Leave a comment

Comments 19

lugovskaya_l June 10 2021, 13:30:11 UTC
Как интересно наблюдать, как изменялся во времени художественной метод изображения реальности социализма!
В начале пути, в 1929 году художник в картине "Пионеры" пытается постичь неведомое, не бывшее прежде. Стремясь найти образ неизвестного нового мира, он отступает от формального правдоподобия и обращается к знакам культуры прошлого. Вытянутые тела юных вестников нового царства (но уже не Божьего), девочка из "Красного города - ее хрупкая фигурка напоминает изображения первых христиан.
А у Николая Карахана в картине "Торжество национальной политики" для изображения новых людей вспоминаются мотивы иранской живописи. И, как в магии, подобием заклинания, создается другая реальность, та реальность, о которой мечтается и которой положено БЫТЬ (императив).
Позже, у Пластова, в "Уроке ботаники", - искрящееся мгновение, остановленное художественной силой. Здесь нет ни идейной подоплеки, ни литературщины; здесь подлинность, которой веришь. Значит, этот счастливый миг, этот свет безусловно БЫЛ!

Reply


lugovskaya_l June 10 2021, 13:53:46 UTC
И последнее тридцатилетие советского времени...
Почти евангельские образы в картине "Больной ребенок", встревоженная бабушка на месте Иосифа, доктор вместо волхва с дарами, и дитя - в нем будущее... Какая-то нежная святость исходит от этого семейства...
И удивительные "Мальчишки"! Равнина без края, вжавшиеся в землю домишки, вековечная лужа, скудость красок, приглушенность света и вдруг - эти фигурки, вознесшиеся к небу! Во что они вглядываются, чего ждут?
Очень хороши картины Севера. "На берегу Гыды" - максимальное извлечение красоты сурового пейзажа при минимуме деталей. Достигнута высочайшая декоративность без умаления величия и
суровости природы.
"Чукотская весна" - виртуозная живопись: как много сказано и какими экономными средствами. И это чудесное лицо, поднятое от земной тяжести к небу!
Все интересно! Спасибо, Анна!

Reply

mycruises June 10 2021, 18:31:24 UTC
Людмила, спасибо за глубокое понимание темы. Без приятия наследия прошлого, без уважения к художникам этого периода было бы невозможно такое вдумчивое прочтение картин, какое обнаружили Вы в своих размышлениях. Да, очень интересно, что через подход художника к работе можно угадывать его отношение к событиям тех лет и как это отношение, возможно, с годами менялось. И поражает, как сильна в русском человеке духовность, что даже в стране, где чуть ли не каждый первый был атеист, в картинах упрямо подспудно проявляются древние лики и целые религиозные сюжеты.

Reply


pelerin_rus June 10 2021, 17:31:02 UTC
Ну вот, я же говорил и предупреждал всех: где Анна Живага прошла, там писать уже не надо. Все будет показано дотошно, глубоко, исчерпывающе ( ... )

Reply

mycruises June 10 2021, 19:10:56 UTC
Павел, спасибо! Засмущали :)
Но тут же переключилась на Ваш рассказ. Ух, с какими людьми вам удаётся пересекаться и общаться. По-хорошему завидую Вашей насыщенной, яркой жизни.

Reply


chugaylo June 11 2021, 19:58:58 UTC
Спасибо за интересный рассказ!
Мне очень проводник Обручева понравился.
Мальчишки - очень неожиданные. Ведь это одновременно и столпники.

Reply

mycruises June 12 2021, 05:42:47 UTC
Андрей, в продолжение христианской темы про столпников вы очень интересно подметили. Смотрю картины, сама и от других столько интересных замечаний слышу, что всё больше убеждаюсь, искусство соцреализма, призванное в 30-ые годы быть простым и доступным для понимания самой широкой аудиторией, на самом деле было не таким уж простым (если говорить о скрытых смыслах и подтекстах). Спасибо!

Reply

chugaylo June 13 2021, 08:04:56 UTC
Не таким простым - Вы правы! Всё зависит от художника, как всегда. Таланта и честности.

Reply


salmaksoff July 12 2021, 19:48:57 UTC

... )

Reply


Leave a comment

Up