Как у главы III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и Отдельного Корпуса жандармов (госбезопасность тогдашней России), у Бенкендорфа были достаточно доверительные отношения с Пушкиным. Так, 24 марта 1830 г. "наше всё" писал главному жандарму страны: "Несмотря на четыре года уравновешенного поведения, я не приобрёл доверия власти... Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанию своих прав и обязанностей, но единственно вашей личной ко мне благосклонности. Но если вы завтра не будете больше министром, меня упрячут". Каково? Впрочем, об этом - в других постах о "бенкендорфских" книжках:)
Да, дядька был достойный. А к старости ещё и ленивый и совсем не злой. Третьим отделением реально руководили Дубельт и фон Фок, а дедушка выполнял ритуальные функции. Ну и спасал шалунов вроде Пушкина...
Я посмотрю, будешь ли ты "к старости" НЕ ленивым и НЕ злым:) Позволю заметить, что Дубельт пришел в 3-е Отделение спустя 10 лет после его учреждения, а фон Фок был, что называется, начальником агентурного отдела. Так что на первом этапе функционирования госбезопасности граф рулил самостоятельно (тогда он находился в здравом уме и на планёрках у царя-батюшки ещё не засыпал). Об этом в последующих постах.
Согласен, любопытнейшая книга. И действительно образ Бенкендорфа нам формировали исключительно однобоко. Любопытно еще, что деятельность таких признанных народных героев (без дураков и без иронии) как Суворов и Кутузов тоже освещалась не полностью. Имею в виду подавление Пугачевского бунта и польских восстаний. Нам про эти страницы их биографии если и говорили, то как-то вскользь.
Как-то раз Бенкендорф сказал Николаю I: «Пушкин, всё-таки, порядочный шалопай (мягко сказано, в оригинале другое слово, близкое по смыслу:), но если удастся направить его перо и его речи, то это будет выгодно государству». За 11 лет Бенкендорф написал Пушкину по различным вопросам 36 писем, а поэт ему - 54. Однажды министр народного просвещения граф Уваров, принявший на свой счет пушкинское стихотворение «На выздоровление Лукулла», подал на того жалобу в 3-е Отделение. Вызванный на беседу к Бенкендорфу, Пушкин уверенно заявил, что это стихотворение не об Уварове (поэт, конечно, слукавил). «А о ком же?» - удивился тогда Бенкендорф. «О вас, о вас, мон женераль», - радостно подколол Пушкин. Опешивший Бенкендорф горячо запротестовал и начал доказывать, что он никогда не воровал казенных дров и не нянчил чужих детей (об этом речь идет в стихотворении). На это раздухарившийся поэт (не исключено, что был навеселе) заметил: «Вот видите, вы на свой счет это не принимаете, а Уваров принял». Оценивший шутку Бенкендорф рассмеялся: «И поделом ему
( ... )
Comments 6
Reply
Reply
Reply
Позволю заметить, что Дубельт пришел в 3-е Отделение спустя 10 лет после его учреждения, а фон Фок был, что называется, начальником агентурного отдела. Так что на первом этапе функционирования госбезопасности граф рулил самостоятельно (тогда он находился в здравом уме и на планёрках у царя-батюшки ещё не засыпал). Об этом в последующих постах.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment