Налить, взлабнуть и выплюнуть связки

Jan 22, 2013 20:33


Взято отсюда: http://www.colta.ru/docs/7677: ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА делится с читателями профессиональным арго оперных певцов, дирижеров и инструменталистов. По наводке tosher.

Профессиональные музыканты ругаются, что список не полон и вообще дилетантизм, но ближайшие выпуски Second Hand'а, похоже, обогатятся новыми терминами:

Баран в голосе - серьезный недостаток у вокалиста, а именно - резкая тремоляция, искажающая высоту звука.
Бемоль - живот при беременности («Она с бемолем ходит»).

Взлабнуть - сыграть. Как именно - зависит от
интонации. «Надо бы нам с тобой взлабнуть» - это когда музыканты мечтают
сыграть что-то вместе к обоюдному удовольствию. «Взлабнули вчера на
шару, ништяк, прокатило» - это значит, что сыграли кое-как, без
репетиций.
Вокалюга - певец, который очень громко поет с точки зрения инструменталиста.

Все на полкирпича - когда певец все ноты поет чуть ниже, чем надо.
Выплюнуть связки - выражение, которое в ходу у певцов после исполнения любой сложной партии с большой вокальной нагрузкой.

География - термин для работы с оперным режиссером. Означает откуда и куда идти по сцене.
Горловик - певец с дефектом вокализации, жестким, «горловым» тембром.

Дать петуха - некачественно взять ноту, обычно верхнюю. Киксануть
(кикс - термин из бильярда, означающий неудачный удар кием по шару) -
примерно то же самое у духовиков. Вечная оркестровая головная боль - валторновый кикс.
Дошник - нота «до» третьей октавы, для теноров и сопрано являющаяся примерно тем же, чем прыжок в три оборота для фигуристов. Решник -

соответственно четверной прыжок. Самый знаменитый пример - теноровая
ария из «Дочери полка» Доницетти с девятью верхними «до». Для
колоратурного сопрано, голоса наиболее легкого, тем же испытанием
является фашник, то есть «фа» третьей октавы. Классический пример - ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта.
Дудки - струнные инструменты: скрипка, альт,

виолончель. «Как тебе моя новая страдивариевская дудка?» - пример
утонченного юмора исполнителя-струнника.
Дýхи - духовики.

Игра со шмальцем - игра на струнных с ярко выраженными «еврейскими» оттенками, с глиссандо и т.д. В наше время - скорее признак дурного вкуса.
Как собачий нос - крайняя актерская невыразительность.

Картошка - целая нота (то есть самая крупная по длительности).
Кач - еще один дефект вокализации, как правило, у певцов в возрасте.

Кочумать - очень распространенный среди музыкантов
термин, означающий примерно то же самое, что и в воровском жаргоне:
молчать, вести себя тихо, отдыхать. Но есть специфические трансформации.
Мольто кочумато - вполне устойчивое дирижерское
выражение, совет певцу не выкладываться в данном музыкальном фрагменте,
петь тихо и расслабленно, беречь силы для более ответственного места.
Кошпырять - играть неуверенно, сбивчиво.

Металл в голосе - яркость в голосе, к которой стремятся певцы.
Меццуха - меццо-сопрано.

Милицейский свисток - распространенный недостаток вокализации колоратурных сопрано.
Морж - певец, которого обычно ставят на партии «кушать подано». Устойчивое словосочетание - моржовая партия.

Налить - спеть полным звуком, заполнить все акустическое пространство зала, поразить объемом голоса.
Орево - крикливый стиль пения.

Отоварить - очень похвальный термин среди
вокалистов, исключающий какую-либо снисходительно-бытовую коннотацию,
которая может померещиться поначалу. Означает - спеть с необходимым
тембровым наполнением.
Пéрепел - состояние усталости голоса после чрезмерной нагрузки.

Режопера - режиссерская опера (которую обычно еще называют «осовремененной»).
Репа - репетиция.

Руки как ноги - рабочее выражение у пианистов после долгого перерыва в занятиях.
Силовик - певец, поющий натужно.

Ходить на жмура - играть на похоронах.
Хрящ - характерный неприятный призвук у струнников.

Ча мажор - фальшивое пение.
Черная икра - много черненьких нот (то есть шестнадцатых, тридцать вторых - коротких длительностей, которые обычно располагаются кучно).

Шкаф - контрабас.
Шкварка - плохой контрабас.

Штырять - играть в переходе, на улице. Ни в коем
случае не путать с глаголом «штырить» - что значит «вонять перегаром»
(«от тебя штырит за версту»). Соответственно штырщик - уличный музыкант, штырка - место для уличного музицирования. Устойчивое выражение - идти на штырку.
Шубой по печке - неполетный голос с неярким тембром.

Шубой по роялю - спеть или сыграть что-то слишком тихо, когда из зала не слышно.
Щас я им объясню в до мажоре - выражение крайнего негодования.

не про каверы

Previous post Next post
Up