Город Каменск-Шахтинский в Ростовской области настоящая жемчужина для фанатов технопамятников.
Я уже рассказывал про фотосессию сентября 2017 года в которую вошли
Арт-объекты у Музея СССР, мотоколяски С-3А рядом с ним (
отдельно), танки
Т-70 и
Т-34 в центре города, а также
установка разминирования УР-77 у КПП одной из воинских частей.
Ещё один памятник в тогда мы пропустили - пришлось специально заехать в город ещё раз в августе 2020.
Это грузовой автомобиль ЗИС-5 у ворот автотранспортного предприятия (бывшая автоколонна 1516) на улице Освобождения, 46.
Доступ к машине свободный, можно трогать, но лучше не лазить. Охрана рядом.
Состояние памятника - нормальное.
Дата съёмки - 06 августа 2020 года.
01.
02. На постаменте есть две таблички.
Как это обычно и бывает - они разные.
Но особенность именно этого памятника в том, что у этих табличек разное исполнение, но совершенно одинаковый текст:
Героям первых пятилеток, Великой Отечественной - чьи подвиги и дела бессмертны для потомков.
На первой использован необычный шрифт, похожий на каллиграфическое начертание рейсфедером, а на
второй - более простой угловатый шрифт с разнобоем ширины символов.
03. Памятник военным автомобилистам был открыт у ворот ПОГАТ 8 мая 1980 года.
Автомобиль ЗИС-5 заехал на постамент своим ходом, сделав круг почёта по территории предприятия.
По некоторым свидетельствам, машину снимали с постамента перед майскими праздниками, чтобы пустить во главе первомайской колонны и принять участие в параде на День Победы.
Потом ветеран возвращался на своё место.
С 1992 года этот памятник официально признан объектом культурного наследия регионального значения.
04. На облицовке радиатора логотип Завода имени Сталина (ЗИС).
Вкупе с круглыми крыльями это может означать, что машина была выпущена в довоенные годы.
То есть ей от 79 до 87 лет на момент съёмки.
05. С другой стороны, у передних и задних колёс явно просматриваются трубки гидропривода тормозов.
В оригинальном ЗИС-5 тормоза были механическими (
пример из Тулы).
Гидравлические тормоза этого экземпляра могут быть более поздней модернизацией/доработкой, либо перед нами шасси УралЗИС-355 с облицовкой радиатора и крыльями от ЗИС-5.
06. В автоколонну 1516 Каменска-Шахтинского этот ЗИС-5 попал с Ростовской мебельной фабрики незадолго до устройства памятника.
Машину поменяли на более современный ЗИЛ-130.
07. Обратите внимание, что диск заднего правого колеса шестиоконный (от УралЗИС-355), отличающийся от остальных - двухоконных, применявшихся на ЗИС-5 и УралЗИС-5.
08. Кабина автомобиля ЗИС-5 - металлическая с характерными полосками выштамповок, как и панели над подножками.
У более поздних вариантов автомобиля таких выштамповок не было.
09. По совокупности признаков я, всё же, предположу, что перед нами настоящий довоенный ЗИС-5 с более поздними модернизациями тормозной системы.
По крайней мере, сверху это точно довоенный ЗИС-5.
10. Задний мост.
Видны трубки тормозной системы и потёки масла из картера.
11. Карданный привод заднего моста.
Интересный рисунок на покрышках.
12. Двигатель и КПП в наличии.
Похоже, что этот ЗИС-5 после обслуживания и заправки действительно будет способен к самостоятельному передвижению.
13. Хорошо видна трубка тормозной системы подходящая к переднему колесу над механизмом поворота.
14. Заднее колесо.
Количество краски ушедшее на вайтволлы поражает.
Даже на самом большом увеличении я не могу различить надписи о производителе, типе и модели покрышек.
15. Переднее колесо.
Шесть шпилек, два окна и один ниппель.
16. Кстати, это не последний памятник в Каменске-Шахтинском, который мы хотели посмотреть.
На будущее нам остался ещё свежепостроенный парк Патриот (напротив Музея СССР) с огромным, нет ОГРОМНЫМ количеством военной техники, танков, бронемашин, автомобилей, самолётов, вертолётов и прочего-прочего-прочего.
Минимум на несколько часов надо заезжать :)
Координаты:
48°18'36.59"С
40°16'54.86"В