Я часто пишу по заказу СМИ, однако при этом я не имею никакого отношению к редакторской работе. А ведь было время, когда я занимал пост ответственного секретаря одной молодой и амбициозной газеты. Не менее молодой и амбициозный коллектив с энтузиазмом готовил материалы самых разных жанров. Дело происходило в конце 90-х годов в одном из городов европейской части России. Своим опытом я хочу поделиться с участниками нашего сообщества.
Сразу признаюсь: газета была учебная и издавалась она учениками Школы журналистики Дома детского творчества. Точный её тираж я сейчас назвать не могу, но он был самым минимальным. Точно знаю что тираж напечатанной на принтере "газеты" не превышал пятидесяти штук.
Было мне тогда двенадцать лет. В нашей группе учились по преимуществу представительницы прекрасного пола - мальчиков журналистика интересовала гораздо меньше. Но обо всём по порядку.
Наступил второй год моего обучения в Школе журналистики. Нам всем предстояло выйти на новый уровень и начать выпуск собственной газеты. Другие учебные группы также должны были выпускать газеты-конкуренты. На первом собрании нашего коллектива наш педагог Катя предложила определиться с названием газеты. Дети обладают богатой фантазией: предложены были разные варианты (я предложил название "Всякая всячина") и голосование началось. Как и следовало ожидать, победу одержал самый психоделический вариант - "Ути-Пути Тра-Ля-Ля".
- Ну что же, с завтрашнего дня, начинаем выпускать газету "Ути-Пути Тра-Ля-Ля", - сказала Катя и мы разошлись по домам.
Однако назавтра выяснилось, что такое название нам иметь никак нельзя (возможно, оно не понравилось высшему руководству школы).
- Несмотря на то, что императрица Екатерина уже когда-то выпускала журнал под таким названием, давайте выберем вариант Аркадия, - сказала Катя и "Всякая всячина" начала свое существование. Как вы уже поняли, в принципе, нельзя было, чтобы дублировало имя "настоящего" СМИ. Тем не менее, ученики одной из соседних групп, не мудрствуя лукаво, назвали свою газету "Оракул".
Название названием, но нам предстояло решить какие рубрики будут представлены в нашей "Всякой всячине". Хорошо помню вариант предложенный кем-то из девочек - "Паника на перемене". Само собой, большая часть материалов нашего издания должна была быть посвящена школьной жизни. Так или иначе, выпуск газеты начался и я стал её ответственным секретарем.
Мы с усердием принялись за подготовку первого "пилотного" номера. На кону стояли не только хорошие оценки - все учебные группы участвовали в большом соревновании, зарабатывая витуальные "деньги" продажей своих газет (не помню кому мы их продавали - то ли конкурентам, то ли руководству школы). Редакция каждого "издания" имела свою напечатанную на ксероксе валюту - наша получила название "всячик". Её курс как-то зависел от качества и востребованности "Всякой всячины".
Что наш молодой коллектив предлагал читателям своей газеты? В те годы никто ни о каком интернете не слыхал - юным корреспондентам приходилось серьезно поработать для того, чтобы отыскать интересное наполнение своего издания. Больше всего мне запомнился репортаж, подготовленный двумя "журналистками", собиравшимися под предлогом создания материала о производстве всласть разгуляться на кондитерской фабрике. Их, увы, отправили восвояси с проходной; мечта о сладкой жизни так и не сбылась... Одна из участниц нашей редколлегии занялась рерайтом и своими словами пересказала страшные истории из какой-то низкопробной книжки "ужастиков". Кое-кто из юных журналистов просто-напросто взял интервью у кого-то из своих родителей, расспросив их о работе...
Нашлось место во "Всякой всячине" и стихам, к написанию которых приложил руку и я. Кроме того, под руководством Кати мы в стихотворной форме подготовили подборку "вредных советов":
Если хочешь мыть посуду / Разбросай её повсюду. Если хочешь кашу съесть / Не забудь на шкаф залезть. Если скучно - выход прост / Наступи коту на хвост (etc.)
Иллюстрации к статьям были нарисованы от руки (да, это вам не нынешний блогерский copypast!) Обложку первого номера украшал мой рисунок, изображавший расположенный в окне газетного киоска газетный лист с заголовком "Всякая всячина". Также мне пришлось делать иллюстрацию к одному из страшных рассказов юной любительницы рерайта. К несчастью, этот рисунок потом почему-то совершенно не к месту оказался в другом номере! (Макет газеты, кстати, готовили педагоги).
Вам интересно, удалось ли сбыться амбициозным планам редакции "Всякой всячины"? Почти сразу наше издание было признано самым худшим и оказалось в "хвосте" общего рейтинга учебных газет. Я, к сожалению, так и не узнал, "выдавали" ли наши "конкуренты" более качественный контент, поскольку вскоре по не зависящим от меня причинам покинул Школу журналистики. Мне до сих пор интересно, что впоследствии стало со "Всякой всячиной"...
Школа журналистики, кстати, выпускала также на ризографе настоящую газету, общую для всех групп, и там я также несколько раз печатался. Но это уже совсем другая история...