Раз у меня появились новые творческие читатели, расскажу немного о том, чем я теперь занимаюсь. У меня нет никакого официального художественного образования, я бросила художственную школу подростком, не выдержав муштры и рутины. И вернулась к этому в 30+, в период жизненной ямы, вспомнив, что "подавала надежды" и любила в детстве рисовать. Я начала заниматься сама, выходило плохо. Пошла к преподавателю по академрисунку и акварели. Занималась по мере сил, и дошла в своем развитии до масла. Пробовала скетчи, иллюстрации, но душа не лежала. Поэтому мотивация стала падать: академистов техникой не переплюнуть, а особенного креатива во мне тоже не обнаружилось. И тут опять помогли проблемы: по здоровью мне на время пришлось отказаться от спорта и многих развлечений, начала ненавязчиво подступать депрессия. Тогда я вспомнила про восточную живопись, которая мне издали всегда нравилась, и случайно попала на суми-е (суми-ё, sumi-e), что переводится как "живопись тушью".
Японцы переняли свою живопись у китайцев, но добавили своего колорита. Японская живопись рисуется на рисовой бумаге, которая обладает разной плотностью и по-разному впитывает тушь. Также в рисовании используются минеральные краски, которые напоминают акварельные, но не растекаются от воды после высыхания. Но главной особенностью восточной живописи являются кисти, которые, в отличие от европейской живописи, используются более многообразно - вид линий зависит от угла наклона кисти, скорости движения по бумаге, также на кисть набирается разно-тоновый набор туши или красок, что создает красивые переходы на бумаге. Важно, насколько кисть "влажная". Суми-е - очень техничное искусство. Каждый элемент требует многочасовых отработок, т.к. японцы никуда не торопятся и учиться чему-то лет 40 - для них нормально.=)
(тренировка: листы пиона).
В Петербурге я хожу на очные уроки к Юлии Егоровой, где мы рисуем один или два урока (по 3 часа) на выбранную тему, делая копии с японских мастеров. В японской живописи отношение к копированию отлично от европейской. Копирование считается не плагиатом и не умением делать "своё", а уважением к учителям древности и стремлением учиться.
(петух. копия)
Также, чтобы быстрее набрать уровень, я прохожу онлайн уроки (
https://online.sumie-art.ru), где оттачиваю технику и изрисовываю лист за листом в мучительных попытках выйти на результат. Часто обучение рисованию больше похоже на спорт, - подход, еще подход... я успешно прошла курс бамбука, а теперь приступила к пиону. Это ад кромешный! Но именнно через терни к звездам и рождается мастерство.
(бамбук. копия.)
Но если работу все-таки удалось изобразить и ничего не потекло и не размазалось, то наступает самое интересное - оформление работы. Это отдельное искусство, в котором я пока делаю первые шаги. Во-первых, работа должна быть проклеена (т.е. приклеена к другой бумаге, при этом рисунок выравнивается и становится плотнее). Во-вторых, в идеале, иметь свою собственную печать с именем или надписью с особенным смыслом. В-третьих, работу можно оформить в раму или в виде свитка, также бывают тоненькие работы "закладочки" и вообще вариантов много, но мой уровень - вставить в раму.=) В идеале, добавить к своей нетленке изящной каллиграфии со смыслом. Но это уже - высший пилотаж. Пока я заказала себе именную печать ("Ма-ру-го", т.е. "Марго").
Пока я делаю только первые шаги в восточную живопись, Китай - отдельная тема, поэтому я решила не разбрасываться. Творческие рисунки я тоже рисую, хотя это не очень поощряется для начинающих. Но куда же без него?... все-таки, японцем надо родиться...