Рядом с
макетом бронепоезда №13 "Тульский рабочий", установленном в Туле на Московском вокзале, находятся три служебных вагона.
Похожие вагоны обеспечивали работу бронепоезда, хотя и не принимали непосредственного участия в боях.
Вагоны настоящие, выпущенные более 50 лет назад (точнее сказать сложно).
Восстановлены из полуразрушенного состояния силами энтузиастов Тульского региона Московской железной дороги.
Дата съёмки - 25 апреля 2015 года.
Когда я осматривал помещения подготовка будущей экспозиции была в полном разгаре.
Поэтому в помещениях царила рабочая атмосфера и среди оригинальных и восстановленных вещей встречались современные пакеты, бутылки, краска, лестница и провода :)
Особую благодарность хочу выразить пресс-секретарю Тульского региона МЖД Олегу Трунову за подробный рассказ и возможность увидеть будущие экспонаты до официального открытия музея.
8 мая 2015 года музей был торжественно открыт и сейчас доступен для всех желающих.
01.
02. Первый вагон - Штабной.
В нём выполнялось планирование действий бронепоезда, хранились документы, жил командный состав.
03. В середине вагона вход, по бокам от него спальные купе, в краях вагона большие помещения для совещаний и планирования операций.
04. Стол командира.
За столом сидит старший лейтенант, а позади стоит капитан. (за распознавание званий офицеров РККА на петлицах спасибо Даниилу, сам я не силён в "шпалах", "ромбах" и "кубарях")
На столе телефоны, пресс-папье, чернильницы, карандаши, и прочие канцелярские принадлежности.
На дальнем краю лежит кортик.
Слева от стола, в углу, оружейная пирамида на 4 винтовки. Интересно, будут ли они там установлены после отрытия музея?
На стене портреты Ленина и Сталина - вождей советского народа.
05. Перед столом командира сидит машинистка в звании рядовой.
Перед ней пишущая машинка и полевой телефон.
06. Проходя дальше по вагону в открытом купе видим сидящего капитана, вокруг которого очень атмосферно разложены фляжки, планшеты (те самые, с бумажными картами, а не ГЛОНАСС/GPS).
На столике классические железнодорожные стаканы в подстаканниках.
Полки и крепления более современные, но я обратил на это внимание только разглядывая получившиеся фотографии.
07. Пройдя вагон насквозь попадаем во второе большое помещение.
В нём, практически ничего ещё нет, кроме двух манекенов и нескольких свёрнутых красных вымпелов.
Сидит майор, стоит лейтенант.
Манекены, кстати, выглядят очень натурально, особенно если увидеть их с улицы через окно вагона.
08. При восстановлении вагона было сохранено максимальное количество оригинальных деталей.
Например, была заменена обшивка входной двери, но вся её фурнитура и оформление остались родными.
09. По архивным снимкам были воссозданы столы, стулья и вот этот стеллаж в кабинете командира.
10. Второй вагон - вагон-пекарня.
11. В вагоне делали полторы тысячи буханок хлеба в сутки. Этим хлебом кормили бойцов бронепоезда и других солдат и местных жителей.
12. Внутри находятся: запасы муки, машина для замешивания теста и печь.
13. Полуавтоматическая месилка теста. Я потрогал - в чане твёрдая, сухая субстанция очень похожая на тесто.:)
14. Печь.
В центре серый круг с дверцей.
За дверцей - длинная цилиндрическая топка.
Вокруг топки вращаются длинные металлические пластины с прямоугольными отверстиями для хлебных форм.
Сами формы, кстати, сложены стопками перед печью.
15. Если заглянуть в печь сбоку, то станут видны карусели с формами.
Топка (труба в центре) - нагревается, а карусели крутятся вокруг неё равномерно нагревая будущий хлеб.
16. Третий вагон - вагон-клуб.
17. В качестве базы использована так называемая двухосная "теплушка" (крытый товарный вагон, предназначенный для перевозки людей и животных).
18. Внутри стоят лавки для личного состава, возможно будет стоять кинопроектор.
У правой стены - печка-буржуйка, которая и делает вагон "теплушкой".
19. У входа в клуб стоит полка с Полным собранием собранием сочинений В.И.Ленина и других классиков Марксизма-Ленинизма.
Координаты:
54°12'2.62"С
37°34'46.03"В