Как интересно наблюдать, как изменялся во времени художественной метод изображения реальности социализма! В начале пути, в 1929 году художник в картине "Пионеры" пытается постичь неведомое, не бывшее прежде. Стремясь найти образ неизвестного нового мира, он отступает от формального правдоподобия и обращается к знакам культуры прошлого. Вытянутые тела юных вестников нового царства (но уже не Божьего), девочка из "Красного города - ее хрупкая фигурка напоминает изображения первых христиан. А у Николая Карахана в картине "Торжество национальной политики" для изображения новых людей вспоминаются мотивы иранской живописи. И, как в магии, подобием заклинания, создается другая реальность, та реальность, о которой мечтается и которой положено БЫТЬ (императив). Позже, у Пластова, в "Уроке ботаники", - искрящееся мгновение, остановленное художественной силой. Здесь нет ни идейной подоплеки, ни литературщины; здесь подлинность, которой веришь. Значит, этот счастливый миг, этот свет безусловно БЫЛ!
И последнее тридцатилетие советского времени... Почти евангельские образы в картине "Больной ребенок", встревоженная бабушка на месте Иосифа, доктор вместо волхва с дарами, и дитя - в нем будущее... Какая-то нежная святость исходит от этого семейства... И удивительные "Мальчишки"! Равнина без края, вжавшиеся в землю домишки, вековечная лужа, скудость красок, приглушенность света и вдруг - эти фигурки, вознесшиеся к небу! Во что они вглядываются, чего ждут? Очень хороши картины Севера. "На берегу Гыды" - максимальное извлечение красоты сурового пейзажа при минимуме деталей. Достигнута высочайшая декоративность без умаления величия и суровости природы. "Чукотская весна" - виртуозная живопись: как много сказано и какими экономными средствами. И это чудесное лицо, поднятое от земной тяжести к небу! Все интересно! Спасибо, Анна!
Людмила, спасибо за глубокое понимание темы. Без приятия наследия прошлого, без уважения к художникам этого периода было бы невозможно такое вдумчивое прочтение картин, какое обнаружили Вы в своих размышлениях. Да, очень интересно, что через подход художника к работе можно угадывать его отношение к событиям тех лет и как это отношение, возможно, с годами менялось. И поражает, как сильна в русском человеке духовность, что даже в стране, где чуть ли не каждый первый был атеист, в картинах упрямо подспудно проявляются древние лики и целые религиозные сюжеты.
Павел, спасибо! Засмущали :) Но тут же переключилась на Ваш рассказ. Ух, с какими людьми вам удаётся пересекаться и общаться. По-хорошему завидую Вашей насыщенной, яркой жизни.
Андрей, в продолжение христианской темы про столпников вы очень интересно подметили. Смотрю картины, сама и от других столько интересных замечаний слышу, что всё больше убеждаюсь, искусство соцреализма, призванное в 30-ые годы быть простым и доступным для понимания самой широкой аудиторией, на самом деле было не таким уж простым (если говорить о скрытых смыслах и подтекстах). Спасибо!
Comments 19
В начале пути, в 1929 году художник в картине "Пионеры" пытается постичь неведомое, не бывшее прежде. Стремясь найти образ неизвестного нового мира, он отступает от формального правдоподобия и обращается к знакам культуры прошлого. Вытянутые тела юных вестников нового царства (но уже не Божьего), девочка из "Красного города - ее хрупкая фигурка напоминает изображения первых христиан.
А у Николая Карахана в картине "Торжество национальной политики" для изображения новых людей вспоминаются мотивы иранской живописи. И, как в магии, подобием заклинания, создается другая реальность, та реальность, о которой мечтается и которой положено БЫТЬ (императив).
Позже, у Пластова, в "Уроке ботаники", - искрящееся мгновение, остановленное художественной силой. Здесь нет ни идейной подоплеки, ни литературщины; здесь подлинность, которой веришь. Значит, этот счастливый миг, этот свет безусловно БЫЛ!
Reply
Почти евангельские образы в картине "Больной ребенок", встревоженная бабушка на месте Иосифа, доктор вместо волхва с дарами, и дитя - в нем будущее... Какая-то нежная святость исходит от этого семейства...
И удивительные "Мальчишки"! Равнина без края, вжавшиеся в землю домишки, вековечная лужа, скудость красок, приглушенность света и вдруг - эти фигурки, вознесшиеся к небу! Во что они вглядываются, чего ждут?
Очень хороши картины Севера. "На берегу Гыды" - максимальное извлечение красоты сурового пейзажа при минимуме деталей. Достигнута высочайшая декоративность без умаления величия и
суровости природы.
"Чукотская весна" - виртуозная живопись: как много сказано и какими экономными средствами. И это чудесное лицо, поднятое от земной тяжести к небу!
Все интересно! Спасибо, Анна!
Reply
Reply
Reply
Но тут же переключилась на Ваш рассказ. Ух, с какими людьми вам удаётся пересекаться и общаться. По-хорошему завидую Вашей насыщенной, яркой жизни.
Reply
Мне очень проводник Обручева понравился.
Мальчишки - очень неожиданные. Ведь это одновременно и столпники.
Reply
Reply
Reply
( ... )
Reply
Leave a comment