Проектная работа

May 06, 2013 23:39

Проектная работа с детьми или как сделать так, чтобы информация была усвоена на 100%?

Ни для кого не секрет, что информация запоминается в некоторых случах лучше, а в других - хуже. Сегодня, мы с вами попытаемся приоткрыть часть секретов работы с детьми, а может быть и со взрослыми, по усвоению какого-то знания.

Итак, сначала немного теории.
К наименее эффективным способам и ситуациям овладения информации можно пречислить следующие:
1.     Пассивное прослушивание теории от стороннего человека, в особенности не запоминается ничего, если нет мотивации и интереса (уже вспоминаете скучные школьные уроки?);
2.     Информация выданная”кусками”, не связанная ничем с ранее освоенной;
3.     Информация не закрепленная итоговой работой, комплексным выводом;
4.     Негативная мотивация, угроза наказания и прочее. Т.е. “если не сделаешь, то по попе…” или “тебе надо это сделать, иначе будешь неудачником…”, все это в равной степени призывает нас и наших детей к мысли, что жизнь трудна и полна разочарований и только, делая что-то неприятное, можно добиться успеха. Странная теория;
5.     Страх быть отрицательно оцененым, негативный опыт обратной связи в прошлом. Если кто-то постоянно критикует итоги работы, если нет позитива вообще, если всегда все плохо и требует корректировки, то возникает справедливое - а зачем вообще тогда что-то делать, делать хорошо, если всегда и все плохо?

К наиболее эффективным можно отнести:
1.     Информация усвоенная на опыте, в труде, в эксперименте, в жизни;
2.     Пересказ, объяснение ранее полученной информации другому;
3.     Проектный характер работы, т.е. комплексное изучение предмета с разных сторон на протяжении некоторого времени;
4.     Если у человека есть возможность задать вопросы, любые, даже глупые, не опасаясь быть осмеянным;
5.     Если у человека есть возможность поделиться своим мнением относительно темы;
6.     Личная мотивация, интерес;
7.     Позитивное отношение к продукту своего труда, ожидание позитивной или справедливой (с корректировками) оценки своей работы.

Мне хотелось бы особенно выделить проектную работу в качестве инструмента эффективного обучения. Ее можно использовать как с детьми 3х лет, так и с детьми 5 лет, и уж тем более с детьми 7 лет и старше.

Итак, что же представляет из себя проект?
Тему можно выбрать любую. Приведу пример нашего недавнего занятия.
Идея и способ ее воплощения родились совершенно спонтанно. Мы читали книгу "Город добрых дел" Скарри Ричарда и там увидели как строят дом.
Работа была поделена на следующие блоки:
1 день - Подготавливаем материалы, красим некоторые коробки (дом мы делали в несколько этажей, склеивая разные коробки из под ботинок и других вещей вместе);
2 день - Планируем дом, устанавливаем и так и эдак коробки, определяемся с конечным вариантом, фотографируем;
3 день - Возводим сам дом (каркас). Склеиваем коробки между собой;
4 день - Вырезаем окна, дверные проемы, проемы для лифта;
5 день - “Закладываем кирпичами” чердак и одну комнату, сделали даже кирпичный пол для красоты :). Обклеили коробку маленькими кирпичиками (прямоугольники бумаги). Обложили кирпичиками чердак. Сделали лестницу из картона для чердака. Аппликация, работа с ножницами;
6 день - “Провели воду”, холодную (по трубочкам). Установили бак для нагрева воды, провели горячие "трубы" в доме. Провели воздуховод, установили котел для нагрева воздуха. Рисование, общее развитие;
7 день - Сделали коврик для комнаты, аппликация бумажная с паровозом;
8 день - “Провели электричество”. Протянули провода (нитки) по всему дому. Установили розетки. Много в каждой комнате. Рисование, работа с бумагой, работа с ниткой и иголкой;
9 день - Сделали печку (камин из глины). Сделали посуду из глины. Сушим. Сделали радар тоже из глины, (что за радар я так и не поняла, но получился красивый). Лепка;
10 день - Повесили самодельные картины в гостиной. Рисование.

В процессе мы читали разные книжки, учили стихи и смотрели мультфильмы и просто видео о строительстве и доме вообще, о дружной команде, о друзьях-соседях. Тут же вся методическая часть наших занятий была переделана под тему. Мы собирали Никитинские квадраты “дома”, мы играли в математику с числами-соседями, мы измеряли строительные грузы, их величину и вес и так далее.

Тема - Дом.
Основные блоки темы:
·       Строительство дома (технология, этапы, строительная техника, профессии строителей, инструменты),
·       Истории, сказки, стихи, связанные со строительством дома,
·       Использование продукта своего труда.

Честно признаюсь, что полностью проект мы не закончили, так и стоит и ждет наш дом окончательных отделочных работ в виде обоев в некоторых комнатах, а также завоза мебели и жильцов. Нам всего лишь скоро 4ре года и мы очень горды, что нас хватило на такой большой пласт информации.

Вы, наверное, заметили, что проектная работа подразумевает не только разделение работы по этапам, блокам, но и разные виды работы. Мы традиционно и под любым предлогом используем следующие:
1.     Развитие руки - лепка, рисование, работа с бумагой, клеем, ножницами;
2.     Развитие речи - чтение литературы по теме, разучивание стихов, проигрывание сказок;
3.     Общее развитие - обсуждение темы, а также информации, близкой к теме;
4.     Эксперименты - самостоятельная работа по усвоению разных свойств предметов, по получению опыта взаимодействия с разными вещами, в том числе и негативного опыта взаимодействия;
5.     Доведение дела до конца, чему помогает - разделение на маленькие шаги, правильная мотивация. Мы часто рисуем или пишем (для тех, кто умеет читать) план работ, вешаем его на видное место и отмечаем то, что уже сделали;
6.     Музыкальное развитие - работа под музыку, прослушивание музыкальных композиций по теме;
7.     Вовлечение предмета в жизнь, игру. Мы, например, используем этот дом для ролевых игр, очень удобный большой дом получился.

Вот такой пример проектной работы мы описали.
Кстати, наши программы, тоже постороены по принципу проекта:
-       Одна тема;
-       Общая конва;
-       Разные способы усвоения информации;
-       Самостоятельная работа;
-       Призыв к мотивации, заинтересованности;
-       Возможность прорабатывать тему и дальше дома;
-       Итоговые выводы по работе.

Желаем Вам приятного времени вместе в вашими детьми!
До новых встреч.

психология, развитие, занятия с ребенком

Previous post Next post
Up