сейчас. В том числе с использованием всевозможных эпидемий «птичьего гриппа» или «африканской чумы свиней», когда огромное количество скота и птицы в мелких хозяйствах и с частных подворий целенаправленно уничтожается.
На западе параллельно идёт процесс, при котором запрещается использование натуральных семян собственного производства, поскольку они, в отличие от генмодифицированных семян, подвержены болезням и вредителям, а значит, становятся их распространителями, что наносит ущерб тем фермерам, кто использует «правильные» семена. То есть, тем самым даже производителей сельхозпродуктов стараются поставить в максимальную зависимость от корпораций и торгово-денежной системы, которые контролируются правящей элитой.
Продолжение