"Есть у меня один могильничек..." (с)
Опять детство, опять деревня, опять я, как ни странно. В этот раз мерседесов не будет, пусть правдоискатели спят спокойно, посасывая, ну пускай лапу, в своей берлоге.
Были за деревней, вернее - за селом, высокие холмы, довольно крутые. Говаривали, что это самый конец уральских гор, в смысле горы тянутся-тянутся, а потом заканчиваются в этом месте. До сих пор даже по картам ни разу не смотрел, так ли это, но логичнее всего рассуждать, что не так (ешкин кот! не удержался, залез посмотреть - ну не самый конец, но к Рифейским горам отношение имеют). Местность там в принципе холмистая, а холмы ни чем не отличались от таких же в радиусе ста километров.
Мы карабкались на Чапаевскую гору (у подножия горы шла дорога-большак и выходила на трассу, а к деревне дорога вела через большой деревянный мост, именуемый Чапаевским, вот и гору звали Чапаевской), играли в лапту, чижика и вышибалу. Были на вершине довольно большие плато размерами с футбольное поле, так что за мячиком не часто приходилось нестись вниз. На горе местные пастухи пасли коров и овец, но хорошо что не там, где мы играли. Нравилось мне там, да и не только мне. Если кто был на вершинах гор выше пятиста метров, поймет меня: просто стоять на вершине и обозревать мир внизу, на много километров вдаль - есть в этом какое-то непередаваемое, положительно-философски настроенное, чувство.
Так вот. Как известно, в компаниях пацанов, 11-14 лет, всегда бродят различные страшилки, истории, которыми любят делиться, сидя у костра или как мы, после рыбалки, на горе. Одной из историй был рассказ о том, что когда здесь были бои между белыми и красными (исторический факт), то при отступлении тех или иных войск не было времени достойно похоронить погибших. Их либо оставляли как есть либо в спешке закапывали в общих ямах. Жуткий, но факт. И вот одно из таких захоронений находится тут, неподалеку. Рассказчик загадочно мотал головой в неопределенную сторону и туда же махал рукой. Мол, пастухи рассказывали, что по вечерам, когда гнали стадо в деревню, видели что-то типа призраков.
Как водится, уже тогда, да и еще раньше, бытовал принцип проверки рассказа. Как выражаются в этих ваших интернетах - пруф или ....? И в тот раз оратор повел нас смотреть на могильник. В принципе, особого недоверия не было. Были исторические факты, что через деревню и ее окрестности не раз шоркались и белые и красные. Чапаевский мост потому и назвали так, что через него еще Чапаев туда-суда ездил, в деревне даже есть дом-музей, где он обитал во время пребывания в той местности. Я лично неоднократно находил и на горе и в деревне на разных задворках 3-х и 5-ти копеечные монеты начала прошлого века. Одноклассник так вообще каждое лето пропадал на горе, копаясь как крот, а потом хвастал в школе ржавыми затворами от винтовок, штыками и гильзами. Так что с доказательной базой был порядок. Но посмотреть-то интересно!
Залезли на гору повыше, потом минут 15 брели по ковылю и наконец проводник шикнул и показал на квадратную деревянную крышку, лежавшую прямо на земле. Похоже на погреб. Крышка была немаленькая, примерно полтора на полтора. Мы вдвоем еле подняли ее. Пахнуло чем-то неприятным. Мы с пацанами сгрудились вокруг и на четвереньках подползли к черной дыре. И заглянули. Лучше бы мы этого не делали. Солнце, конечно, терялось в яме глубиной метров 15, но осветить неярким тусклым светом нечеткий прямоугольник на дне смогло.
Бодлер как нельзя кстати.
Вы помните ли то, что видели мы летом?
Мой ангел, помните ли вы
Ту лошадь дохлую под ярким белым светом,
Среди рыжеющей травы?
Полуистлевшая, она, раскинув ноги,
Подобно девке площадной,
Бесстыдно, брюхом вверх лежала у дороги,
Зловонный выделяя гной.
Да, это был обычный скотомогильник. Что было внизу, описывать не буду. Рассказчик лаптой по жопе получил за такой прикол. Хотя потом мы сами пару раз так разыгрывали гостей столицы из города.
Вот, кстати, подобная панорама, но только это не на той горе сфотографировано. Я про вид, убегающий вдаль.