На северном въезде в город Плавск Тульской области по автодороге М2 (245-й километр) находится Курган Славы с Вечным огнём и 122-мм пушка А-19 на постаменте.
Это один из
восьми тульских Курганов, посвящённых Великой Отечественной войне.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние кургана и памятника - хорошее.
Дата съёмки - 08 июля 2017 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Аншлаг перед Курганом, со стороны Москвы.
03. Памятник "Курган славы" сооружён жителями района в канун 30-летия победы советского народа над фашистской Германией.
В нише кургана заложена книга с именами плавчан погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Горящий у подножья Кургана вечный огонь привезён с площади Победы от памятника героическим защитникам г. Тулы.
Ежедневно в 6, 12 и 18 часов здесь звучит траурная мелодия.
04. Мемориальный комплекс состоит из нескольких частей.
Самого кургана, Вечного огня, могилы Неизвестного солдата, стелы с памятными досками героев-плавчан и артиллерийского орудия А-19.
05. Вечная слава героям
В нише кургана заложена книга с именами плавчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, в также вложена обагрённая кровью земля со священных братских могил воинов, павших в Отечественной войне на территории Плавского района, городов: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Киева, Курска.
06. Элементы кургана.
07. Слава Героям Советского Союза - нашим землякам
08. 16 мемориальных досок с именами, званиями и годами жизни Героев.
09. 122-мм корпусная пушка образца 1931 года (А-19, индекс ГАУ - 52-П-471) - советская пушка периода Второй мировой войны.
10. Это орудие было первой мощной артиллерийской системой, разработанной советской конструкторской школой.
11. Пушка серийно выпускалась с 1935 по 1939 год, приняла активное участие в советско-финской и Великой Отечественной войне.
С 1939 года пушка была снята с серийного производства в связи с принятием на вооружение модифицированного варианта - 122-мм пушки образца 1931/37 годов, представлявшей собой наложение ствольной группы пушки обр. 1931 г. на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.
12. Внешне отличить пушку А-19 образца 1931 года от модернизированной версии достаточно просто, если посмотреть на размещение маховиков наведения.
В первоначальном варианте оба маховика находятся вместе, с левой стороны орудия.
Такую пушку я видел на
станции Тула, рядом с
Бронепоездом.
После модернизации у пушки появился лафет новой конструкции (внешне похожий на старый), полученный путём наложения ствольной группы А-19 на лафет гаубицы МЛ-20.
У нового лафета была изменена конструкция механизма вертикального наведения - он стал секторным, а маховик его привода перенесли на правую сторону орудия.
Такую А-19 обр.1931/37 я видел в
Новомосковске.
13. На этом экземпляре пушки отсутсвует крышка на механизме вертикального наведения.
Можно рассмотреть его в деталях.
Становится понятно, почему требовалось много времени на подъём и опускание ствола.
Наводчику надо было совершить несколько десятков оборотов маховика, чтобы существенно изменить угол возвышения.
14. Элементы лафета.
15. Ещё одно подтверждение типа орудия - заводская табличка.
На ней ясно читается "обр.1931"
16. Казённая часть.
Поршневой затвор явно унаследован от
122-мм гаубицы образца 1910/30 годов.
17. Первоначальный вариант колесного хода - литые колеса с десятью спицами и резиновым ободом (грузошиной).
18.Скорость буксировки такого орудия была не высока (не быстрее 10 км/ч).
При модернизации и ремонтах орудия такие колёса могли заменяться на колёса с шинами из губчатого каучука (разрешённая скорость буксировки до 30 км/ч).
19. Раздвижные станины клёпанной конструкции.
Такая конструкция была достаточно прогрессивна для 1931 года.
Большинство предыдущих пушек имели однобрусный лафет, существенно ограничивавший углы горизонтального наведения орудия.
После разведения станины укреплялись в земле при помощи забивных сошников Т-образного профиля (по два на станину).
Координаты:
53°43'28.12"С
37°17'57.81"В